СВЕТЛАЯ ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ




ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ АКТРИСЫ

МАРИЯ ЕРМОЛОВА

СВЕТЛАЯ ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

Ермолова Мария Николаевна (1853–1928) — величайшая русская театральная актриса, блиставшая на сцене Малого театра. Её имя с детства знакомо любому россиянину, а величественный её облик всем известен по портрету кисти В. Серова. Краса и гордость трагического искусства драмы. Ей рукоплескала вся Москва на протяжении 50 лет. Ее считали одной из самых выдающихся актрис в мире. Константин Станиславский называл ее целой эпохой для русского театра, «символом красоты и женственности, искренней простоты и скромности», а актриса Надежда Медведева говорила о ее «громадном сценическом темпераменте». Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих окружающей пошлости. Талант Ермоловой отмечен премиями и почётными званиями: в 1902 г. она стала заслуженной артисткой Императорских театров, в 1920 г. ей присвоили звание первой народной артистки Республики, в 1920 г. — Героя Труда. С 1935 года её имя носит Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой. Ее выражение: «Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека», говорит о ней больше, чем все многочисленные биографии.

Мария Ермолова родилась в Москве в 1853 году. Ее дед был крепостным скрипачом, а когда получил вольную, устроился на службу в театр. Отец Марии был драматическим актером, написал несколько водевилей. Но позже он оставил сцену и работал в театре суфлером. Семья была очень благочестивой и верующей. Детство и юность Ермоловой прошли в унылой подвальной квартире дома просвирни Воиновой, у Спаса на Песках, в Каретном Ряду. Семья жила довольно скромно, если не сказать, бедно. Основной педагогический принцип, какого придерживался Ермолов и неукоснительно проводил в воспитании дочерей, формулировался так: «Жизнь — тяжкий крест, надо с детства приучиться нести его». С раннего детства проводившая практически все спектакли в суфлерской будке отца, глядя на сцену, на актрис, которые на ее глазах ежедневно совершали чудо, хотела только одного — также стать частью этого волшебного мира. Но отец отдал ее в балетное училище, где она числилась в рядах посредственных учениц, и в ее актерское будущее не верил, а знаменитый актер Самарин и вовсе во всеуслышание заявил, что Мария актрисой никогда не будет.

Однако, ошибались все, кроме внутреннего голоса девушки. Она не чувствовала призвания к танцу, потому в ней зрел другой талант — дарование

 

-----------------------------------------------------------------МАРИЯ ЕРМОЛОВА--------------------------------------------------------2

драматической актрисы, которое впервые раскрылось на бенефисе Надежды Медведевой, именитой примы Малого театра. Именно она, разглядев в девочке Маше искру Божью, благословила Ермолову на дебют. Одна из актрис спектакля заболела, и Медведевой срочно пришлось искать ей замену. Тут вспомнили, что в балетной школе есть неуклюжая, застенчивая ученица, которая слишком «театральна» для балета. Медведевой девушка тоже не слишком понравилась, но выбора фактически не было. Так Ермолова получила свою первую роль. Перед выходом на сцену Маша молилась и плакала. Дебют превзошел все ожидания. После первых произнесенных Ермоловой слов в театре разразились аплодисменты: всех поразил ее мощный, почти мужской голос, «идущий из груди и отдающийся в сердце». «Меня кто-то толкнул сзади… и я была на сцене, — рассказывала потом Ермолова. — Мне казалось, будто я провалилась в какую-то дыру… я была в сумасшедшем страхе. Перед глазами вместо зрительного зала — громадное черное пятно, а на нем каких-то два огня… Я сама не знаю, как произнесла первые слова»… А в дневнике она записала: «Сбылось то, о чем я пять дней тому назад не смела и мечтать. Я думала, что меня вызовут раз. Меня вызвали двенадцать раз». Успех был абсолютным и почти невероятным для дебютантки. На следующий день Москва заговорила о шестнадцатилетнем даровании. В доме Ермоловой бережно хранилась иконка Казанской Богоматери — дешевенькая, на глянцевой бумаге, в деревянном с металлической окантовкой окладе. На обороте ее — надпись: «Марии Николаевне Ермоловой от искренно ее любящей Н. Медведевой. Благословение». Это благословение освещало Ермоловой весь дальнейший сценический путь.

Итак, свершилось! Заветный занавес Малого театра поднялся, но не для того, чтобы показать чудо театрального действия, а для того, чтобы это чудо она, дебютантка Ермолова, творила сама. И это ей удавалось. Долгое время ей не давали заметных ролей, но своим талантом и упорством она все же смогла проложить себе дорогу. К 1896 г. Мария Ермолова уже слыла одной из первых артисток не только в России, но и в Европе. Публика принимала Ермолову на ура. Часто после спектакля ликующая толпа поклонников под крики «Браво» чуть ли не на руках доставляла экипаж артистки до квартиры. Спектакль с ее участием «Овечий источник» даже пришлось запретить из-за того, что после каждого представления толпа поклонников перекрывала улицу, а однажды актрису домой повезла карета, запряженная восторженными студентами. А в Тифлисе Ермолова улизнула через служебный вход прямо в доспехах Жанны д'Арк от толпы восторженных поклонников, которые собиралась нести ее в гостиницу на руках.

Мария Ермолова вела довольно замкнутый образ жизни. Она рано вышла замуж, причем по любви, за богатого помещика адвоката Шубинского. Однако семейная жизнь не сложилась, не помогло даже рождение дочери, молодые люди очень быстро поняли, насколько они далеки друг от друга. Но консервативное воспитание и глубокая порядочность не позволили ей лишить дочку отца. Личную

 

----------------------------------------------------------------МАРИЯ ЕРМОЛОВА---------------------------------------------------------3

жизнь, личное счастье ей целиком и полностью заменил театр. Последней и самой счастливой любовью великой актрисы был внук Николай.

С юных лет и до конца дней красной нитью проходило в жизни Марии Николаевны тяготение ее к людям труда и полное отметание знати и плутократии. Москва той эпохи преклонялась перед ней от мала до велика. Мария Николаевна при встречах была со всеми неизменно вежлива, той природной внутренней вежливостью, какая у нее была ко всем, начиная от московского генерал-губернатора и кончая театральной сторожихой (как тогда называли уборщиц), с той разницей, что к сторожихе она более внимательно приглядывалась и если замечала, что та расстроена, то немногословно спрашивала, в чем дело и, если это было возможно, приходила на помощь. Но с сильными мира сего дальше вежливости дело не шло.

Главным отличительным свойством обстановки, которая окружала Марию Николаевну, была простота. Комнаты, в которых жила актриса, были просты, строги и тихи, без всякой помпезности — ни традиционных лавровых венков по стенам, ни афиш, ни витрин с подношениями поклонников. Вещам Мария Николаевна не придавала никакой цены. Одевалась очень просто. Ее любимым и, пожалуй, единственным украшением была жемчужная нитка на фоне черного бархатного платья.

Через всю жизнь Ермолова пронесла глубокую веру в Бога. Приведем лишь несколько выдержек из ее писем близким.

«Один дух жил в нас с вами и, несмотря на разницу наших натур, все-таки один и тот же дух, то есть дар Божий… Вы одарены больше меня, у вас и талант, и разум, и энергия, и воля, у меня никогда этого ничего не было, кроме таланта, за который я всегда благодарю Бога, а также и за друзей моих, которых Он посылает мне… все в воле Божией…»

Из письма актеру А. И. Южину (3 августа 1924 г.):

«Милая моя… Твои огорчения и беспокойство дома мучают меня больше всего… Есть только одно средство: обратиться к Богу: Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, яко смирен и кроток сердцем, и обрящете покой думам вашим. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко есть. Надо, чтобы душа не мучилась… Один Бог может это сделать, только обратись к Нему, ищи Его… Не забывай Его искать… Не мудрствуй, а только слушай Его, и ты найдешь Его, и впервые почувствуешь, что такое душевный покой, которого ты не знала в жизни твоей!..»

Из письма к дочери (1915 г.)

Последние годы она жила тихо и уединенно. В 1920 году советская общественность торжественно отметила 50-летие сценической деятельности Ермоловой. На юбилейном спектакле присутствовал В. И. Ленин. Она первая в стране получила звание народной артистки Республики. Выступая перед собравшимися, Мария Николаевна Ермолова сказала: «Всю свою душу Малый театр отдавал народу, всегда к этому стремились и он, и я». Московский совет оставил ей в пожизненное владение особняк на Тверском бульваре, в котором она прожила почти сорок лет с 1889 по 1928 год.

----------------------------------------------------------------МАРИЯ ЕРМОЛОВА-------------------------------------------------------- 4 В 1923 г. тяжелая болезнь приковала Ермолову к дому. Профессора, лечившие актрису, обнаружили у нее процесс в легких. Несмотря на это, вокруг нее не было атмосферы раздражительности и брюзгливости, которая часто сопровождает старость и болезнь. Она лишь все более уходила в себя. По воспоминаниям очевидцев, последние два-три месяца великая молчальница совсем смолкла и только редко произносила краткие слова – большей частью благодарности окружающим за какую-нибудь услугу... Слово "благодарю" вообще было последним словом, которое произнесли ее уста уже в полусознательном состоянии. Не любившая заботами о себе утруждать других, она боялась доставить беспокойство кому-либо даже своей смертью. Казалось, актриса сделала все, чтобы ее забыли: больше пяти лет не появлялась на сцене, почти не поддерживала связей с театральной жизнью да и вообще мало с кем общалась. Но ее помнили, любили… Светлой душой человеческой назовет Ермолову в своей надгробной речи В. И. Качалов.

Умерла великая русская актриса в своем особняке на Тверском бульваре, в котором сегодня расположен ее музей. Смерть наступила 12 марта 1928 года в 7 часов утра 14 минут. Близкие констатировали: «Никто из нас не мог двинуться, сказать слово, не смел зарыдать. В это время в окне ярко блеснуло солнце, только что вышедшее из-за противоположных домов бульвара, и прямо озарило лицо покойницы – такое строгое, такое скорбное и такое прекрасное в смерти... Нескончаемый людской поток перетекал от дома на Тверском бульваре к храму Большого Вознесения у Никитских ворот и к Малому театру, чтобы в последний раз поклониться таланту той, которая навсегда прощалась с миром».

Маргарита Зеленина так вспоминала о похоронах своей матери: "4 дня длилось прощание с матерью... Цветы... кадильный дым... Панихида. 4 дня певчие пели умилительные слова, от которых слезы лились в сердце, и казалось, что его качает неизъяснимая, почти сладостная печаль. На пятый день, в 10 часов утра, вынесли венки... сняли с гроба цветы и покрывало... Наступала страшная минута: мать медленно стали выносить из дома... В церкви Вознесения началась заупокойная обедня. Пел хор. Служил митрополит Сергий, преосвященный Трифон, 4 архимандрита и 14 священников... Мать лежала в гробу, как древнерусская царица, среди цветов, парчи и волнующейся многотысячной толпы своих подданных, разлившейся далеко по городу, за пределы церкви. Вокруг нее совершалось богослужение. Митрополит, преосвященный, священники в траурных ризах из черной сверкающей парчи со светло-синими и лиловыми перевязями. И не скорбь, а радость познания "непознаваемого" наполнила душу... Вспомнились слова, которые так неповторимо говорила мать, умирая в "Орлеанской деве": "Минута – скорбь... блаженство – бесконечно..." После обедни говорил проповедь преосвященный Трифон Туркестанов», который, по его собственному признанию, принял монашеский постриг под влиянием Ермоловой.

"... Ушел из жизни последний великий гениальный талант старого Малого Щепкинского театра, закончился навсегда ермоловско-южинский период его истории. Она будила спящую мертвым сном житейской пошлости и суетности

----------------------------------------------------------------МАРИЯ ЕРМОЛОВА-------------------------------------------------------- 5

душу людскую своими сценическими образами. В порывах вдохновляющего восторга или тоскующей любви она звала людей к вековечным идеалам божественной правды, добра, красоты. Не здесь, в житейской красоте, радость и счастье, вещала она нам, подымайтесь выше и выше от земли к небу, к Божией правде. Вечная ей память, вечная благодарность и вечный мир ее душе. Аминь".

Это была грандиозная демонстрация человеческой любви к великой артистке и замечательному человеку. Траурная процессия тянулась по всей Москве. Это печальное, но вместе с тем беспрецедентное событие, пожалуй, в театральном мире было исключением из общего правила. Поистине огромных вершин духа достигла великая актриса при жизни, что удостоилась чести быть провожаемой в последний путь представителями высшего духовенства Русской православной церкви во главе с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским). – Авт.].

…Есть неустранимая трагичность в судьбе актёров театра. Театральная жизнь по природе своей эфемерна. И – причудливым образом эта эфемерность, исчезающая текучесть театрального таланта отразилась на ней и после её смерти, в печальной судьбе её могилы. В марте 1928 года, согласно завещанию, первая народная артистка РСФСР была похоронена рядом с родителями и сестрой при храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Владыкино. Здесь Ермолова часто проводила лето, вообще любила это село и заранее купила здесь на кладбище два места. И вот теперь началась трагедия трагической артистки уже после смерти. Кладбище при церкви существовало очень давно. Оно было полностью уничтожено при строительстве дороги (чудом тогда уцелела церковь) всего через шесть лет после похорон актрисы. Часть захоронений перенесли на кладбище неподалеку, у южного выхода со станции метро «Владыкино», прах актрисы был перенесён в Москву и погребён в 1971 г. на кладбище Новодевичьего монастыря. Согласно устным рассказам очевидцев, была перезахоронена лишь кость руки Марии Николаевны. Прах её родных был перенесён на Долгопрудненское кладбище; как сказал батюшка, «положили по косточке в каждую могилку». Остальные были срыты с лица земли. Часть праха осталась на прежнем месте, и одна сердобольная женщина на свои средства и по своей инициативе отметила как могла и как сумела. Получилось, что теперь в Москве существуют две могилы Марии Ермоловой – у Владыкинской церкви и на Новодевичьем кладбище. Сейчас «первая» могила актрисы представляет собой весьма жалкое зрелище – могильный холмик полностью сравнялся с землей, ощущение такое, как будто его никогда и не было. Нет ни оградки, ни креста. На заросшей сорняками клумбе лишь четыре цветочка. На двух подпорках – неприметная серая плита с полустершимися буквами: «Здесь покоится великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова, ее родители и сестры». И никаких дат.

Источник: https://nashenasledie.livejournal.com/2900060.html, https://www.liveinternet.ru/users/5134221/post367100033/, https://kstolica.ru/publ/zhzl/marija_ermolova_svetlaja_dusha_chelovecheskaja/20-1-0-780

Фото https://temples.ru/show_picture.php?PictureID=57755 https://lera-komor.livejournal.com/822128.html https://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post265083847/

https://humus.livejournal.com/4850652.html https://aif.ru/culture/person/simvol_prostoty_i_zhenstvennosti_mariya_ermolova_ukrashala_dom_tolko_cvetami



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: