УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ФОЛЬКЛОР
Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры от «22» марта 2011 г.
Содержание учебно-методического комплекса дисциплины «История русской литературы»
1. Рабочая программа учебной дисциплины.
2. Конспекты (тезисы) лекций по фольклору
3. Глоссарий
4. Контрольно-измерительные материалы (КИМы)
5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
6. Программа итоговой государственной аттестации студентов (с описанием требований к выполнению заданий и критериями оценки).
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»
Факультет филологический
(наименование)
Кафедра литературы и методики обучения литературе
(наименование)
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель учебно- Проректор по учебной работе
методической комиссии
«____» _________ 2010 г. «____ » ____________2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Фольклор
Направление
Филология
Специальность031001 – Филология. Родной язык и литература с доп. специааьностью
Индекс цикла по ГОС ДПП
(ГСЭ, ЕН, ОПД, ДПП, ДПП.ДДС, ФТД)
Форма обучения | очная | Всего часов по ГОС | |
Аудиторных | |||
Семестр | первый | Лекций | |
Практических | |||
Вид отчетности | |||
Зачет |
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования специальности
032900 Русский язык и литература с дополнительной специальностью, утвержденного Минобрнауки в 2005 году и на основании
|
(код, наименование)
примерной программы дисциплины «Устное народное творчество».
Составитель рабочей программы Рогачев И.И. ., профессор кафедры литературы
Рабочая программа утверждена «» августа 2011 г.
на заседании кафедры протокол № 1
1. Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Фольклор – важнейшая составная часть сокровищницы народа, воплощение его мудрости, опыта, психологии, ментальности. Изучение данного курса дает возможность не только погрузиться в волшебный мир живого, образного, мелодичного русского слова, но и расширить свои представления об истоках народной духовности, морали, нравственности.
Наука о фольклоре наряду с другими учебными дисциплинами закладывает основы общей филологической и профессиональной подготовки будущих филологов. Русское народное поэтическое творчество, возникшее в период древнего восточнославянского единства, долгое время являлось единственной «неписаной» историей народа. Фольклор стал одним из главных источников формирования древнерусской литературы, передавая ей «по наследству» образы и сюжеты, отдельные элементы стиля и приемы поэтики.
Изучение фольклора ведет к уяснению тех его качеств и свойств, которые перешли в литературу и сделались ее органической принадлежностью. Влияние обрядов, мотивов, сюжетов, образов и стиля фольклора на литературу будет способствовать ее развитию и в будущем.
Цель изучения дисциплины – выработка у студентов четкой системы представлений о специфике фольклора как искусстве слова и феномене народной культуры, об основных закономерностях создания устной поэзии и его идейно-эстетических функциях; подготовка начинающего филолога к профессиональной деятельности, к адекватному восприятию и качественной эстетической оценке произведений устного творчества; формирование системы основных понятий по фольклористике; овладение научной терминологией и принципами анализа устной народной поэзии; пробуждение интереса к истокам словесного творчества народа; подготовка студентов к глубокому освоению фундаментальных основ фольклора.
|
Задачи дисциплины:
– изучение фольклорного материала, то есть конкретных жанров в их системе и историческом развитии; теоретическое осмысление истории фольклора в целом;
– освоение студентами устного народного творчества, сущности понятий и терминов, встречающихся в курсе;
– знакомство с различными теориями и взглядами на природу народной поэзии, на специфику бытования жанров, научными подходами к анализу произведений устного творчества и творческого процесса в целом;
– формирование системных знаний по народному творчеству, необходимых для постижения произведений устной поэзии, а также освоение основных приемов анализа фольклорных текстов разных жанров;
– формирование навыков сопоставительного анализа фольклорных и литературных произведений с выявлением типологически общих и специфических черт;
– способность интерпретации фольклорного текста в контексте исторических, общественно-политических событий, происходивших в ту или иную эпоху жизни русского государства;
|
– формирование умения анализа фольклорных произведений различных родов и жанров с учетом их особенностей;
– приобретение опыта самостоятельной работы с учебной и научной литературой по курсу;
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– историю зарождения и развития русского фольклора как вида словесного искусства, его соотнесенность с историей и культурой русского народа;
– основные закономерности развития устного народного творчества с древнейших времен по настоящее время;
– основные закономерности создания фольклорных произведений и их идейно-эстетические функции;
– специфику устного народного творчества как искусства слова;
– сущность фольклорного произведения в аспекте содержательной формы;
– основы народного стиховедения;
– систему родов, жанров, жанровых разновидностей устного народного творчества;
– методы, приемы анализа и интерпретации фольклорных произведений;
– основные теоретические категории, понятия и термины, связанные с фольклором, спецификой его жанровой системы, принятые современной фольклористикой;
– основные фольклорные памятники, их содержание, художественное и эстетическое значение для развития искусства слова:
– ключевые тенденции развития устной поэзии народа;
– терминологический аппарат, используемый в ходе анализа фольклорных текстов;
Уметь:
– определять задачи и основное содержание методики освоения устного
народного творчества;
– осуществлять литературоведческий анализ произведений устного народного творчества с учетом их родовой и жанровой специфики;
– определять художественное своеобразие отдельных произведений и творчества писателя в целом;
– давать характеристику персонажам, роли художественной детали, определять их место в системе фольклорных произведений;
– анализировать и профессионально оценивать специальную литературу
(учебные программы, пособия, учебники);
– выражать собственное мнение об эстетической ценности произведения, в том числе в жанре рецензии, творческой работы;
– собирать, записывать фольклорный материал с помощью аудиовизуальных средств;
– применять новые подходы к изучению фольклора;
– применять фольклорный дидактический материал в процессе практи-
ческой работы с учащимися;
– уметь ориентироваться в современных учебно-педагогических техно-
логиях, избирать наиболее целесообразные и эффективные;
– свободно владеть материалом по устно-поэтическому и музыкальному
фольклору, а также по календарно-обрядовой культуре, рекомендуемым для
работы со школьниками разного возраста в классе и во внеклассной работе.
– анализировать художественный текст с точки зрения языковых, литературоведческих, сюжетно-композиционных и эстетических особенностей в историческом, социально-политическом контексте эпохи;
Владеть компетенциями:
– самостоятельной научно-исследовательской работы в простейших ее формах;
– основами методики перевода и реферирования текста.
– способностью применять различные методы и приёмы анализа фольклорных произведений;
– самостоятельностью суждений о фольклорных произведениях в рамках компетенций и программы курса;
– использовать способы и приемы литературоведческого анализа фольклорных текстов;
– обладать способностью объяснить проблемное содержание произведений устной поэзии, их социально-историческую обусловленность, связь с основными событиями жизни патриархального сообщества, государства.
Междисциплинарные связи.
Наиболее тесные связи в процессе изучения Русского устного народного творчества осуществляются: с Историей России, Этнологией, Историей древнерусской литературы, Введением в литературоведение, Эстетикой, Историей религии, Историей мордовской культуры. П ри изучении языка фольклорных произведений есть необходимость в реализации междисциплинарных связей с лингвистикой.
В ходе изучения курса студентам обязательно следует ознакомиться со следующими разделами смежных дисциплин:
История Отечества
Первобытное общество на территории нашей страны. Этногенез и культура древних славян. Киевская Русь. Борьба Руси с монголо-татарским нашествием. Образование и укрепление Российского централизованного государства. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Отечественная война 1812 года. Падение крепостного права.
Этнология
Материальная и духовная культура славянских народов России. Религиозная обрядность. Календарные и семейные праздники и связанная с ними обрядность.