Постструктурализм и его основные идеи. Концепция «смерти автора». Понятие деконструкции.




Постструктурализм возникает в середине 70-х годов ХХ века в рамках французской школы. Концептуальные основы П заложили франц.философы Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делёз,Ж. Деррида. П-движение, считающее претензии структуралистов на объективность гуманитарного знания необоснованными. Знание одних лишь структур не дает полного понимания ист.событий. Необходимо знание того, что лежит за пределами всякой стр-ры — контекст, индивидуальные особ-сти автора. Яркий представитель — французский философ и социолог Мишель Фуко (1926-1984). По их мнению, структуралисты переоценили самодостаточность структур, оставили за пределами анализа контекст, диалогичность и индивидуальные особенности человека, от проявления которых очень часто зависят направление и результаты развития истории. В литературоведении постструктурализм проявился в форме движения «деконструкции» — специального метода критики текста (автор — французский лингвист и философ Жак Деррида).

Объекты полемики структурализма и постстр-зма:
1)опровержение целостности субъекта
2)теория знаков
3)понятие стр-ры
4)коммуникативность лит-ры
Для постструктур-тов хар-на власть языка над человеч.сознанием.
Предшественники-франц.символизм.
Читатель стан-ся производителем смысла, находится в позиции со-творца! (Ерофеев «Москва-Петушки»)
На смену структуры,порядка приходят понятия игры,случайности,фрагментарности.
Осн.черты постструктурализма:

1. Характерно внимание к проблемам текстологического плана. К-ра понимается как совокупность текстов. Деррида отвергает принятое в лингвистике представление о первичности звуковой речи перед письменной. Он усматривает в этом порок, свойственный всей предшествующей философии (первичность "логоса" - одновременно как закона и слова).

Деррида выдвинул принцип деконструкции, исключающий всякую возможность установления для текста какого-либо единственного и устойчивого смысла (значения). Любой текст создаётся на основе других, уже созданных текстов. Те, в свою очередь, создаются на основе существовавших ранее текстов. Т.обр., к-ра предстаёт как бесконечный и безграничный текст. Текст приобретает самодовлеющее значение и самостоятельный смысл, отличный от того, который имел в виду автор. При этом и сам автор теряется где-то в прошлом. Так что текст становится автономным и анонимным.
В постструктурализме познание сводится к пониманию и истолкованию текстов. Поскольку каждый истолковывает текст по-своему, то провозглашается плюрализм человеческих истин, относительный хар-р наших знаний.

2. Характерной чертой явл-ся негативизм. Всё, что раньше считалось устоявшимся, надёжным, определённым: человек, разум, философия, наука, прогресс, к-ра - объявляются теперь несостоятельным и неопределённым. Всё превращается в слова, рассуждения и тексты, которые можно интерпретировать, понимать, но на которые нельзя опереться в познании и практической деят-сти.

3. Происходит отказ от понятия "прогресс" в познании и культурной жизни. Понятие прогресса заменяется понятием роста или "распространения", образно выраженном в термине "ризома".

Ризома - это беспорядочное распространение, не имеющее какого-либо превалирующего направления, регулярности. Именно ризома, служит основным образом современной к-ры, с её отрицанием упорядоченности, синхронности, регулярности, системности.

4. Отказ от способа мышления посредством оппозиций, характерного для структурализма. В частности, исчезает противопоставление высокого и низкого, массового и элитарного в к-ре. Стирается чёткая граница между разными уровнями и формами к-ры. Исчезает и оппозиция "центр - периферия", что означает утрату центрального положения Запада как традиционного ядра современной к-ры.

5. Характерно стирание пространст-х и временных границ, внимание к прошлому, подражание старым стилям.

Концепция смерти автора была провозглашена в 1968 г. Р. Бартом в эссе «Смерть автора». Б.утверждает, что в произведении говорит не автор, а язык, и поэтому читатель слышит голос не автора, а текста, организованного в соответствии с правилами опред. времени и опред. к-ры.
Традиц-й критерий смысла в лит-ре-авторское намерение.Принято считать,что смысл текста-это то,что хотел сказать автор.
На место автора, как организующего и объясняющего принципа л-ры,Барт ставит безлично безымянный язык,кот-й утвержд-ся в кач-ве исключит.мат-ла.
Автор уступает авансценам: тексту,письму,скрипту(предст-т субъекта лишь в грамм.-лингвистич.смысле).
Субъект высказывания не предсущест-т акту высказыв-я,он образуется вместе с ним здесь и сейчас. Письмо не может представлять или изображать ничего такого,что существовало бы до акта письма.Лишенный исходной точки текст оказ-ся соткан из цитат.
Местом образования ед-ва текста стан-ся не автор, а чит-ль, предназначение, а не происхождение текста.
Чит-ль также отожд-ся с опред.функцией.
Смерть автора влечет за собой полисемию текста,выдвижение на первый план читателя,не виданного доселе свободу комментария.
В основе этой концепции:смешение автора в биографич.значении и автора-творца. Сознание чит-ля уподобляется тексту.
На более поздних этапах Барт предприним-т попытку теоретически опровергнуть личность не только автора,но и чит-ля.
Худ.практикой этих теорий явл.лит-ра постмодер-зма.В ней отразилось разочарование в хар-ном для нового времени культе индивидуалистической личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: