Музыкальное, театральное, изобразительное искусство




 

Мелодии украинских народных песен легли в основу музыкальных произведений украинских и русских композиторов. Великий русский композитор М. И. Глинка, находясь на Украине, обратил внимание на природную одаренность одного из юношей и повез его в Петербург, где начал обучать музыкальному искусству. Это был С. С. Гулак-Артемовскцй — известный певец и композитор. Самый большой вклад его в развитие музыки — первая украинская опера «Запорожец за Дунаем».

Творчески обработав несколько украинских народных мелодий, М. И. Глинка написал романсы «Гуде вітер вельми в полі» и «Не щебечи, соловейко» на слова поэта В. Н. Забилы, с которым композитор познакомился на Украине. В 1857 г. в Петербурге вышел в свет составленный Н. А. Маркевичем сборник украинских песен с нотами. На следующий год там же вышел еще один нотный сборник песен, составленной чешским музыкантом Алоизом Едличкой, который многе'лет работал на Полтавщине и в Восточной Галиции. Тут же, в Восточной Галиции, сформировался как композитор-профессионал М. М. Вербицкий — автор восьми симфоний-увертюр и музыкальных произведений на слова Пушкина и Федьковича.

В условиях крепостнической действительности театральное искусство развивали традиционные коллективы из крепостных крестьян. Они ставили балетные и оперные спектакли, выезжали на гастроли в крупные города Украины. Но крепостные актеры, даже овладев высотами театрального искусства, терпели грубые издевательства помещиков, могли быть наказаны плетьми.

Заслуженной славой в начале XIX в. пользовался любительский театр в селе Кибинцы на Полтавщине, руководителем и режиссером которого был отец писателя Н.В. Гоголя — В. П. Гоголь-Яновский. Тогда же в Полтаве построили специальное театральное помещение, на сцене которого начала выступать аматорская группа под руководством И.П. Котляревского. И.П. Котляревский был инициатором выкупа из неволи русского актера М.С. Щепкина, который в начале своей театральной деятельности был крепостным. В спектаклях по пьесам этого украинского драматурга Щепкин выступал на сценах Москвы и Петербурга (из курса украинской литературы вспомните названия и содержание этих пьес).

Выдающийся украинский артист К.Т. Соленик начинал свою деятельность на сцене профессионального театра, директором и режиссером которого был Г. Ф. Квитка-Основьяненко.

И полтавский, и харьковский театры ставили спектакли не только по пьесам украинских драматургов, но и по произведениям Пушкина, Гоголя, Грибоедова.

Демократизмом, гуманизмом, критикой самодержавно-крепостнического строя проникнуты многие произведения изобразительного искусства того времени. Вершин в искусстве гравировки (нанесения рисунка на твердый металл) достиг воспитанник выдающегося русского художника К.П. Брюллова Т.Г. Шевченко. За это Академия художеств в Петербурге присвоила ему звание академика. Кисти и карандашу Шевченко принадлежат более 130 портретов. Социальные мотивы отчетливо выступают в сериях его рисунков «Притча о блудном сыне», «Живописная Украина», а также в разных зарисовках из жизни казахского народа, среди которого жил Шевченко в ссылке.

Выдающийся художник В. А. Тропйнин почти 30 лет был крепостным одного из помещиков на Винничине. Нарисованные им портреты воссоздают реалистические образы современных ему украинских крестьян и крестьянок, героев народных восстаний. В частности, кисти Тропинина принадлежит единственный портрет Кармалюка, написанный с натуры. Перед зрителем — привлекательный образ известного вожака антикрепостнического движения на Подолии и Волыни в первой половине XIX в. Долгое время портрет был известен под замаскированным названием «Украинец». Действительно, ничего героического в образе Кармалюка художник не подчеркнул. Это настоящий выходец из крестьян. Народная одежда: свитка и вышитая сорочка-чумачка. Голова стрижена под скобку, по-подольски. Видны натруженные руки. Словом, это портрет подлинно народного вожака — человека, который и жизнью, и судьбой был неотделим от народных масс.

Таким образом, реальная жизнь народа, его борьба против эксплуататоров находили воплощение во всех отраслях братских культур — русской и украинской. Так передовые ученые, писатели, композиторы, артисты, художники внесли свой вклад в освободительное движение трудящихся против ненавистного феодально-крепостнического строя, против самодержавия.

 


Список литературы

1. Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. «История Украинской ССР: 8-9 класса» - К., 1989

2. Сергиенко Г.Я. «Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса» - К., 1987

3. Власов В.Ф. «История 8 класса» - К., 2002

4. Телихов Б.В. «Развитие Украины» – М., 1987

5. Сарбей В.Г. «СССР в истории Украины» – Х., 1999



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: