Находясь в матхе, Вивекананда почти все время посвящал обучению санньясинов и брахмачаринов, считая это главной задачей: он проводил многочасовые медитации, духовные песнопения, уроки санскрита и индийской философии, беседы о йоге и пути к просветлению. Идеал монашеской жизни, который он старался привить ученикам, состоял в отречении от собственных желаний для служения всеобщему благу – до тех пор, пока личное не растворится в сверхличном. «Санньяса – это свобода души в духе служения! – неустанно повторял он и добавлял. – Целомудрие должно струиться подобно пламени по вашим венам!»
Единственным ключом к просветлению Вивекананда считал сочетание самоотверженности с воздержанием. Монашеская жизнь в его понимании была непрерывной битвой со своей природой, с низменными страстями и своекорыстными побуждениями. Ничто не радовало его больше, чем прилежание учеников к уединенным медитациям и подвижничеству. «Никаких компромиссов! – восклицал Вивекананда, едва заметив неуверенность или равнодушие. – Не смейте украшать гирляндами трупы! Моим детям подобает быть храбрецами! Исповедуйте высочайшую истину, не опасаясь никаких потерь!»
Снова и снова он повторял, что служение ближним важнее личного освобождения, побуждая учеников посвятить жизнь спасению народа от нищеты – как мирской, так и духовной. И когда кто-то заметил, что слишком трудно примирить секты и верования в стране, Вивекананда отрезал: «Уходи и не возвращайся сюда больше, если эта задача тебе не по силам! Но помни, милостью Господа все возможно!»
Проницательный взор Вивекананды подмечал все, происходившее в монастыре, и он строго отчитывал за любой беспорядок. Обнаружив невымытые полы, он часто принимался за уборку сам, чтобы дать ученикам урок чистоты. Следил он и за тем, как они питаются, особенно пресекая переедание перед сном, и за тем, на чем спят, настаивая на жестких постелях. Как-то раз, неожиданно посетив зал для вечерней медитации и не обнаружив там некоторых учеников, отсутствие которых не имело веских оправданий, он лишил их ужина.
|
Однако требовательность не была односторонней, напротив, когда Вивекананда был тяжело болен и брат-санньясин попытался разогнать учеников, донимавших его вопросами, он не позволил: «Если ради наставлений сыновьям мне придется расстаться с телом, Господь не упрекнет меня!»
Но он не старался превратиться в кумира, и когда в монастырь пришел великий святой Наг Махасайя, желая поклониться «живому Шиве», Вивекананда прервал занятия в классе, чтобы ученики смогли встретиться с ним. Рамакришна не позволил ему оставить мир, и Наг Махасайя исполнил волю учителя. «Посмотрите, – воскликнул Вивекананда, – он даже не монах, а обычный домохозяин, но ему не важно, есть ли у него тело, существует ли мир вокруг него, ибо помыслы этого человека сосредоточены на Господе! Перед вами живой пример, как преображается душа, стяжавшая высшую преданность Богу!» И, почтительно склонившись перед Нагом Махасайи, он попросил его поведать ученикам что-нибудь о Рамакришне, однако тот смущенно ответствовал: «Ты сам – продолжение Аватара, и что я могу добавить к твоему учению…»
Никогда и никто еще в Индии не уделял столько внимания образованию женщин, сколько Вивекананда, возложивший эту непростую задачу на Сестру Ниведиту, но бдительно следивший за ее исполнением. Во время странствий по Индии он сам основал несколько женских монастырей и – что было совсем уж новшеством – так называемых «центров помощи женщинам», поручая руководство ими специально подготовленным ученикам, хорошо представлявшим проблемы индийских женщин и способы их решения.
|
Поскольку Ниведита имела опыт заведования школой в Англии, с первой же встречи Вивекананда вел с ней долгие беседы о положении женщин в Индии, предполагая создать систему образования женщин, которых раньше воспитывали лишь дома. Сначала Ниведита открыла школу для девочек в Калькутте, куда Вивекананда часто наведывался, чтобы посмотреть, как идут дела, хотя и предоставлял ей полную свободу действий. Сарада Деви приняла Ниведиту как родную дочь, и та подолгу гостила в ее доме, где познакомилась с индусками, не только прекрасно знавшими эпос, искусство и религии Индии, но и полностью поглощенными духовной практикой – молитвой, подвижничеством и исполнением ритуалов в стремлении к самореализации. Ниведита просила самого Вивекананду благословить ее начинание, и он ответил: «В этом нет нужды, ведь твоя работа воистину благословенна!»
«Брахман здесь!»: продуманный уход из мира
Тело Вивекананды становилось все менее пригодным орудием для работы в миру, и всю надежду он возлагал на братство образованной молодежи, готовой принести в жертву свое будущее ради возрождения индийского народа. «Вы должны считать себя слугами Господа», – внушал он как-то вечером ученикам, собравшимся вокруг него во дворе матха, где они уселись под манговым деревом. Лицо его было обращено на запад, глаза мерцали в полумраке, а тело слегка вибрировало от странного духовного переживания.
|
Обведя взором санньясинов, Вивекананда встрепенулся: «Да и где еще вам искать Брахмана? Всевышний пребывает в каждом существе! Здесь, здесь явленный Брахман! Позор тем, кто пренебрегает видимым Брахманом, устремляясь к иным вещам! Прямо здесь, перед вами, воплощение Брахмана – не менее осязаемое, чем манго в ваших руках… Разве вы не видите? Здесь, здесь, здесь Брахман!!!»
Столько силы вложил Вивекананда в свои слова, что наступила глубокая тишина, как после долгой медитации, а ученики застыли в молчании, подобно мраморным статуям. Свами Премананда в тот момент, после омовения в Ганге, направлялся совершать пуджу, но слова брата сковали его на месте, и он замер в полной неподвижности. Только четверть часа спустя Вивекананда молвил: «Что ж, ступай совершать богослужение», – и к нему вернулось обычное сознание. Но сцена запечатлелась в душах обитателей монастыря настолько отчетливо, что каждый мог вызвать ее в памяти годы спустя.
Никто уже не сомневался, что учитель намерен покинуть мир. Как-то раз братья-санньясины вспоминали былое, а среди прочего всплыло в памяти и пророчество Рамакришны, что Вивекананда уйдет из жизни по собственной воле, исполнив до конца свою миссию и осознав, кто он и откуда пришел. Один из братьев полушутя обратился к Вивекананде: «Как, ты уже знаешь, кто ты такой?» – и неожиданно услышал серьезный спокойный ответ: «Да, теперь я знаю!» Братья примолкли, и никто не возвращался к этой теме, но все ждали конца.
Однако Вивекананда словно и не собирался никуда уходить, наслаждаясь покоем монастырской жизни, проводя последние дни в выращивании цветов в саду и заботе о домашних животных. Болезни не отступали, а лишь усугублялись, но сам Вивекананда нередко проявлял способности к исцелению ближних, снимая самые тяжелы приступы несколькими словами молитвы. Тем не менее, он постепенно отстранялся от дел, перекладывая их на братьев, а вскоре велел разослать всем ученикам приглашения посетить матх, вызвав их даже из-за границы. Попросив календарь, он долго изучал праздники и астрологические прогнозы, и только потом люди догадались, что он выбирал день, благоприятный для расставания с телом. Прогуливаясь со Свами Преманандой по берегу Ганги, он также невзначай произнес, указав на сухое ровное место (теперь там стоит храм Вивекананды): «Когда я оставлю тело, кремируйте его здесь». Так мало-помалу он тщательно подготавливал ситуацию, чтобы его исчезновение с лица земли не повредило продолжению его дела.
И все же уход оказался внезапным, ибо весь последний день Вивекананда провел в обычных монастырских делах, посещая классы и наставляя учеников. Наступил вечер, и учитель начал погружаться в себя, а когда зазвонил колокол, призывая к пудже, направился в комнату для медитации. Обратившись лицом к священной Ганге, Вивекананда просил никого не входить до тех пор, пока он сам не позовет. Спустя несколько часов раздался его тихий голос, словно исходящий из глубины духа, и он попросил поспешившего на зов ученика овеять опахалом его голову. Вивекананда пролежал на постели неподвижно почти час, и было трудно понять, спит он или все еще медитирует. Внезапно по его рукам прошла дрожь, а грудь поднялась от глубокого вдоха, и тело снова затихло на пару минут. Затем учитель вдохнул еще раз, взгляд его сосредоточился на межбровье, лик засиял блаженством – и все…
Даже после подтверждения врача, что наступила именно смерть, никто не торопился в это поверить. Тело оставили в комнате на целые сутки в надежде, что Вивекананда еще вернется к обычному сознанию из какого-то высшего самадхи. Однако трупное окоченение становилось все более явным, и прах учителя было решено предать огню на выбранном месте. Некогда произнесенные Вивеканандой слова теперь обрели для покинутых учеников особый смысл: «Вероятно, наступит время, когда лучше оставить тело, сбросив его подобно изношенной одежде… Но я не намерен прекращать работу! Я буду вдохновлять людей повсюду во Вселенной до тех пор, пока весь мир не постигнет свое единство с Господом!»
Часть 4
«Вселенная Вивекананды» в проекте
«Человеко-делание – вот моя миссия! – так кратко пояснял Вивекананда проект по преобразованию Вселенной и уточнял условия его осуществления: – Реальность – это Бог!» Мы подробно рассмотрели, как на протяжении всей жизни Вивекананда «работал над человеком», и видели, что ему удалось воплотить, бегло поясняя его замыслы, а теперь настало время представить картину нового мира в целом.
Как известно, Вивекананда исходил из учения Рамакришны о единстве всех религий как путей, ведущих к богореализации. Обычно исследователи выделяют три черты, которые отмечают преобразование исходных идей. И впрямь, достаточно очевидно, что Вивекананда перенес внимание с самореализации на достижение всеобщего блага, – то есть «выдвинул на первый план социальные вопросы». Далее, он развил учение Рамакришны на тех уровнях, которые были недоступны последнему просто из-за недостатка соответствующего образования. Вивекананда перевел религиозные вопросы на более высокий и «тонкий» уровень философии, а также расширил их спектр, включив их в контекст исторического развития культуры, считая образование «панацеей» от всех болезней общества. Но ученые не замечают в системе Вивекананды главного – настояния на важности духовной практики!
Для самого Вивекананды слово «практика» не ограничивалось значением опыта человеческого существования, а отсылало к сознательной работе над получением такого опыта, который в рамках обычной жизни просто недоступен. Вивекананда подчеркивал, что религия – вопрос не веры, а духовного делания и реализации; а свою философию «нео-веданты» так и называл – «практическая веданта».
На самом деле учение Вивекананды сложно называть «системой», ибо три уровня развития человек проходит последовательно: религия, философия, духовная практика, где религия – богослужение, философия – осознание себя в Боге, а духовная практика – преобразование себя в Бога. Но поскольку Вивекананда всегда был «смешан» с толпой окружавших его людей, ему приходилось в обращении к ним смешивать и понятия, и целые пласты знания. Порой трудно разобраться, о чем он говорит, коль скоро религия индуизм может представать как духовная практика, а философия веданты – сводиться к чистой религии. Но не следует забывать, что такое смешение вообще характерно для индийской традиции, где «человек культурный» воистину представляет микрокосм и не отделяет высшее от низшего. Поэтому мы постараемся внести ясность в учение Вивекананды, остановившись на каждом из аспектов и не нарушая цельности.
Но можем ли мы вообще доверять «проекту» Вивекананды, осуществимы ли его идеи, обладал ли он силой прозрения? Ведь без положительного ответа на эти вопросы Вивекананда остается лишь историческим деятелем, сыгравшим роль в прошлом, но не обладавшим никакой силой влиять на будущее человечества. И тогда зачем тратить время на изучение его духовных проектов, если они не связаны с реальным развитием, тем более, если они касаются «только Индии»?
Вивекананда сделал три предсказания, два из которых сбылись, поэтому нам стоит со вниманием отнестись и к третьему. Во-первых, он за полвека, почти с точностью до года, предсказал освобождение Индии от колониального гнета. В те времена в такой поворот событий было трудно поверить, ведь сами индийцы взирали на англичан как на носителей прогресса, а их владычество воспринимали почти как «милость Божию». Во-вторых, Вивекананда предвидел, что первая пролетарская революция произойдет в России, что и не снилось даже самому Марксу, ведь в тот период основным занятием русского народа было земледелие. И, наконец, в-третьих, можно ожидать, что Индия превратится в могущественную державу, направляющую всю мировую политику. Надо признать: современная Индия по-прежнему производит удручающее впечатление нищетой, грязью и невежеством основной массы народа, но ведь «духовное завоевание» Запада, предпринятое Вивеканандой, состоялось, и влияние индийской культуры саморазвития поистине глобально! Так что ждем…
Глава 1