Конспект урока музыки
Класс 02.02.2021
Тема: Что роднит музыку и изобразительное искусство?
Музыкальный материал:
-Чайковский «Баба-Яга».
-Дебюсси «Море».
-«Песня о картинах».
-«Коробка с карандашами».
Ход урока
Уч. музыки: Здравствуйте ребята. Надеюсь, что у вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся и постараемся сохранить такое настроение в течение всего урока. Сегодня вы узнаете много нового и интересного о музыке, сможете проявить свою фантазию в творческой работе, попробуете увидеть музыку и слышать картину. Мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, прочитав эпиграф к уроку:
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
(Г. Гессе - немецкий писатель)
Уч. музыки: С каким же искусством тесно связана музыка? (с живописью, с изобразительным искусством). Что помогло вам правильно определить вид искусства? Совершенно верно. Слова «цвет», «оттенки цвета» употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся ответить в конце урока.Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
Уч. музыки: Верно, тема нашего урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Запишите тему урока.
Мы постараемся выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства. Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения изобразительного и музыкального искусства, постараемся определить, существует ли соотношение цвета и звука, переложение оттенка цвета в звуки. Для художника видимый цветной мир – это мир наших жизненных переживаний, наших чувств и представлений о красоте. Цвет – дитя света. Без источника света цвета нет.
|
Вы все видели, когда после дождя выглядывает солнышко, на небе появляется чудесное цветное явление. Что это? (ра______га). А кто помнит, из скольких цветов состоит радуга?
Ответ: Из семи цветов. Чтобы запомнить последовательность цветов радуги, используется такая подсказка-считалочка: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Большие буквы каждого слова – это начальные буквы названий цветов. Сможете ли вы назвать цвета в правильной последовательности? (Ответ: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый).
- Вышла радуга красна, разноцветная коса, ленты пестрые в косе, а всего их ровно семь!
- Радуга состоит из семи цветов. Что общего у радуги с музыкой?
Ответ: Радуга состоит из семи цветов, а музыкальный звукоряд – из семи нот.
Уч. музыки: А вы знаете, что древние греки считали, что звуки соответствовали не только планетам, но и семи цветам радуги. Спустя столетия триада «музыка — настроение — цвет» стала важной и определяющей в творчестве многих композиторов.
-Молодцы. А теперь вернёмся к нашей радуге и определим, существует ли переложение цвета в звуки. Для этого посмотрите на таблицу, изучите ее и заполните последнюю графу.
Проверяем таблицу:
-Какому цвету какие эмоции соответствуют?
-Какие ноты какому цвету соответствуют?
Цвета радуги | Стихи | Синонимы из словаря эстетических эмоций | Звук -нота |
КРАСНЫЙ | В огороде, как костёр, Вспыхнул красный помидор. Вслед за ним пример беря, Стала красной и заря. Цвет свой радуге отдали И гвоздика, и пион. Красный цвет – в её начале Самый-самый первый он. | Победно, весело | |
ОРАНЖЕВЫЙ | В руке у меня – апельсин, Оранжевой Африки сын. Всегда он считает за честь, Что цвет его в радуге есть. | Затейливо, ласково | |
ЖЁЛТЫЙ | Желтое солнце и желтый песок. Жадно я пью апельсиновый сок. В знойном дыхании летней поры Желтые даже глаза у жары! | шаловливо | |
ЗЕЛЁНЫЙ | Смотри: на лугу зеленеет трава. В лесу зеленеет опушка. В зелёном болоте – «Ква-ква» да «Ква-ква» - Зелёная очень лягушка… | бодро | |
ГОЛУБОЙ | Голубое небо, голубое море, Ветерок играет голубой волною, А на горизонте в голубом просторе Целый день маячит Парус голубой. | задумчиво | |
СИНИЙ | Смотрит в небо синий василек, Радости не пряча, не тая: - В этом мире я не одинок! В радуге есть синева моя! | ликующе | |
ФИОЛЕТОВЫЙ | Фиолетовыми тучами тяжелыми Дождь пролился на луга и на поля. Он прошел. И вдруг фиалками веселыми Засветилась, как улыбками земля. Это радуга прислала нам привет Свой седьмой, свой фиолетовый букет. | благородно |
Уч. музыки: Каждой ноте соответствует свой цвет. Но мы определили по характеру звучания каждой ноты.Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. Давайте в этом убедимся. Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет. А вот чей портрет, вам нужно узнать. Кто это: обычные люди, наши современники, или персонажи сказки?
|
СЛУШАНИЕ: пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского.
|
Уч. музыки: Наводящие вопросы:
-В каком характере звучит музыка?
-О ком она рассказывает?
-Какой характер у этого незнакомца?
-Давайте ещё раз обратимся к словарю эстетических эмоций и подберём подходящие слова для определения характера музыки:
- Какие эмоции вы выбираете для характеристики этой музыки.
ТАИНСТВЕННО, ЗЛО, РЕЗКО, ЛАСКОВО, ГРОЗНО, МЯГКО, СТРЕМИТЕЛЬНО.
Уч. музыки: Чей же портрет рисует нам эта музыка?
Ответ: Портрет Бабы Яги.
- Действительно, это Баба-Яга.
Посмотрите, как её изобразил известный художник Иван Билибин. В образе Бабы-Яги — ужасной старухи с костяной ногой, запечатлелось отношение человека к миру иному. Этот образ пугает, отталкивает.
Вопрос: Какой же можно сделать вывод? Запишите вывод в тетрадь:
Вывод: Музыка и изобразительное искусство – единое целое, они не могут существовать друг без друга. Есть такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. ЭТО живописная музыка. А есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими или музыкальными.
-Перед вами пейзаж художника И. Айвазовского «Чёрное море».
Вопросы:
- Какие краски использовал художник?
- Какое настроение передал в нем художник?
- Какая, по вашему мнению, должна звучать по характеру музыка, когда вы смотрите на эту картину?
Ответы детей; напряженная, взволнованная,быстрая, ритмичная.
Уч. музыки: Предлагаю послушать вам музыку, которую сочинил французский композитор Клод Дебюсси, когда увидел море перед штормом, а заодно и проверим ваши предположения.