Этическая концепция И. Канта.




 

Учение о нравственности является центральным во всей системе И. Канта. Этика Канта – целостна, емка, постулативна. Она полностью основана на его философском учении – трансцендентальном идеализме. Кант утверждает, что при своем рождении человек обладает потенциалом как для нравственных, так и безнравственных поступков; и хотя существует врожденное нравственное чувство, оно должно быть целенаправленно развиваемо и тренируемо в соответствии с имеющимися этическими представлениями самого индивида.

Источниками кантовской этики являются гуманистические нравственные доктрины прошлого. Вместе с тем И. Кант обогатил казну философских представлений о морали и нравственности рядом принципиально новых идей, которые дают основание считать, что в лице И. Канта человечество сделало большой шаг вперед на пути нравственного самосознания.

Центральной категорией кантовской этики является понятие долга. И. Кант утверждал, что этика ничего не заимствует из других наук о человеке, а моральные принципы существовали гораздо раньше эмпирического знания об окружающем мире. В свою очередь, эмпирические знания заложены в человеческом уме априори, то есть как доопытные знания[4].

Задачу этики И. Кант видел в установлении абсолютного, общезначимого нравственного закона – императива, которым бы руководствовался человек в жизни. Такой закон или требование должен формироваться априорным (доопытным), умозрительным путем, чтобы обеспечить "чистоту" морали, ее независимость от всяких внешних объективных или субъективных влияний. Моральным И. Кант признавал только то, что проявляется во имя исполнения долга, через внутреннее принуждение. Не ради достижения счастья или выгоды стремится человек в сферу морали, а ради безусловного исполнения обязанности, общей воли, которая заложена в моральном императиве[5].

Сущностью кантовской этики является так называемый "категорический императив", то есть абсолютный закон нравственности. В этом ключе отметим следующее: категорический моральный императив Канта можно рассматривать как одну из вершин его этико-философского поиска.

Справедливо отметить, что этике Канта вообще свойственны тезисные емкие постулаты-императивы морально-этического и общефилософского спектра, при этом следует, с моей точки зрения, отметить, что Кант дифференцирует два вида императивов:

Гипотетический императив – как императив относительного, условного характера. В данном разрезе Кант полагал, что имеют место определенные поступки, которые необходимы и хороши для достижения некоторой конечной цели человека целей.

Категорический императив, по Канту, качественно иной, он есть некое предписание, безусловная максимума, неоспоримая доминанта, которая есть объективное мерило, позволяющая оценивать поступки людей, которые объективно положительны, объективно, безотносительно к какой-либо иной цели являются единственно верными.

Философская литература содержит три равновеликие, качественно идентичные по сути, но несколько различные по форме формулировки категорического императива нравственности Иммануила Канта.

В рамках данной работы целесообразным представляется сформулировать каждую из них:

· Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

· Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

· «Принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы»: следует «совершать все, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы»[6].

Очевидно: три названных выше способа, при вербальной дифференциации есть, де-факто и де-юре, один и тот же морально-нравственный закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Вместе с тем, объективно анализируя проблемное поле, имеем следующее: категорический императив основан на безусловном принятии и соблюдении некоторого долженствования. Если гипотетический императив в основе своей ориентирован на целесообразность человеческих поступков, то категорический императив качественно иной.

В данном разрезе отметим, что императив Канта можно рассматривать как вариативное осмысление «золотого правила морали», характерного в том числе и для восточного традиционализма: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой». Почему этика Канта – есть преломление традиций античной философии?

Этика Канта – есть этика, базирующаяся на понимании человека как высшей ценности, де-факто Кант критикует этику добродетелей, существующую со времен античности, при этом он творчески осмысливает соотношения разума и чувств, воли и эмоций, должного и желаемого.

Этика Канта детерминирована наличием у каждого человека собственного индивидуального опыта. По Канту, мир – в восприятии каждого человека – есть специфическое преломление объективной картины, когда в зависимости от познавательной способности и языка мышления каждого конкретного человека.

Объективный мир, данный нашему чувственному преломлению, обнаруживает известную вариативность восприятия и воспринятой каждым конкретным человеком «картинки».

Таким образом, можно говорить о том, что Кант рассматривает объективную реальность как основу, восприятие которой каждый человеком дифференцировано и осуществляется одновременно посредством использования двойственного инструментария: разума и чувств.

Разум без чувств пуст, чувства без разума слепы – очевидно, что данные «компоненты» познания окружающего мира понимаются Кантом как равновеликие, поскольку использование только одного из них – при отрицании другого – неизбежно приводит к искажению картины миры, к тому, что он воспринимается единообразно, а, от того, ошибочно.

Кант в своей гносеологической парадигме не абсолютизирует значение ни разума, ни чувственного компонента: лишь практика их совместного применения имеет своим конечным итогом формирование комплекса относительно релевантных окружающему миру картин, при этом каждая их них будет различна у каждого человека-носителя одновременно и разума, и чувств.

Учение Канта о свободе – в известной степени – есть апогей новоевропейской философии человека.

Свобода «по Канту» – как категория морали и права – трактуется следующим образом. Кант говорит о том, что человек – как феномен природы, как ее естественный продукт, как существо природное, детерминированное законами природы – априори не свободен. Человек – по Канту - «… может быть сколь угодно изобретателен, но он не может навязать природе другие законы»[7].

Человек не свободен как чувственное существо, который характеризуется собственными индивидуально-личностными восприятиями, переживаниями, страстями. Человек становится моральным, стремящимся к свободе, только лишь тогда, если следует некоторому категорическому императиву.

Фактически свобода есть полное отсутствие какого-либо внешнего вмешательства в сферу действий индивида; отсутствие физического (насильственного) воздействия в индивидуальную сферу личности.

Человек наделен свободой, равными возможностями для самореализации, одинаковыми правами и обязанностями. Поэтому человек имеет возможность развивать свои личные способности для последовательного саморазвития и достижения целей.

Подчеркивая независимость морали от человеческих потребностей, И. Кант был вынужден признать существование ситуаций, требовавших личной убежденности, веры в существование морального порядка. С этой целью он дополняет категорический императив тремя постулатами практического разума: идеей свободы, бессмертия души и реальности существования Бога. Эти положения нельзя обосновать рационалистически, но в них можно верить, они являются предпосылкой существования нравственного закона. Они необходимы для того, чтобы человек мог почувствовать себя свободным, мыслящим существом, которое чувствует связь с бесконечным сверхчувствительным миром.

Этика И. Канта, апеллируя к разумной доброй воли человека, призывает его даже вопреки повсеместной аморальной практике укрощать собственный эгоизм и быть всегда верным моральным обязательствам, смысл которых заключается в том, чтобы видеть в каждой человеческой личности цель, а не средство[8].

Этика Канта – есть этика, базирующаяся на понимании человека как высшей ценности, де-факто Кант критикует этику добродетелей, существующую со времен античности, при этом он творчески осмысливает соотношения разума и чувств, воли и эмоций, должного и желаемого.

Принципиальная ориентация кантовской этики на идеи свободы и человечности свидетельствует о наличии глубинной смысловой связи между ней и христианским учением, в основе которого лежит представление о любви к ближнему как о первой основе жизненного самоопределения человека.

Призыв И. Канта непременно учитывать, может ли тот или иной наш поступок или намерение быть образцом для всеобщего законодательства, свидетельствует об утверждении идеи общей ценностной равенства людей, отрицает практику двойных стандартов в отношениях между ними. Несмотря на определенную (кажущуюся) формальность, этот критерий, думаем, остается безальтернативным "компасом" для совести[9].

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги данного исследования на основании изученного и вышеизложенного материала, можно сделать ряд ключевых выводов относительно рассмотренной проблемы.

Этика И. Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Среди классиков немецкой философии И. Кант уделил наибольшее внимание нравственности (причем именно ее специфике), и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной.

Задачу этики И. Кант видел в установлении абсолютного, общезначимого нравственного закона – императива, которым бы руководствовался человек в жизни. То есть сущностью кантовской этики является так называемый "категорический императив" – абсолютный закон нравственности.

Кант дополняет категорический императив тремя постулатами практического разума: идеей свободы, бессмертия души и реальности существования Бога. Они необходимы для того, чтобы человек мог почувствовать себя свободным, мыслящим существом, которое чувствует связь с бесконечным сверхчувствительным миром.

Учение Канта о свободе — в известной степени - есть апогей новоевропейской философии человека.

Таким образом, цель, обозначенную во введении – рассмотреть этическое учение И. Канта – можно считать выполненной в силу последовательного решения поставленных задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Иммануил Кант. Критика чистого разума / (Пер. с нем.;предисл. И. Евлампиева). — М.: Эксмо; СПб.:Мидгард, 2007. — 1120 с. — (Гиганты мысли)

2. Румянцева Т.Г. Немецкая трансцендентально - критическая философия (середина XVIII - первая треть XIX века) / Курс лекций. – Минск: Факультет философии и социальных наук БГУ, 2007. – 158 с.

3. Потапов В.Е. Докритический Кант // Логико-философские студии. 2008. № 5. С. 119-133

4. Поупкин Р. Философия: Вводный курс / Р. Поупкин, А. Стролл; пер. с англ. – М.: Педагогика, 2010. – 545 с.

5. Филатов А.В. Лев Шестов и Иммануил Кант, разум и интуиция: суть противоречия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 83. № 3. С. 214 – 216.

6. Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В. П. Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 450 с.

7. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2011. – 390 с.

8. Хочуев И.Ч., Хубиев Б.Б. Концептуальные основы теории познания в философском наследии И. Канта // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 37. С. 126-136.

 


[1] Румянцева Т.Г. Немецкая трансцендентально - критическая философия (середина XVIII - первая треть XIX века) / Курс лекций. — Минск: Факультет философии и социальных наук БГУ, 2007. — С. 12

[2] Потапов В.Е. Докритический Кант // Логико-философские студии. 2008. № 5. С. 122-123.

[3] Хочуев И.Ч., Хубиев Б.Б. Концептуальные основы теории познания в философском наследии И. Канта // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 37. – С. 135.

[4] Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В. П. Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 158.

[5] Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2011. – С. 134.

[6] Иммануил Кант. Критика чистого разума / (Пер. с нем.;предисл. И. Евлампиева). — М.: Эксмо; СПб.:Мидгард, 2007. – С 589.

[7] Иммануил Кант. Критика чистого разума / (Пер. с нем.;предисл. И. Евлампиева). — М.: Эксмо; СПб.:Мидгард, 2007. – С.563.

[8] Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В. П. Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 193.

[9] Поупкин Р. Философия: Вводный курс / Р. Поупкин, А. Стролл; пер. с англ. – М.: Педагогика, 2010. – С. 310.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: