Что за словом?
1. Игра «Узнавание»
Какого клоуна зовут Улыбкин-Кудяшкин? Почему выбрали именно его? Кто из клоунов самый высокий? Самый низкий? Самый веселый? Самый грустный?
Для того, чтобы найти клоуна, мы использовали слова, которые точно указывали на предмет, называли его отличительный признак.
2. Игра «Гномики. Великаны»
Предлагаю вам поиграть со словом. Перед вами гномик, человек и великан. Рост у них разный. Назови.
Взрослый называет предмет, принадлежащий человеку, ребенок сначала называет крошечный предмет для гномика, затем огромный – для великана.
Домик – дом – домище
Сапожок – сапог – сапожище
Пальтишко – пальто – пальтище
Бородка – борода – бородище
Усики – усы – усище
Стаканчик – стакан – стаканище
Ручка – рука – ручище
Подберите сапог для гномика, человека, великана.
Соотнесите предмет и признак. Расположите слова сначала в порядке увеличения смыслового значения, затем в порядке уменьшения.
большой, огромный, маленький, крошечный, мизерный
3. Игра «Скажи правильно»
Одно из слов в предложении является лишним. Найди и зачеркни его. Скажи правильно. Образец: Дедушка был ворчливым. Или - Дедушка был ворчуном. В последнем предложении измени слово.
Дедушка был ворчливым ворчуном. Незнайка был ленивым лентяем. Виноватым виновником мы считали щенка. Ваня спросил вопрос у учителя. Ковёр запылился пылью. Мы с братом любим праздновать праздники. В комнате засветился свет.
4. Игра «Подбери слово»
Подбери в скобке слово-действие, которое поможет точно выразить мысль.
Учимся отличать образное слово от обычного.
Мама (занята, хлопочет) на кухне.
|
Обиженный малыш (голосил, кричал) на всю улицу.
Щёчки внучки от стыда (зарделись, покраснели).
Деревья (надели, нахлобучили) мохнатые снежные шапки.
Разведчики (наблюдали, смотрели) за берегом реки.
Набежавшая волна (скрыла, захлестнула) забытый кем-то на берегу плед.
Весёлые Скоморохи (зазывали, приглашали) прохожих на ярмарку.
Встревоженные муравьи (засуетились, забегали) около пня.
Проверяем себя:
В первом предложении лучше подойдет слово «хлопочет», оно употреблено в значении «готовит еду». А занята мама может и разговором по телефону, предложите ребенку подобрать подходящую ситуацию, и у вас появится возможность посмотреть на себя глазами ребенка. Не упускайте этого шанса. Предложите ребенку продолжить вашу фразу «Я не могу тебе сейчас помочь. Я занята. Я…»
Во втором предложении выбираем слово «голосил», оно выражает более сильные эмоции.
«Щечки зарделись» - образное слово
«Деревья нахлобучили» - образное слово, сравнение с человеком, глубоко натянул, надвинул шапку, укутался.
Разведчики ведут наблюдение, не просто любуются.
Волна захлестнула, т.к. предполагается и обратное движение. А скрыл, например, туман противоположный берег реки.
Скоморохи зазывали, слово лучше подчеркнет театрализованность действия.
В последнем предложении лучше выбрать слово «забегали», т.к. суетиться – это передвигаться, хлопотать без особого толку, а муравей точно знает, куда он направляется. Хотя слово «засуетились» звучит привлекательнее. Все зависит от цели высказывания.
5. Игра «Спрятанные слова»
Разбираем значение каждого фразеологического оборота.
|
Не зайцы, а разбегаются, не ко времени слипаются, иногда бывают на мокром месте.
Г |
Это блюдо встречается в голове и во рту у людей, маслом это не испортишь, её «просит» рваная обувь.
К |
Он без костей, его держат за зубами, он до Киева доведет.
Я |
Он в голове легкомысленного человека, он что-то сдувает, на него бросают слова и деньги.
В |
В него набирают воды при молчании, а иногда попадает смешинка, его полезно держать на замке.
Р |