Эпидемия свободного стиха




Говард Филлипс Лавкрафт

Тревожная распространенность "стихов" без формы, остроумия или художественной красоты в современных периодических изданиях вызвала немалую тревогу среди истинных друзей поэзии, и дала начало предчувствию, что Эонийское искусство вступило в определенную фазу упадка. Однако журнал "Консерватор" считает, что эта ситуация является более сложной и, в основном, менее угрожающей, чем это кажется на первый взгляд.

Необходимо помнить, что несмотря на сходство фантазии человека и способов её выражения, есть чёткое различие между радикализмом мыслей и идей, и простым радикализмом формы. И в то время как наиболее печально известные образцы свободного стиха представляют собой полный хаос и по структуре и по смыслу, большинство из того, что получает пропуск в уважаемые журналы, является декадентским только в технике сочинительства. У братства поэтов появилась новая игрушка, и у каждого должно быть время поиграть с ней; но лучшие из поэтов с рождения обладают слишком хорошим вкусом и здравомыслием, и держатся вдалеке. Они скорее будут писать настоящие стихи случайно, не смотря на самих себя, поскольку не могут преодолеть законы естественных ритмов в выражении поэзии. Даже сейчас работа этих поэтов переполнена случайными реакциями на нормальную рифму и разумный метр. Наш товарищ-любитель г-жа Реншоу – в высшей степени хороший поэт, несмотря на её радикальные теории. Недавно она сочинила явный верлибр, который в действительности является чётко определяемым ямбом с вариациями в длине строк. Прирожденный поэт невольно одержал победу над радикальным теоретиком! Так что мы можем довериться тому, что время само вернёт действительно одарённых экспериментаторов обратно в наше сообщество.

Вторую совершенно эксцентричную школу свободных поэтов олицетворяет Эми Лоуэлл, худшая из них. Эта школа есть пёстрая орда истеричных и слабоумных декламаторов, основной принцип которых – запись на бумаге своих кратковременных настроений и психопатических явлений с помощью любых бесформенных и бессмысленных фраз, которые только могут прийти им на язык или на кончик пера в моменты приступа эпилепсии. Эти жалкие существа естественно подразделены на различные типы и школы; каждая выражает определенные "художественные" принципы, основанные на аналогии с поэтической мыслью других эстетических источников, таких как форма, звук, движение и цвет. Но эти авторы сходны между собой в главном – в отсутствии чувства меры и оценки пропорций. Они полностью отвергают интеллект (которым они не могут обладать ни в какой степени), и это является их гибелью. Каждый такой "свободный поэт" записывает звуки или символы звуков, которые дрейфуют через его голову, нисколько не заботясь и не думая о том, что эти мысли могут быть непонятны другим. Тип впечатления, которое они получают, и запись о нём неправильны и не могут быть переданы людям с нормальной психикой; поэтому нет никакого истинного искусства или даже зачатков художественного импульса в их излияниях. Эти радикалы оживляются умственными или эмоциональными процессами, а не поэзией. Они ни в каком смысле не являются поэтами, и их работа, будучи совершенно чуждой стихосложению, не может быть процитирована в качестве признака упадка поэзии. Это скорее тип интеллектуального и эстетического разложения, для которого "свободный стих" – только одно из проявлений. Это – тот же упадок, что производит "футуристическую" музыку, "кубистскую" живопись и скульптуру.1

Если нужны конкретные примеры двух видов неметрического стиха – настоящего поэтического и явно неправильного, чтобы продемонстрировать их различие, то читатель может сравнить "Невнятное горе" Ричарда Олдингтона (" The Poetry Review ", август 1916) со следующим отрывком нравоучительной бессмыслицы, написанной одним из так называемых "Спектристов"2, не обладающим даже чувством юмора. Этот отрывок был найден "Консерватором" в одной причудливой колонке из Нью-Йоркской газеты. Полная нелепость и нелогичность этого сочинения сама просится к нам в качестве примера. Мистер Олдингтон – поэт подлинной глубины и чувств, несмотря на его неуклюжие стихи. Читатель может судить о нём самостоятельно, без помощи критиков и комментаторов. А теперь сравните его поэзию вот с этим:

"Её душа была в веснушках

Как лысая голова

Больного желтухой еврейского банкира.

Её честное приметное лицо сморщилось подобно

Мышцам питона-альбиноса.

Она думала, что похожа на Мону Лизу.

Это демонстрирует тщетность взглядов". 3

И тщетность принятия хронически свободных "поэтов" как серьезного фактора в состоянии современной литературы!

 

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА.

ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ: "Conservative " 2, №. 4 (Январь, 1917): 2-3 (без подписи). Часть колонки "В Кабинете Редактора”. Самая исчерпывающая попытка ГФЛ опровергнуть принципы Имаджизма и свободного стиха. В конце он несколько софистски утверждает, что такой стих чужд самой сущности поэзии и поэтому не является каким-либо признаком поэтического упадка.

Примечания

1. Футуризм был недолго живущим эстетическим движением, основанным итальянским поэтом Филиппо Маринетти в 1909-м году. Он якобы обращался непосредственно к явлениям современного мира, пытаясь изобразить динамику, а не статические картины. Как движение в музыке, футуризм был, в основном, связан с работами Франческо Прателлы (1880-1955) и других итальянских композиторов 1910-х и 1920-х годов. См. стихотворение «Futurist Art» Лавкрафта (1917; The Ancient Track: Complete Poetical Works (Night Shade Books, 2001), 223).

2. Движение "Спектрист" было пародией на авангардистские движения в поэзии, организованное Артуром Дэйвисоном Фике (1883-1946) и Виттер Биннер (1881-1968). Они издали сборник "Спектра" (1916), подписавшись как "Эмануэль Морган и Энн Ниш". В своём предисловии они написали, что "Spectric" означает увертюры, наброски, или призраки, которые в представлении поэта захватывают все объекты из видимого и невидимого миров. Их тёмные проекции, иногда гротескные, окружают настоящее, придавая ему идеальный смысл и поэтическую ценность". Многие поэты и критики были обмануты этим движением, пока Фике не разоблачил его; ГФЛ, очевидно, никогда не поддерживал данное движение. Посмотрите его "Amissa Minerva" (1919): “Здесь возникают формы Либриста, Кубиста, Спектриста; / Ядовитыми парами омрачают они кристальные небеса” (ll. 5657; "The Ancient Track: Complete Poetical Works " 236).

3. Стихотворение, названное "Опус 195", появляется в "Спектре" от имени Энн Ниш, но на самом деле оно было написано Артуром Дэйвисоном Фике.

 

Источник текста:

H.P. Lovecraft



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: