с применением разнообразных видов музыкальной деятельности




Конспект урока по музыке

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Тема: «Что за прелесть эти сказки! Три чуда».

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель:создать условия для расширения представления учащихся о связи музыки c другими видами искусств на примере произведений Н. А. Римского-Корсакова, А.С.Пушкина, И. Я.Билибина.

Задачи.

Образовательные: формировать представления об изобразительных и выразительных возможностях музыки.

Развивающие: совершенствовать певческие и музыкально-творческие навыки, развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыки, развивать творческое мышление и музыкальную память.

Воспитательные: вызывать у учащихся интерес к произведениям русских композиторов, формировать эстетические чувства.

Планируемые результаты.

Предметные:знание основных закономерностей музыкального искусства на примере фрагментов оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Формирование устойчивого интереса к музыке и к различным видам музыкально-творческой деятельности.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.Понимать содержание, интонационно-образный смысл изучаемого произведения. Умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.

Метапредметные.

Познавательные УУД:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД:

принимать позиции слушателя, принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

Коммуникативные УУД:

принимать участие в обсуждении прочитанного содержания; уважать мнение собеседников; проявлять интерес к общению и групповой работе; входить в коммуникативную и игровую ситуацию

Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Развитие музыкально-эстетического чувства.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Этап мотивации   Учитель встречает учащихся под звучание музыки «Чтобы солнышко светило». Музыкальное приветствие. - Ребята, я рада приветствовать вас на очередной музыкальной встрече. Желаю вам, чтобы работа на сегодняшнем уроке была дружной, слаженной и комфортной. Учащиеся входят в класс   Музыкальное приветствие. Личностные: проявление интереса к познанию. Регулятивные: организация волевойсаморегуляции. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2. 2.Этап актуализации знаний и фиксация затруднения в деятельности - Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат необычные цветики-семицветики. Что написано на лепестках? - Верно. Каждый лепесток которого соответствует определённому выразительному средству музыки. Разделитесь на пары и разложите карточки с характеристиками музыки к нужному лепестку. - Что можно создать с помощью этих средств? - А какие средства выразительности нужны художнику для того, чтобы нарисовать картину? - Выразительные средства музыки. Учащиеся классифицируют средства выразительности.     - Музыку.   - Цвет, форма… Познавательные: классификациясредств выразительности; структурирование знаний. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
3. 3.Этап выявление места и причины затруднения - Ребята, обратите внимание на выставку книг. - Какому поэту и литературному жанру посвящена эта выставка? - Какие из этих сказок вы читали? - А есть ли у вас любимые герои из этих произведений? - Как вы думаете, можно ли эти сказки проиллюстрировать? Нарисовать? - Верно. Многих художников сказки Пушкина вдохновили на создание ярких живописных картин. Посмотрите на иллюстрации, созданные к сказкам А. С. Пушкина. Слайд 1. С помощью какого выразительного средства художники воплощают эти образы и сюжеты? (Язык живописи) - Как называется этот вид искусства? - Как вы думаете, можно ли к этим литературным произведениям нарисовать музыкальные живописные картины? - Если да, то с помощью каких средств музыкальной выразительности можно создать музыкальную живопись? Крупные жанры или миниатюры для этого будут необходимы? - Почему вы затрудняетесь ответить на эти вопросы?   Слайд 2. (живопись, музыкальная живопись?) - Предложите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.   - Какие задачи поставим?   - Что для этого нам понадобиться? Какую работу мы должны проделать, чтобы решить эти задачи? Можете воспользоваться карточками-помощниками. Учитель записывает тему урока на доске или открывает доску с заранее написанной темой. Ребята рассматривают выставку. - Это сказки А. С. Пушкина.   Ответы детей.   Ответы детей.   - Да.   - С помощью цвета, формы…     - Живопись.   Ответы детей.     Затруднения детей, постановка проблемы   - У нас недостаточно для этого знаний. Мы ещё не знакомились с такими музыкальными произведениями...   Учащиеся дают свои варианты. Например: - Сказки Пушкина в музыке. Музыкальные сказки. - Узнать, какие сказки Пушкина зазвучали в музыке. Как композиторы музыкальными красками озвучили литературные произведения. Что такое музыкальная живопись?   - Слушать музыку, работать с книгой, петь…   Регулятивные: целеполагание; саморегуляция. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения выделенной проблемы. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
4. 4.Этап построения проекта выхода из затруднения - А для того, чтобы решить все задачи и раскрыть музыкальные тайны, я приглашаю вас отправиться в музыкальное сказочное путешествие. Займите места на корабле. - В какой сказке мы с вами окажемся, попробуйте определить по этим строчкам: В синем небе звёзды блещут, В синем море волну хлещут… Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. - Верно. Чудеса этой сказки передал в своей музыке Н. А. Римский-Корсаков. Какие произведения этого композитора вам уже известны? Слайд 3. - Наше путешествие в оперу «Сказка о царе Салтане» начинается. Учитель даёт слуховую задачу. - Ребята, какую задачу мы поставим перед началом слушания музыки?   - Закройте все глазки. Слушаем музыку внимательно, постарайтесь «увидеть» музыку. Начинает звучать вступление ко IIдействию. - Ребята, какую картину нарисовала музыка? Что вы представили, увидели? Слайд 4. - Пересаживайтесь на свои места.     Учащиеся пересаживаются в корабль.     - Это «Сказка о царе о Салтане».     - Опера «Садко», опера «Снегурочка».   Ответы детей. Например: - О чём нам расскажет музыка? Какие инструменты будут звучать? …     Слушание вступления ко II действию оперы.   - Картину моря, плывущей бочки.   Учащиеся пересаживаются на свои рабочие места. Работа с учебником. - В ней очень много скачков.     Личностные: эмоциональная отзывчивость на музыку; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности через развитие творческого потенциала учащегося в игровой музыкальной деятельности: в восприятии музыки и исполнении; формирование эстетических чувств. Регулятивные: понимать смысл творческих заданий; Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-творческой деятельности. Познавательные: Выявлять и анализировать выразительные и изобразительные особенности музыки; определять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  
5. Этап реализации построенного проекта - Откройте учебники, на стр. 49 нотный фрагмент этой темы. - Посмотрите на движение мелодии. Что вы можете сказать по этому поводу?   - Проинтонируйте её движениями рук. - Какие выразительные средства рисуют эти образы? Учащиеся пластикой рук показывают движение мелодии. - Как будто что-то раскачивется.   - Мелодия, тембр, …
6. Этап первичного закрепления и проговаривание во внешней речи Работапо карточкам - Что такое музыкальная живопись? - Ребята, закрасьте в табличке те средства, которые необходимы композитору, чтобы создать музыкальную живопись. Ответы детей.     Учащиеся заполняют таблицу с заданием. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные:
7. 7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой Выполним упражнения в РТ. Работа по карточкам.   Выполнение заданий
8. 8.Этап включения в систему знаний и повторения - Наше путешествие подходит к концу, я приглашаю вас занять места на корабле. - Какая песня созвучна нашему путешествию? Педагог аккомпанирует пению детей. Дети пересаживаются в корабль.     - «Красота».   Учащиеся исполняют песню хором. Личностные: устойчивая мотивация к музыкально-практической деятельности; эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся. Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в пении. Коммуникативные: выразительно исполнять хоровые произведения.
9. Этап рефлексии - Ребята, какие впечатления у вас остались? - Как звучала тема сегодняшнего урока? - Какие задачи решали на уроке?   - Заполните, пожалуйста, карточки с заданием «Синквейн». - Кто справился со всеми задачами, у кого не возникло больших сложностей, оставьте на доске мажорные нотки. У кого были трудности – покажите это минорными нотками. Ответы детей.   - Что за прелесть эти сказки! - Узнать, какие сказки Пушкина зазвучали в музыке. Как композиторы музыкальными красками озвучили литературные произведения. Что такое музыкальная живопись? Дети заполняют карточки.     Дети выходят к доске на заготовках рисуют смайлики – нотки. Оценивают свою деятельность.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: