Докритический» и «критический» периоды в творчестве И. Канта




ВВЕДЕНИЕ

 

Обосновывая выбор темы, отметим: Иммануил Кант – один из наиболее выдающихся мыслителей второй половины XIX столетия. С Канта начинается невероятный подъём философии в XVIII-XIX вв. Он по праву является родоначальником классической немецкой философии. Непреходящий интерес к наследию кенигсбергского философа наблюдается со стороны не только историков философии, но и современных философов, и их многочисленных читателей и почитателей.

Человек, всю свою жизнь проживший в Кенигсберге – сегодняшнем Калининграде – сумел «перешагнуть» не только пространство, но и время; Гений Канта – как и его философский поиск - полинаправленный, многовекторный и синкретичный.

Кто был Кант? Справедливо следующее: Кант – философ и этик; ученый, занятый осмыслением и рассмотрением естественнонаучных проблем; Кант выработал собственное социально-политическое учение.

Вторую половину жизни он занят вопросами гносеологии (процессом познания), его мысли занимают размышления над метафизическими, общефилософскими, проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики…

Все это позволяет заключить: не так много имен, которые по своей значимости, широте научного поиска могут быть сопоставимы с именем Канта. Научная литература содержит следующее образное сравнение: Канта можно рассматривать как европейского философа par exellence, ибо место, занимаемое им в европейской философии, аналогично тому месту, которое по праву занимает Платон в античной.

Настоящая работа посвящена творчеству Иммануила Канта. Актуальность темы определяется в первую очередь тем, какое сильное влияние оказал кантовский концепт на все дальнейшее развитие философской мысли – в частности, философии ХХ века, а, следовательно, и современной.

Таким образом, цель работы – рассмотреть этическое учение И. Канта.

В частности, задачи, преследуемые нами, определены следующим образом:

‑ изучить литературные источники, в которых раскрывается сущность и воззрения И. Канта;

‑ рассмотреть «докритический» и «критический» периоды Канта;

‑ проанализировать этическую концепцию философа.

Материалом послужили работы самого Канта, а также статьи и публикации российских исследователей, посвященные его творчеству.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы, в котором насчитывается 8 источников.


 

Докритический» и «критический» периоды в творчестве И. Канта

В творчестве Канта принято выделять несколько периодов – ранний или «докритический» (до 1770 г.), то есть это время до написания им своего главного произведения «Критика чистого разума» и «критический» (второй период связывают с появлением «Критики чистого разума» в 1781 г.).

В течение первого периода И. Кант упорно занимается космологией и натурфилософией. Глубокое изучение им основных принципов естествознания стало своеобразной точкой роста для его философии. Уже в «докритический» период своего творчества он сделал целый ряд поворотных и важных открытий[1].

Теоретические основы натурфилософии Канта взяты из механики Ньютона. Вместе с тем Кант не принял ньютоновскую модель в том виде, в каком она была создана её творцом. Опыт Ньютона был не самодостаточен, не субстанциален. Кроме того, он не предполагает возможности выхода за границы только научного познания. Именно данный пункт ньютоновской модели Кант подвергает ревизии. Собственную модель опыта (уже в своей блестящей работе «Всеобщая естественная история и теория неба», 1755), Кант базирует на физических элементах, которые в отличие от Ньютона рассматривает как субстанции, наделённые активными силами – силой притяжения и отталкивания[2]. В этой работе, которая является подлинно научной и революционной, Кант обосновал гипотезу о происхождении Солнечной системы. Он предложил естественнонаучное объяснение. Он пытался объяснить мировой порядок на основе сил притяжения и отталкивания. Ранний Кант – деист: отрицая бога как зодчего Вселенной, он всё же видит в нём творца того хаоса частиц, из которого по законам механики возник мир.

Космогоническая концепция Канта была величайшим достижением астрономии со времен Коперника. Впервые было расшатано представление о том, что в природе нет никакой истории во времени.

В «докритический период» Кант сделал важное открытие о гравитационном взаимодействии Луны и Земли, которое влияет на скорость их вращения, замедлении вращения Земли вследствие трения, которое вызывается приливами и отливами. Все эти идеи Канта стали основой для нового взгляда на мир как на меняющийся и противоречивый. Это сыграло важную роль в формировании диалектики. Таким образом, в «докритический период» учению Канта были присущи элементы материализма и диалектики, а именно: признание им объективного, реального существования природы (концепция естественной истории солнечной системы); научные открытия относительно взаимодействия Луны и Земли, замедления вращение Земли вследствие приливов; деяния центробежных и центростремительных сил, притяжения и отталкивания; признания фундаментального положения материалистической философии о том, что вещи существуют вне нашего сознания и что представление о них мы имеем благодаря чувствам, которые являются источником знаний.

Примерно с 1770 года Кант приступает к созданию работ, определяющих второй период его духовного развития – т.н. «критический», в рамках которого сформировался кантовский концепт трансцендентального идеализма: это работы – «Критика чистого разума» (1781), «Пролегомены» (1783), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждений» (1790). Здесь Канта волнуют проблемы познания (гносеологии), этики и эстетики. Таким образом, творчество Канта приобретает иной характер. Уже в первой из своих книг Кант отстаивает положение о невозможности построения философских систем без предварительного изучения форм познания и границ познавательных возможностей человека, переносит процесс познания в самопознание, во внутренний мир познающего субъекта. Своей «критической философией» он пытался ответить на вопрос, существует ли доопытное (априорное) знание, а также выяснить возможности, пределы человеческого разума.

Он фактически стал на путь отрицания познания вещей, их сущности. Главная идея произведений Канта – это «критика» теории познания, тезис о том, что человек, прежде чем выяснить суть вещей, должен установить пределы своих познавательных возможностей; что он сможет познать, а что не сможет.

Ошибка традиционной метафизики, по Канту, - ее попытки «объективного» познания ноуменов и других вопросов, недоступных человеческому уму. Такие попытки, как правило, приводят только к противоречиям и путанице. Кант пересматривает роль метафизики как «критики чистого разума». Задача разума, считает он, - понять самое себя, изучить собственные полномочия и пределы. Мы не способны узнать ничего определенного о «вещах в себе», но, изучая деятельность ума, мы можем разработать более четкое понимание того, что и как мы можем узнать.

В основе трудов Канта лежит убеждение, что разработке теоретической философии, морали, эстетики и натурфилософии должно предшествовать критическое исследование познавательных способностей, на которые опираются эти отрасли философии. Как вытекает из приведенного материала, под «критикой» Кант понимает, во-первых, точное выяснение познавательных способностей, или душевной силы, к которой обращается каждая отрасль знаний и философии. Во-вторых, под «критикой» Кант разумеет исследование границ, дальше которых не может простираться в силу устройства самого сознания – компетенция теоретического и практического разума. Считая, что главным средством познания мира является опыт, он допускал, что на опыте может быть исследовано далеко не все. Поэтому в научных построениях Канта не было места для «сверхъестественного», полагал, что его нельзя доказать опытным путем. Но пришел к убеждению, что весь мир может быть предметом теоретического познания, подчеркивая тем самым познавательные способности человека – «познающего субъекта»[3].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: