Предпосылки и причины возникновения общественного движения 30 - 50 гг. XIX века




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В 30-50-е ГОДЫXIX ВЕКА

 

Благовещенск - 2013


 

План

 

Введение

Предпосылки и причины возникновения общественного движения 30-50 гг. XIX века

Зарождение революционно-демократической идеологии (В.Г. Белинский, А.И. Герцен)

Идеи утопического социализма в России

Петрашевцы

Общественное движение в Украине. Кирилло-Мефодиевское общество

Выводы

Литература


 

Введение

 

В данной работе мною использованы следующие источники и литература:

«Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года» под редакцией П.П. и О.П. Епифанцевых, изданная в 1987 году. Из данного учебного пособия мною использованы следующие источники: извлечения из Собрания сочинений Герцена А.И., том IX, стр. 133 - 171; извлечения из письма В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю от 15 июля 1847г., публикуется из Полного собрания Белинского В.Г., том Х, стр. 212 - 216.

«Освободительное движение в России (1825 - 1861 гг.)» В.А. Дьякова, российского историка, слависта, археографа. Работа посвящена дворянской революционности в России. В ней раскрываются вопросы, связанные с социальным составом русских революционных организаций, их идейно-политическими установками, программой и тактикой. Книга состоит из 6 глав на 288 страницах.

«Петрашевцы» - Б.Ф. Егорова, профессора, известного историка русской общественной мысли XIX века. В данной книге рассмотрена история кружков русских утопических социалистов 1840 гг., показан круг друзей и врагов петрашевцев. Книга издана в 1988 году, состоит из 8 глав на 228 страницах.

«История России XVIII - XIX веков» под редакцией академика РАН Л.В. Милова. В данном пособии по истории России рассмотрен период от крутых петровских преобразований до конца XIX века. Подробно раскрыта тема общественной мысли николаевской России. Мною для работы использовалась глава 22, стр. с 329 по 350.


 

Предпосылки и причины возникновения общественного движения 30 - 50 гг. XIX века

 

В России первой половины XIX века исторический процесс обусловливался, прежде всего, кризисом феодально-крепостнических отношений, нарастающим постепенно и достигшим особой напряженности в 30-50 годах. Обострение социальных противоречий выражалось в стихийных выступлениях угнетенных слоев населения. Поражение царизма в Крымской войне 1853 - 1856 гг. вызвало острое недовольство не только народных масс, но и так называемого образованного общества [2, С 12].

Правление Николая I началось картечными выстрелами на Сенатской площади, арестами передовых представителей дворянского общества. После расправы над декабристами, говоря словами Ю. Самарина, «в развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв». Немногие сохранили достоинство и верность принципам [4, С 329].

Стремление самодержавия как можно дольше сохранить старый строй отразилось, прежде всего, в усилении карательных функций государства, в частности в создании Николаем I печально знаменитых Корпуса жандармов и III Отделения, главная функция которых состояла в борьбе с освободительным движением [2, С 13].

Николай I и его сановники никогда публично не признавали закономерности освободительных идей в России. Однако более прав был князь П. А. Вяземский, который вошел в историю как «декабрист без декабря». Разделяя конституционные устремления декабристов, он не входил в тайные общества, не верил в успех заговора и полагал, что «оппозиция у нас бесплодное и пустое ремесло». После 14 декабря Вяземский прозорливо заметил, что «ограниченное число заговорщиков ничего не доказывает, единомышленников у них немало, а через десять - пятнадцать лет новое поколение придет им на помощь». Мнение Вяземского подтверждали нравственно-политические отчеты III Отделения, которые отмечали недовольство дворянской молодежи. Молодежь мечтала о конституции, уничтожении рангов и о свободе [4, С 330].

В отношении литературы и особенно журналистики Николай I был сторонником твердых мер, исполнителями которых были А.X. Бенкендорф и С.С. Уваров. По настоянию Уварова в 1834 г. был запрещен журнал Н.А. Полевого «Московский телеграф», который пытался следовать либеральным традициям александровского времени. Уваров докладывал царю: «Революционное направление мысли, которое справедливо можно назвать нравственною заразою, очевидно, обнаруживается в сем журнале». Он обвинял Полевого в нелюбви к России и утверждал: «Декабристы не истреблены: Полевой хотел быть органом их».

Утверждение николаевской идеократии вело к тому, что в общественной жизни России мысль стала доминировать над делом.

Подтверждением этому были слабые попытки следовать примеру декабристов. В 1827 г. несколько студентов Московского университета, возглавляемые тремя братьями Критскими, вели разговоры о желательности создания тайной организации, ближайшей задачей которой было бы составление прокламации, обличавшей преступление царя перед русским народом. Деятельность кружка была быстро раскрыта, а его члены посажены в крепость. Бенкендорф счел необходимым донести императору, что Московский университет служит «очагом заразы». Недовольство вышло далеко за пределы небольшого кружка. III Отделение отмечало стремление московских студентов «овладеть общественным мнением, вступить в связь с военной молодежью» [4, С 331].

Июльская революция в 1830г. во Франции и польское восстание в 1830 - 1831гг. - все это были события, которые, заново всколыхнули русское общество и дали богатый материал для сравнений. Это отчетливо сказалось в частности на тех кружках, которые возникли в начале 30-х годов среди студентов Московского университета [2, С 19].

Огромное значение в истории русского общества имел кружок Н. В. Станкевича, который возник в среде студентов Московского университета в 1831 г. и просуществовал, подвергаясь постоянным изменениям, до 1840 г. Он объединил талантливых представителей после декабристского поколения, интересовавшихся немецкой философией. Общественно-политические представления членов кружка отличались неясностью, хотя, как утверждал позднее К. С. Аксаков, они держались направления «большею частью отрицательного»[4, С 330].

Жизнь в той или иной мере втягивала в освободительное движение либерально настроенную часть дворянства, которая в условиях тогдашней неразмежеванности между либерализмом и демократизмом могла выступать и иногда фактически выступала в качестве временного союзника сторонников революции [2, С 14].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: