Этапы, приемы и особенности написания речей для руководителей.




ДОКЛАДЫВАЕТ НАЧАЛЬНИК

(НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫИ ПРИЕМЫСПИЧРАЙТЕРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ И СФЕРЕ БИЗНЕСА)

© Почуев Сергей Иванович, д.т.н., профессор.

Информация для контакта: psi1955@yandex.ru

Введение

Для руководителя и бизнесмена умение произносить речи не менее важно, чем для политика. Данный факт сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Постоянно появляются соответствующие тематические публикации, ибо природным даром Керенского и Гитлера обладают, увы, не многие, а “вещать публично” приходится руководителям любого звена! Однако оставим в стороне ораторское искусство и харизмические аспекты, а обсудим проблему подготовки речей, т.к. прежде чем произнести речь, ее, обычно, надо написать...

Вам приходилось готовить чужые речи? Думаю, что да, потому что над каждым из нас “сидит” соответствующий начальник, который сам своих речей не пишет, а “доверяет” сие неблагодарное занятие подчиненным. Написание речи руководителя - это такое же искусство, как и ее произнесение. В то же время, современной управленческой наукой разработана технология подготовки выступлений, позволяющая, в определенной степени, формализовать данный процесс и сделать его менее мучительным для речеписца и более приемлемым для докладчика (вспомните незабвенный пример спичрайтерской технологии О. Бендера).

Излагаемые ниже положения явились результатом осмысления многолетнего опыта автора по участию в различных совещаниях и конференциях и подготовке докладов руководителей различного уровня в области техники.

Этапы, приемы и особенности написания речей для руководителей.

1. Исходный этап технологии предполагает предварительную работу речеписца с докладчиком. Добросовестное выполнение данного этапа избавит Вас от множества возможных проблем в будущем. Вспомните удивленные глаза Вашего шефа и его сакраментальную фразу: “Что Вы мне принесли?!” Поэтому, согласовывая тему доклада, Вы должны, прежде всего, выяснить что конкретно волнует докладчика. Но не пытайтесь сразу получить от него готовые формулировки и конкретные рекомендации, иначе Вы рискуете натолкнуться на раздражение и сомнения в Вашей профпригодности. Докладчик пока сам точно не знает о чем и как он будет говорить! Помочь ему справиться с этой проблемой - Ваша задача. Постарайтесь с наибольшей степенью подробности записать его мысли (если таковые имеются), а также характерные речевые обороты (как Вы знаете, у некоторых начальников они весьма своеобразны). Не менее важно уловить и индивидуальную манеру докладчика говорить. Помните, что речь пишется для конкретного оратора, а не для произвольного. Только выступления, имеющие на себе отпечаток личности выступающего имеют реальный шанс быть услышанными и остаться в памяти у слушателей. Последнее особенно важно, т.к. повышает престиж докладчика и его организации.

2. Собрав вышерассмотренную информацию, попытайтесь составить общий план выступления и обязательно утвердить его у докладчика. Это не спасет Вас от его гнева в случае провала доклада, но существенно облегчит жизнь на этапе подготовки текста. План ни в коем случае не должен быть чересчур подробным. Он должен охватывать основные разделы выступления, быть обозримым и доступным для системного восприятия.

3. Утвердив план, и получив критические замечания, согласуйте продолжительность выступления, помня о том, что даже самые стойкие слушатели засыпают на двадцатой минуте... Поэтому для изложения всех “нетленных” мыслей руководства в Вашем распоряжении всего 10...12 листов бумаги.

4. Обязательно уточните место выступление и состав аудитории. Например, одинаковые слова, произнесенные на совете директоров собственной компании и на встрече с будущими бизнес партнерами, могут вызвать противоположную реакцию. А “заумствования” на профессиональном сленге могут надежно отвратить от Вашей фирмы высокопоставленных чиновников, честно, но тщетно пытающихся разобраться в существе освещаемого в докладе вопроса.

5. Теперь можно приступить к непосредственному написанию доклада. Как советуют классики ПР, “пишите для человеческого голоса и думайте о том, как порадовать аудиторию а не докладчика”. Внимательно поразмыслите над количеством и качеством иллюстраций (это, в первую очередь, касается технических и экономических докладов). Изобилие цифровой и графической информации может погубить даже гениальную идею на пути ее к слушателю. Зная об этом, сократите количество иллюстраций до одной на каждые 3...5 минут доклада. Сами иллюстрации должны быть удобочитаемы и образно дополнять основные идеи, излагаемые словесно. Для этого не злоупотребляйте количеством кривых и диаграмм на одной иллюстрации. Пусть их будет 3...5, не более. Иллюстрации должны быть понятны для аудитории на уровне здравого смысла без дополнительных пояснений со стороны докладчика. Чтобы у слушателей не сложилось превратное впечатление о примитивности и слабой обоснованности изложения материала, текст доклада можно дополнить приложениями не ограниченными по сложности и объему. Эти приложения могут быть вместе с текстом доклада заблаговременно представлены слушателям. Последнее, кстати, избавит докладчика от части вопросов и поможет ему при ответах.

6. Мы подошли к самому интересному - необходимости на стадии подготовки доклада прогнозировать любую критическую полемику вокруг личности выступающего и высказываемой им точки зрения. “На чужой роток, - как известно, - не накинешь платок”. Но предвидеть все ходы “коварных оппонентов” невозможно, да и не нужно. Гораздо важнее руководствоваться при написании доклада тремя главными принципами.

· Речь не должна содержать очевидных внутренних противоречий.

· Опасайтесь ссылок на непроверенные источники.

· Обсуждайте процессы и явления, но никогда без необходимости не касайтесь персоналий, которые за ними стоят.

В результате слушатель получит ответ на вопрос “Что делать?”, самостоятельно домыслит ответ на вопрос “Кто виноват?” и не будет сильно “терзать” докладчика вопросами и полемическими замечаниями.

7. Работая над докладом, помните о необходимости повторений. Люди имеют свойство к концу выступления забывать то, о чем шла речь в его начале. Двигайтесь по спирали, повторяйте, развивайте и усиливайте главную мысль. Ей же следует и завершить доклад, ибо, как говаривал небезызвестный литературный и кинематографический персонаж, “запоминается последнее”.

8. Несколько слов о целесообразности образного изложения материала. Не следует недооценивать важность данного фактора. Вспомните, например, классические стилистические пассажи Б. Шоу, И. Сталина и А. Лебедя. Афористичность речи, умело дозированный юмор - это грозное оружие, требующее, впрочем, осторожного обращения.

9. Существует целый ряд “технических” аспектов написания речей, призванных помочь скорее оратору, а не речеписцу, но их также необходимо учитывать. Вот некоторые из этих аспектов.

· Пишите цифры в длинных числах прописью, чтобы докладчику не пришлось судорожно считать нули и вспоминать склонение числительных (последнее правильно не делает никто!).

· Никогда не используйте сокращений! Часто они бывают поводом для возникновения комичных ситуаций в ходе Вашего общения с докладчиком и, что более опасно для Вас, при его общении с аудиторией.

· Избегайте местоимений и повторяйте существительные.

· Пишите просто, избегая придаточных предложений и сложных терминов.

· Старайтесь составить структуру речи так, чтобы, оторвавшись от бумаги, а потом вернувшись к ней докладчик спокойно мог продолжить с любого места, на котором остановился взгляд.

· Пользуйтесь (но не злоупотребляйте) в тексте подчеркиваниями и выделениями. Оставляете большие поля для мудрых замечаний руководства.

10. Завершая подготовку речи, ее следует “обкатать”. Данное действо предполагает обязательное выполнение двух условий.

Во-первых, Вы должны прослушать, как звучит написанное Вами.

Во-вторых, постарайтесь максимально (на столько, насколько это возможно) расширить круг специалистов - критиков Вашего детища. Если два и более критических замечания разных людей по конкретному вопросу совпадают - это объективный сигнал для соответствующей доработки.

Дата публикации: 24 сентября 2002
Источник: SciTecLibrary.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: