Теоретическая часть урока




Теоретическая часть урока.73 мин.

Завершение урока. Сообщение домашнего задания.15 мин.

Продолжительность уроков:120 мин.(3 урока по 40 мин.).

Ход урока:

1. Организационный момент: Сообщение темы урока - «Работа в тоне над натюрмортом». Дорогие ребята, сегодня мы с Вами поговорим о роли тона в работе над длительным натюрмортом.

Длительный рисунок с натуры дает возможность глубже усвоить закономерности построения изображения на плоскости и понять особенности строении предметов. Начальное обучение сводится к рисованию натюрмортов. Овладение длительным рисунком строится в определенной методической последовательности. Рисующий должен знать, с чего начать работу, какие задачи нужно середине и конце работы.

2. Объяснение темы. Повторение пройденного материала.

Опытного рисовальщика отличает умение ставить начальную и конечную задачи, уверенно и последовательно вести работу, этап за этапом двигаясь к поставленной цели. Рисование натюрморта происходит последовательно. Тщательно необходимо изучить натуру, понять закономерности ее строения. Усвоение знаний и овладение практическими навыками представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить следующие этапы:

1. Первоначальное знакомство с новым материалом и осмысливание его.

2. Усвоение знаний и навыков.

3. Закрепление. Таким образом, усваивая то или иное положение реалистического рисунка, проходит длительный и сложный путь – от первоначального знакомства с новым материалом и методом работы до окончательного овладения им и применения его на практике. 1. Каждый сложный комплекс работы над рисунком нужно расчленить на этапы.

2. Расчленение работы над рисунком на этапы необходимо сделать так, чтобы ясно прослеживалась тесная взаимосвязь между этапами.

3. Всякий комплекс работы над рисунком должен содержать в себе анализ и синтез. В начале работы, когда рисовальщик быстро намечает на листе бумаги общий вид натуры, он идет путем синтеза. Далее, когда в обобщенной форме намечаются детали и проводится разбор формы, художник вступает на путь анализа. В самом конце работы, когда рисовальщик вновь возвращается к целому, подчиняя детали общей форме, он снова синтезирует. При обучении рисованию нужно постоянно следить за тем, чтобы эти две стадии работы сопутствовали одна другой.

Теоретическая часть урока

4. Весь комплекс работы над длительным рисунком обязан подчиняться строгой закономерности – от общего к частному и от частного снова к общему. Такой порядок построения изображения и анализа натуры от целого к части и от части к целому все педагоги считают лучшим. Целостное восприятие образа служит не только исходным моментом для детального рассмотрения изучаемого объекта, но и постоянным фоном, на котором выделяется и изучается каждая часть в отдельности. Поэтому в учебном рисунке анализ и изображение натуры следует начинать с основной общей характеристики натуры, постепенно и последовательно переходя к деталям и возвращаясь к общей большой форме. Все эти общие педагогические требования предъявляются к каждому учебному рисунку. Процесс создания длительного рисунка, как уже отмечалось, очень сложен, и учащийся, не имеющий достаточного навыка, оказывается в большом затруднении.

Современная методика обучения рисованию предусматривает три основных этапа работы над рисунком натюрморта: 1. Композиционное размещение изображения на плоскости листа и определение общего характера формы предметов.

2. Пластическая моделировка формы предметов светотенью и детальная прорисовка натуры.

3. Подведение итогов проделанной работы. Рассмотрим более подробно эти этапы работы над рисунком. Первый этап.

 

Работа начинается с композиционного изображения на листе бумаги. Педагог разъясняет, что предварительно учащиеся должны осмотреть натюрморт со всех сторон и определить, с какой точки зрения эффективнее разместить предметы на плоскости. Прежде, чем приступить к рисунку, нужно ознакомиться с натурой, отметить ее характерные особенности, понять ее строение. В этом, несомненно, им поможет педагог. Такое предварительное наблюдение натуры служит ступенью к детальному анализу объекта. Опытный педагог достаточно много времени уделяет объяснению задач начального этапа работы. Так как от начала работы зависит успешность всего рисунка. Изображение на листе бумаги намечается легкими штрихами. Нужно избегать преждевременной загрузки листа ненужными пятнами и линиями. Форма прорисовывается очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы. Главная задача на этом этапе создания рисунка - научиться видеть предмет в его основной объемной форме, то есть цельно, обобщенно. Если это целая группа предметов в натюрморте, то нужно «вписать» их в единую фигуру – обобщить. Первая стадия заключает в себе основное композиционное решение рисунка. На втором и последующих годах обучения целесообразно обучающимся предварительно сделать небольшой схематический набросок с натуры, а затем уже приступать к компоновке на листе. Часто учащиеся сразу берутся за построение формы на листе. Это неверно. Надо избегать поспешности, непоследовательности в создании рисунка. Начинать работу можно только после того, как разработана композиция будущего рисунка. На первых порах большую трудность представляет определение границ изображаемого натюрморта. Для этого можно воспользоваться видоискателем. Видоискатель – это кусок картона или бумаги, в котором вырезано небольшое прямоугольное отверстие. Ученик, глядя через видоискатель, видит как бы рамку своей будущей картины. Размеры рамки устанавливаются в зависимости от размеров основного листа бумаги. Выбрав с помощью видоискателя наиболее удачный вариант, ученик начинает работать на листе бумаги. Итак, рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. На второй стадии работы учимся видеть основную форму предмета. Здесь устанавливаются основные пропорции и намечается общий вид натуры, определяется пластическая характеристика главных масс. Всякий предмет наряду с главными своими частями имеет большое количество второстепенных деталей. Задача научиться отделять главное от второстепенного. А это трудная задача для начинающих рисовальщиков. Чтобы детали не отвлекали внимание, можно предложить прием художников - прищурить глаза так, чтобы форма смотрелась как силуэт, как общее пятно, а детали исчезали. Вначале обучения предметы для натюрморта нужно выбирать простой и ясной формы без сложных деталей. На втором и последующих годах обучения предметы для натюрморта подбираются более сложной формы со многими деталями. После выполнения первого этапа рисования натюрморта, можно провести предварительный просмотр. На расстоянии лучше видны ошибки. Можно отойти и посмотреть свою работу. Второй этап. Это основной и самый длительный этап работы. Работа идет над пластической моделировкой тоном и детальной проработкой рисунка. Здесь надо правильно применять научные знания из области перспективы, теории теней проверяет понимания конструктивного строения формы, планомерность работы над рисунком. Проработка деталей также требует определенной закономерности – каждую деталь надо рисовать в связи с другими частями натюрморта. Малоопытный рисовальщик, даже в несложном задании, часто сосредотачивает свое внимание либо на одном из предметов натюрморта, либо на какой-нибудь детали, изображая только эту деталь или предмет, а остальные механически пририсовывает. Дорогие ребята, сегодня мы с Вами поговорили о роли тона в работе над длительным натюрмортом, последовательности рисования натюрморта с натуры.

Это неверно. Рисуя деталь, нужно видеть целое. Стремление передавать форму, ее объем сделает твою линию, штрих живым и выразительным. Рисунок должен быть тонально выдержан, а потому следует брать верные отношения от самого темного до самого светлого, связав их с фоном»2. На этом этапе познакомимся с манерой штриховки художников. Стадии проработки деталей, активного анализа форм, выявление материальности натуры и взаимоотношение предметов в пространстве – самый трудоемкий этап работы. Этот этап менее эмоциональный, чем начало и конец работы, но ответственный потому, что здесь нужно вложить максимум упорного труда, мобилизовать все свои знания и способности. На этом этапе нужно не только наскоро зафиксировать видимое, сколько, используя законы перспективы (линейной и воздушной), строить изображение на основе точного анализа отношений между всеми элементами формы. На данном этапе работы происходит детальная характеристика натуры: выявляется фактура предметов, их материальность. Рисунок прорабатывается в тональных отношениях. Когда все детали прорисованы и рисунок проработан тоном, начинается процесс обобщения. Третий этап - подведение итогов. Это последняя и самая ответственная стадия работы над рисунком. На этом этапе подводим итоги проделанной работы: проверяем общее состояние рисунка, подчиняем детали целому, уточняем рисунок в тоне (подчиняет света и тени, блики, рефлексы и полутона общему тону). Под этим следует понимать стремление довести до совершенства те задачи, которые были поставлены в самом начале работы. Ясность и цельность, свежесть первого восприятия должны выступать в новом качестве, как результат длительного и напряженного труда. На заключительном этапе работы желательно опять вернуться к свежему, первоначальному восприятию. Таким образом, в начале работы, когда мы быстро намечаем на листе бумаги общий вид натуры, мы идем путем синтеза – обобщения. Далее, когда в обобщенной форме намечаются мелкие детали и проводится внимательный разбор формы, рисовальщик вступает на путь анализа. В самом конце работы, когда начинающий художник начинает подчинять детали целому, он вновь возвращается на путь синтеза. На этой стадии рисовании натюрморта возникают характерные трудности. Обобщить – в рисунке это значит завуалировать тоном, не выделять контрастной прорисовкой. Так же нужно напомнить о законе воздушной перспективы и его применения в работе. На дальнем плане изображение должно быть сглажено, на переднем плане - контрастно. При дальнейшем обучении рисованию натюрморта нужно следить за тем, чтобы проводились две основные стадии работы: обобщение и детализацию. Детализации подлежат главные места изображения, на которых сосредотачивается внимание зрителя. Обобщению подлежат второстепенные детали, служащие только для усиления главных деталей. Работа по обобщению формы для начинающего рисовальщика представляет довольно большие трудности. Так как детали слишком сильно приковывают его внимание. Отдельные детали предмета часто заслоняют собой целостный образ натуры, не дают понять ее строение, а, следовательно, мешают правильно изобразить натуру. При завершении работы над натюрмортом необходимо провести просмотр.

4. Завершение урока. Сообщение домашнего задания.

Сегодня мы с Вами поговорим о роли тона в работе над длительным натюрмортом, последовательность работы над натюрмортом. Сообщение домашнего задания: выполнить зарисовки кухонного натюрморта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: