Идеал миссии – «воздержание от спасения»




Когда молодой индиец пожаловался Вивекананде, что в доме слишком шумно для медитации, тот ответил: «Друг мой, открой глаза, поднимись и распахни двери на улицу, откуда доносится этот досадный шум, и ты увидишь, сколько кругом нищих и страждущих, нуждающихся в твоей помощи!» Вивекананда не был новатором, ибо с древнейших времен в Индии кроме «для себя просветленных» существовали и другие духовные идеалы: риши, направляющий действия целого народа, аватар, сошедший с небес на землю для восстановления добродетели.

Боговоплощения не были для индийцев чем-то неслыханным, а происходили временами как нечто само собой разумеющееся. Вивекананда объяснял необходимость множества пророков и боговоплощений тем, что каждая религия имеет не только «вечную» сущность, но и «переменную» составляющую, которая зависит от исторических обстоятельств. Каждый пророк играл важную роль на сцене истории, направляя ход событий на целые столетия вперед. Сияющий дух пророка был и творением божьим, и творцом человеческого общества; это был выходец из народа, преображенный духовной практикой. Аватар отличается от риши тем, что не «избирается» на роль миссии, а нисходит в качестве такового: Бог рождается на земле по своей воле, чтобы явить людям сущность божественной жизни. Те и другие духовные учителя человечества верят в себя, в свою слитность с Господом, наставляя людей своим присутствием, часто в совершенном молчании. Миссия – это «передача духа».

Каждый мессия приносил людям особое послание, и не следует удивляться этой «многоликости» божественной жизни. Вивекананда взывал к людям: «Не считайте идеалы каменными статуями! Только когда вы приметесь самостоятельно мыслить, для вас начнется духовная жизнь. Деятельность мышления требует проведения различий, а в способности различения состоит жизненность. Различие – источник жизни, красоты и искусства бытия!»

Какие послания приносили с собой аватары? Кришна наставлял: «Тот, кто живет в гуще мира, честно работает и преподносит плоды трудов своих Господу, никогда не будет затронут злыми силами!» Будда призывал: «Искорените эгоизм, будьте не привязаны к миру!» Христос напоминал: «Бодрствуйте, ибо близится Царствие Небесное!» Магомет настаивал на братстве всех мусульман, независимо от страны, нации, достатка и прочих условностей. В конце концов, Вивекананда заключает перечень призывом: «Мир нуждается в посланиях всех пророков, и каждый человек должен стремиться стать пророком!» Пророки и аватары – не создатели религий, а воплощения принципов, примеры жизни в истине, и их личности велики благодаря миссии. Здесь Вивекананда явно расходится с представлениями о том, что обычный человек и после просветления не способен достичь состояния боговоплощения.

Как стать пророком? Вивекананда считает путь карма-йоги самым подходящим для этой цели, призывая не ждать самореализации, чтобы «снисходить» до помощи ближним, а начинать с труда в миру и постепенно «восходить» к высотам духа. Для того чтобы показать действенность карма-йоги, Вивекананда часто рассказывал притчу о лесном отшельнике.

Некий подвижник пребывал в медитации, но мелкая птичка вывела его из погружения в себя своим чириканьем. В гневе он взглянул в ее сторону, и бедная пташка сразу упала замертво. Смекнув, что он всего достиг, отшельник решил направиться в город учить людей, но ему предстояло многому научиться. Ожидая подаяния у ворот дома, он почувствовал легкое раздражение, но хозяйка попросила его подождать и заметила: «Я все же не птичка, чтобы спалить меня гневом!»

Пораженный подвижник пожелал выведать, какими практиками она достигла таких способностей к видению, но та ответила: «Я простая женщина, и никакой йогой не занимаюсь. Всю жизнь я честно служу мужу и детям, и Господь благословил меня даром провидения». Затем она направила его на рынок, чтобы встретиться с человеком еще более выдающимся, который оказался… мясником. Тот тоже попросил его подождать до вечера, пока он не закончит работу и не накормит престарелых родителей, а после прочел написанный ночами трактат, содержавший духовные откровения необычайной силы. Отшельник не выдержал и вскричал: «Как такой высокодуховный человек может заниматься столь мерзким делом?» Мясник покачал головой и мягко возразил: «Милый мой, долг не может быть мерзким!»

«Освобождение»: иллюзии и реальность

Для современного западного человека «освобождение» в индуистском варианте, подобное участи Павхари Бабы, выглядит жутковато, поэтому, увлекаясь восточной премудростью, следует быть поосторожнее. Цели, которые ставит перед собой лесной отшельник, далеки от смутного предчувствия «свободы», что вдохновляет ныне встать на путь духовной самореализации. В целом, Вивекананда оказался пророком и в предпочтении идеала, ибо большинство искателей истины сегодня скорее выберут путь «миссии» – реализоваться, чтобы оставаться среди людей и помогать им в достижении тех же духовных высот.

Конечно, на этом пути тоже немало опасностей, главная из которых – необратимость изменений. Человек «встраивается» в путь, который вскоре начинает вести его сам по себе, и события развиваются уже настолько неумолимым образом, что вернуться к прежней жизни просто не получится. Вивекананда часто предостерегал от фанатизма, но вовсе не пытался запугать учеников или следить за каждым их шагом. Бояться духовной практики тоже не следует, ибо, как замечала в тяжелые времена Индира Ганди, «страх не помогает… Если бы страх помогал, имело бы смысл бояться!»

Опыт и осознание – все, чем располагает человек для самореализации, и только на практике он учится соразмерять одно с другим. Во время пребывания в Европе Вивекананда предложил молодому французу, увлеченно слушавшему его лекции, оставить мир и стать его учеником. Юноша пожелал узнать, что он получит взамен на отречение, и Вивекананда вдохновенно произнес: «Любовь к смерти!» Когда же недоумевающий кандидат в ученики потребовал разъяснений, учитель пообещал передать ему такое знание и прозрение, что при встрече со смертью он будет в полном блаженстве. Однако благоразумный француз предпочел остаться в миру. В действительности, большинство людей не хочет никакой свободы от жизни в привычном человеческом понимании, поэтому освобождение в подлинном смысле «никому не нужно». Вивекананда указывал на необходимость для них избавиться от тирании идеала мукти и вместо бесплодных медитаций, погружающих в сон, воплощать божественное в активной деятельности путем карма-йоги. Вивекананда напоминал о существовании идиотов, которым «все равно», поскольку их разум впал в бессилие, а вовсе не в «недвойственность». Отсутствие мирских желаний должно замещаться любовью к Богу, и просто безразличие – не освобождение.

Ключевым понятием для понимания освобождения как перехода от мнимого бытия к подлинной реальности в веданте выступает майя. Практический смысл древней идеи освобождения Вивекананда выражал формулой: «Джива (живое существо) минус Майя равно Брахман!» Устранение из сознания множественности, которая выступает лишь проявлением единой реальности, позволяет осознавать пребывание в самой реальности. Однако в этом осознании можно продолжать жить как человек, ведь и сам Брахман продолжает существовать как мир… Трудность в том, чтобы осознавать не просто «свою» реальность, а себя в качестве Реальности, вмещая в восприятие собственной Самости весь мир, а не отдельное существо, которое до самореализации человек называл «Я». После самореализации «Я есмь Брахман», то есть человек не верит, не предполагает, а реально переживает единство личности с Всеобщим Духом, знает Вселенную насквозь как самого себя.

Как-то раз одного из преданных современного аватара Шри Сатья Саи осенило, и он вдруг воскликнул: «Свами, я все понял! Я – Бог!» – на что тот спокойно заметил: «Вот и славно! Тогда ступай к народу и произнеси за меня речь!» Вся беда в том, что «просветленному» нечего было сказать, начав словами пророка: «Так говорит Господь…»

 


Заключение«На полторы тысячи лет вперед!»

Незадолго до ухода, задыхаясь в очередном приступе астмы, Вивекананда тихо сказал самому себе: «Все это пустяки… Я задал им работу на полторы тысячи лет вперед!» Передав послание Господа миру, он ожидал конца спокойно, ничуть не сомневаясь, что Запад уже загорелся духовными идеалами, а Индия вдохновилась на возрождение. После освящения здания Миссии Рамакришны воздух вибрировал от силы распространявшейся вокруг духовности, и Вивекананда обратился к своим ученикам: «Сегодня я обрел свободу от груза ответственности, давившего на меня долгие двенадцать лет. И вот какое видение предстало перед моим взором! Матху суждено стать центром излучения знаний и духовных практик. Добродетельные домохозяева возведут здания вокруг монашеской обители, и миряне будут жить под руководством санньясинов. Преданные Господа будут посещать города Запада, рассылая послание духа по всей Вселенной… Что вы на это скажете?» Ученики смущенно промолвили, что это прекрасная мечта, но едва ли ей суждено сбыться, и Вивекананда воскликнул: «Мечта? Послушайте меня, маловерные! Время исполнит все мои упования! Я всего лишь заложил основание, а великие свершения наступят после! Высочайшие идеалы религии станут не просто верованиями и знаниями, но обратятся в духовную практику всей жизни! Поняли ли вы?»

Прошло всего сто лет – малая часть отмеренного Вивеканандой срока. В настоящее время создано около ста сорока отделений Миссии Рамакришны в самой Индии и по всему миру, а поле осуществляемой деятельности чрезвычайно обширно. Это и благотворительность – содержание больниц для бедных и приютов для сирот; и образование – открытие школ нового типа и знаменитого Института Культуры. Но и помимо организации влияние идей Вивекананды беспримерно: послание было услышано многими выдающимися людьми – политиками, писателями, учеными, духовными лидерами – и передано дальше «по другим каналам». Эмблема Миссии Рамакришны отражает «последовательность» воплощения идей: лотос на берегу, лебедь на волнах океана, восходящее солнце над горизонтом, и все это обрамляет кольцом змея – символ мудрости. Присутствие Вивекананды ощущается повсюду на его родине: даже в провинциальном Майсуре на юге Индии, где была написана эта книга, действует небольшой ашрам Рамакришны, в столице штата Бангалоре славится Институт Йоги имени Вивекананды, а инспектор полиции, узнав о цели моего пребывания там, сразу оживился: «Очень хотелось бы почитать… Я люблю Вивекананду!» Любовь Вивекананды к своему народу не осталась безответной, но ведь его любовь охватывала всю Вселенную.

Среди памятных мест Вивекананды самым посещаемым индийцами и иностранцами стала скала на мысе Кумари – самой южной точке Индии, где он провел три дня в глубокой медитации и ему открылась суть всемирной миссии. Сейчас на этой скале стоит огромный храм Вивекананды, который остался нерушим даже под ударом мощного цунами в декабре 2004 года, хотя другие прибрежные строения были разрушены и много людей погибло. Во время моего посещения мыса Кумари после стихийного бедствия там было больше индийцев, чем иностранцев, и все же поток паломников не прерывался ни на минуту. Однако самое сильное впечатление произвела на меня не величественная статуя Вивекананды в пустоте роскошного храма, а небольшое строение перед ним, в центре которого сооружен алтарь, где под стеклом сохраняется высшая точка скалы – место, на котором в незапамятные времена Ума Кумари совершала суровый тапас, возжелав стать супругой самого Шивы. Индийцы безотчетно верят, что на том же самом месте сидел Вивекананда, устремив взор в бескрайние просторы океана и прозревая судьбы всего мира и каждой страны.

В России интерес к учению Вивекананды возник стихийно, и уже в начале ХХ века начали появляться первые переводы его трудов. Сильное влияние оказали идеи Вивекананды на великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, который еще в 1896 году отметил в дневнике, что прочел «изумительную книгу индийского мудреца», присланную ему одним индийским ученым. Это был сборник лекций о древней индийской философии, прочитанных Вивеканандой в Нью-Йорке зимой того же года. Вскоре Толстой получил и собрание речей и статей Вивекананды, и ему пришлась по душе мысль о вечной Самости, скрытой под покровом материи. В ответном письме он просил: «Присылайте мне книги брахмана! Чтение доставило мне не просто удовольствие, но бескрайне расширило мою душу!» А десять лет спустя в план издания «книг для народа» Толстой включил и брошюру изречений Вивекананды, находя их весьма полезными для русского человека, хотя выпустить книгу так и не удалось.

После завершения советского периода уже в 1990 году в Ленинград приехал директор Института Культуры Миссии Рамакришны и провел меморандум, а годом позже было официально зарегистрировано первое в России религиозное объединение «Общество Рамакришны», действующее и по сей день. Так начала сбываться давняя мечта Вивекананды посетить Россию, и миссия его незримо продолжится, как и повсюду на земле, полторы тысячи лет… Когда же все исполнится, если верить Вивекананде, он принесет нам новое провозвестие истины.

 


Источники

The Life of Swami Vivekananda / By His Eastern and Western Disciples. V. 1-2. Kolkata: Advaita Ashrama, 2003 (1912).

R. Rolland. The Life of Vivekananda and the Universal Gospel. Kolkata: Advaita Ashrama, 2004.

Reminiscences of Swami Vivekananda / By his Eastern and Western Admirers. Kolkata: Advaita Ashrama, 1999 (1961).

Swami Vivekananda. My India, the India Eternal. Calcutta: The Ramakrishna Mission Institute of Culture. 1999 (1993).

Selections from the Complete Works of Swami Vivekananda / Published by Swami Mumukshananda. Kolkata: Advaita Ashrama, 2003 (19-th Ed.).

Teachings of Swami Vivekananda. Kolkata: Advaita Ashrama, 2003.

The Four Yogas of Swami Vivekananda / Condensed and Retold by Swami Tapasyananda. Kolkata: Advaita Ashrama, 2003 (1979).

The Philosophical and Religious Lectures of Swami Vivekananda / Condensed and Retold by Swami Tapasyananda. Kolkata: Advaita Ashrama, 2001 (1984).

The Nationalistic and Religious Lectures of Swami Vivekananda / Condensed and Retold by Swami Tapasyananda. Kolkata: Advaita Ashrama, 2002 (1990).

God Lived with Them. Life Stories of Sixteen Monastic Disciples of Sri Ramakrishna / By Swami Chetanananda. Kolkata: Advaita Ashrama, 2001 (1997).

Monastic Disciples of Swami Vivekananda. Inspiring Life-Stories of Some Principal Disciples / By Swami Abjajananda. Kolkata: Advaita Ashrama, 2003.

Jawaharlal Nehru. Swami Vivekananda – Builder of Modern India // J. Nehru. Sri Ramakrishna and Swami Vivekananda. Kolkata: Advaita Ashrama, 2001 (1949).

R. K. Das Gupta. Swami Vivekananda’s Vedantic Socialism. Culcutta, 1995.

 


Сведения об авторе

Николаева Мария Владимировна(Атма Ананда, Долма Джангкху, Шанти Натхини) – специалист по западной и восточной философии и личностной психологии, действительный член международной Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма. Автор 25 научных и популярных книг по различным аспектам восточных культур (общий тираж 110 000, из них девять переизданы за рубежом в США, Европе и Азии) и 85 статей в академических и периодических изданиях; также постоянный корреспондент нескольких журналов, переводчик и редактор классических текстов. Более двадцати лет занимается духовными практиками в разных традициях, из них первые 10 лет посвятила западной культуре, начиная с христианства, также осваивая путь воина, оккультизм, экстрасенсорику и биоэнергетику.

Затем пять лет провела в Индии, проживая в ашрамах, совершая паломничества к святым местам. Прошла тренинги в йога-центрах, обучаясь у индийских учителей; сертифицирована как инструктор по йоге, принята в Индийскую академию йоги; получила базовые посвящения в крийя-йоге, натха-сампрадае, буддизме ваджраяны (карма-кагью), степень мастера рейки. Приняла обеты карма-санньясы в Бихарской школе йоги (адвайта веданта). Затем три года проводила исследования по 10 странам Ю-В Азии: сидела медитативные ритриты (випассана и дзэн), изучала даосизм и тайцзы. На основе работы более чем с 50 восточными мастерами создала авторскую методику "Стратегия самобытности" и полтора года проводила консультации на острове Бали (Индонезия). Ныне находится в длительных медитационных ритритах.

 


Все книги автора

США

Atma Ananda. Out of Biography. Charleston, 2010. – На английском.

Atma Ananda. Kali-Bali. Time-Shift in Eternal Spirit. Charleston, 2010. – На английском.

Atma Ananda. Karma Mastery. Daily Reincarnation. Charleston, 2010. – На английском.

Shanti Nathini. Hatha Yoga Practice. Disciple against Wall. Charleston, 2007; 2008. – На английском.

Shanti Nathini. Taoist Female Practice. Period of Preparation. Charleston, 2008; 2009. – На английском.

Европа

Shanti Nathini. Joogateraapia nägemise taastamiseks.Tallinn, 2009. – На эстонском.

Shanti Nathini. Moters Dao praktikos. Pasirengimo periodas. Vilnius, 2008. – На литовском.

Shanti Nathini. Sublimation Culture. Art of Self-Satisfaction. Vilnius, 2010. – На литовском (в печати).

Shanti Nathini. Taoist Female Practice. Period of Preparation. Sophia, 2010. – На болгарском (в печати).

Dolma Jangkhu. Krauter fur Yoga. Berlin, 2010. – На немецком (в печати).

Индонезия

Atma Ananda. Kali-Bali. Time-Shift in Eternal Spirit. Ubud, 2010. – На английском.

Россия

Николаева М. В. Понятие Мы и суждение Нашей воли. Москва, 2009. – Научная монография.

Николаева М. В. Основные школы хатха-йоги. Петербург, 2007. – Научно-популярное издание.

Николаева М. В. Власть кармы. История идеи. Москва, 2006. – Научно-популярное издание.

Николаева М. В. Практика хатха-йоги. Ученик перед стеной. Москва, 2005.

Николаева М. В. Практика хатха-йоги. Ученик среди учителей. Петербург, 2004.

Атма Ананда. Практика хатха-йоги. Ученик без тела. Москва, 2011. – В печати.

Атма Ананда. Полная пустота. Пособие для богатых. Петербург, 2011.

Атма Ананда. Сакральная Азия. Традиции и сюжеты. Москва, 2010.

Атма Ананда. Стратегия самобытности. Духовная практика. Москва, 2009.

Атма Ананда. Культура сублимации. Опыты самодостаточности. Москва, 2009.

Атма Ананда. Рамана Махарши. Через три смерти. Москва, 2008 (Петербург, 2005).

Шанти Натхини. Свами Вивекананда. Вибрации высокой частоты. Москва, 2007 (Петербург, 2005).

Шанти Натхини. Йога-терапия для восстановления зрения. Петербург, 2009; 2008; 2006.

Шанти Натхини. Женские даосские практики. Период подготовки. Петербург, 2006.

Шанти Натхини. Власть над кармой. Современные методы. Петербург, 2007; 2004.

Шанти Натхини. «Панчатантра» – стратегия преуспевания. Москва, 2010; 2009; 2007 (Петербург, 2005).

Шанти Натхини. «Хитопадеша» – парадоксы взаимности. Москва, 2010; 2009; 2007.

В соавторстве

Долма Джангкху. Травы для йоги. Опыт адаптации к умеренной зоне. Москва, 2008; 2006.

Долма Джангкху. Травы для аюрведы. Опыт адаптации к умеренной зоне. Москва, 2010. – В печати.

Долма Джангкху. Экодизайн в индийской традиции. Москва, 2009; Петербург, 2004.

Долма Джангкху. Экодизайн в китайской традиции. Москва, 2009.

Долма Джангкху. Энергетика любви, территории и пространства. Москва, 2010, 2008; Петербург, 2004.

Долма Джангкху. Энергетическая защита квартир и офисов. Москва, 2010, 2007; Петербург, 2005, 2004.

Долма Джангкху. Энергетика бизнеса и деловых отношений. Москва, 2010, 2007; Петербург, 2004.

Долма Джангкху. Фэн-шуй сверхвысоких технологий. Москва, 2009.

 


Программы практики

Практические занятия с автором по приведенным программам проводятся на острове Бали (Индонезия), кроме того возможны консультации по интернету на соответствующие темы.

Творческая встреча

Консультации на «выбранную тему» для людей, либо желающих пройти углубленный курс по индивидуальной программе или решающих конкретные задачи, либо желающих встретиться с автором и познакомиться с его работой.

Стратегия самобытности

Практическая методика сравнительного исследования традиционных восточных культур на уровне духовной практки. Постороена как объемный алгоритм личного развития в многомерном культурном пространстве. Практика и теория даются на основе книги «Стратегия самобытности: Духовная практика».

Культура сублимации

Теория сублимации сексуальной энергии и практические методы в разных культурных контекстах. Позволяет выработать личный способ превращения суксуальной энергии в духовную силу. Практика и теория даются на основе авторской книги «Культура сублимации: Опыты самодостаточности».

Йога: асана и пранаяма

1. Система интенсивной инверсии и интровертности – авторский комплекс, аппробированный на протяжении 12 лет.

2. Проработка вертикального измерения в практике асан – по авторской книге "Практика хатха-йоги. Ученик перед стеной".

3. Йога-терапия для упрочения зрения (только близорукость и дальнозоркость) по авторской книге "Йога прозрения".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: