Роль движения в процессе восприятия




Познавательные процессы

 

Ощущение

Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Особенность ощущений заключается в их непосредственности и сиюминутности. Анализаторы служат физиологической основой ощущений. Они состоят из: рецептора (ухо, глаз, вкусовые луковицы на поверхности языка и т. д.), нервных путей и соответствующего участка головного мозга. Когда тот или иной предмет, явление воздействуют на рецептор определенным свойством (цветом, вкусом, температурой, поверхностью, запахом и т. д.), возникает ощущение.

 

Восприятие:

-- Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

-- Процесс формирования этого образа (перцепция, перцептивный процесс)

-- Система действий, направленных на ознакомление с предметом (то есть чувственно-познавательная деятельность наблюдения)

Таким образом, восприятие это и результат (образ) и процесс, и деятельность (система действий)

 

Отличие восприятие от ощущения:

Ощущение - отражение отдельных свойств предмета

Восприятие - отражение предмета в целом.

 

Особенность восприятия музыки - подключение каналов, не связанных со слухом. Это явление носит название синестезии.

Синестезия - любые ассоциации, связанные с музыкой, отдельными звуками, тембрами и тональностями.

Виды синестезий (по Б.Галееву):

-- Визуальные ("картинка", цвет, абстрактная форма и т.п.)

-- Осязательные и кинестетические (ощущение музыки как движущейся материи, например, изображение содержания музыки через танец)

-- Вкусовые ("терпкие" гармонии и т.п.)

-- Обонятельные ("ароматы" звучащих пластов и т.п.)

-- Температурные ("прохладный" тембр флейты и т.п.)

-- Гравитационные ("тяжёлый" рок и т.п.)

 

Возникновение синестезий:

1. Как мыслимый образ (представление) или как реальное соощущение

2. Непроизвольно или при усилии воли

3. Всегда или иногда

 

Свойства образа восприятия:

 

-- Наличие сенсорных качеств. Любой образ, хотя и не сводится к сумме ощущений, может быть разложен на сенсорные элементы. К примеру, то, что в нашем восприятии фигурирует как "тоническое трезвучие до мажора", на самом деле лишь сумма звуковых волн, обладающих высотами, громкостью и тембром.

-- Целостность образа. Образ организован. Это гештальт - некая фигура на нейтральном фоне. Когда мы слушаем музыку, какие-то элементы становятся "фигурой" (например, мелодия). Всё остальное - фон. Когда студент готовится к "викторине" по истории музыки - "фигуры" совершенно иные вплоть до парадоксов (стук грампластинки в главной партии некой сонаты...)

-- Константность образа или постоянство свойств. Например, мы можем узнать мелодию в любых регистрах, тембрах и тональностях, хотя физические характеристики мелодии изменены.

-- Предметность образа - образ для человека это самостоятельная "вещь" с собственным наименованием. В музыке - многоуровневая система образов. Существуют элементарные образы, которые мы держим в сознании - образы интервалов, аккордов. Образы музыкальных произведений относятся к сложным образам.

-- Индивидуальный характер образа - у каждого человека своя система образов

Апперцепция

Апперцепция - зависимость восприятия от предшествующего опыта человека, характера его деятельности и его индивидуальных особенностей.

 

Факторы апперцепции:

-- Предшествующий опыт. Чем чаще мы сталкиваемся с явлением, тем легче его воспринимаем. Например, в гармонической последовательности классический каданс воспринимается легче, чем альтерированный второй нонаккорд...

-- Знания (чтобы воспринять кварту как кварту, мы должны знать, что это такое...)

-- Задачи выполняемой деятельности, мотивы. Что именно студент воспринимает, когда готовится к викторине? Нередко он воспринимает второстепенные для содержания музыки "опознавательные знаки", связанные с той или иной темой.

-- Состояния человека. Заметна разница восприятия одного и того же материала в утомлённом или бодром состоянии, в добродушном или раздражённом.

-- Потребности, склонности человека. На уроке "слушания музыки" дети, во время звучания произведения, думали: "а какая антивирусная программа стоит в ноутбуке, откуда звучит эта музыка? И есть ли в этом компьютере игры?"

-- Особенности психофизиологии человека. Люди с "деликатной" нервной системой не способны воспринимать очень громкую музыку. Зато люди с "грубой" нервной системой не воспринимают тихую музыку.

-- Установки, отношение к кому-либо или к чему-л ибо. К примеру, оценка на экзамене или на конкурсе состоит лишь наполовину из оценки качества самого исполнения музыки. Большую роль при выставлении оценки играет отношение к выступающему как к личности, отношение к его педагогу, представление об ученике как о "талантливом" или "бездарном" и др. Причём оценивающий будет искренне убеждён, что он "объективен".

Иллюзии восприятия

Ошибки восприятия или искажение реальности, связанное с особенностями самих раздражителей.

К примеру, в трёхголосном диктанте гармонического склада человек может "услышать" четвёртый голос.

 

Роль движения в процессе восприятия

Восприятие музыки - пространственно-временн о е.

Восприятие звуковысотной стороны музыки осуществляется благодаря соинтонированию, пропеванию элементов музыкальной ткани.

Восприятие ритмической стороны связано с движением человека в такт музыке (см. раздел о Ритме)

Говоря о музыкальной ткани, мы используем понятия "выше" и "ниже", что относится к движению в пространстве, несмотря на то, что музыка объективно движется во времени, объединяя прошлое, настоящее и будущее. При этом руки музыканта-исполнителя могут двигаться вправо-влево (пианист), к себе - от себя (например, левая рука скрипача). Наиболее парадоксальна ситуация с виолончелью и контрабасом - движение мелодии вниз сопровождается движением руки вверх (и наоборот)!

Нередко при написании первых музыкальных диктантов дети пишут справа налево (при движении мелодии вниз). Или несколько раз обводят одну и ту же ноту (записывая повторение).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: