Применение технологий паблик рилейшнз органами государственного и муниципального управления




 

Эффективность внутренней политики во многом определяется тем, насколько удается государству работа по формированию нужного ему общественного мнения с помощью разнообразных PR-технологий. Характер и масштаб деятельности PR-служб в сфере государственного управления зависит от специфики и функций данного государственного учреждения. Наибольшее значение для жизни страны в целом имеют правительственные паблик рилейшнз, сформировавшиеся в подразделениях исполнительной власти федерального уровня.

Структура правительственных паблик рилейшнз служб:

пресс-служба;

служба анализа общественного мнения и планирования коммуникаций;

аналитическая служба;

общественные связи;

новостная служба;

внутри правительственные связи;

служба историков.

В качестве примера можно привести некоторые правительственные паблик рилейшнз службы России:

Пресс-служба Президента РФ

Здесь функционируют четыре основных отдела: аккредитации и брифингов, оперативной информации, перспективного планирования, фотодокументов. Функции отделов строго не разграничивались, и они выполняли похожую работу, в то же время не дублируя ее.

Так, в обязанности отдела аккредитации и брифингов входило сообщать журналистам о проведении пресс-конференций, брифингов, встреч, совещаний, заседаний и т.п. с последующей аккредитацией представителей СМИ. Сотрудники отдела рассылали факсы-приглашения по определенным (заложенным в программу) адресам СМИ, а затем по телефону уточняли имена и фамилии конкретных журналистов и заказывали им пропуска.

Интересно, что постоянной аккредитации для журналистов пресс-служба Президента организовать не могла из-за проблем с разветвленной системой безопасности, поэтому действовали разовые приглашения.

К числу основных функций отделов оперативной информации и перспективного планирования относились просмотр и анализ уже вышедшей информации о деятельности Президента и его Администрации, а также распространение в СМИ новой информации - собственной или поступающей в пресс-службу из Правительства.

Отдел оперативной информации регулярно готовил несколько видов отчетов: сводку передач телевидения и радиовещания, где речь шла о Президенте и сотрудниках его Администрации; обзор прессы (как правило, не больше трех страниц) с краткими комментариями к статьям о Президенте и российской политике; пресс-дайджест завтрашних газет, в котором статьи приводились полностью; тематические подборки и др. Главное требование, которое предъявлялось к материалам, - oбъективнoсть, поэтому в них присутствовала не только позитивная, но и негативная информация, в том числе из оппозиционных и кoммунистических газет. Некоторые отчеты готовились ежедневно, другие - раз в неделю.

В отделе фотодокументов формировался банк фoтo- и видеoматериалoв, рассказывающих о деятельности Президента и его Администрации.

Управление Президента РФ по связям с общественностью

Пресс-служба Президента РФ выполняла главным образом oрганизациoннo-тактические PR-задачи, функция же разработки PR-стратегии возлагалась на созданное после президентских выборов 1996 г. управление по связям с общественностью. Как заявил в одном из интервью работавший в то время руководителем этого управления М. Маргелов, «пресс-служба занимается тем, что дает информацию о работе Президента в СМИ, констатирует свершившийся факт, организует процесс предоставления эти информации. Наша же работа строится в режиме диалога, мы не ставим себе задачу быть рупором Администрации, этим рупором служит пресс-служба, мы же со СМИ налаживаем обратную связь. Ведь PR - это в первую очередь создание информационных поводов, важных с точки зрения прессы, чтобы о них рассказать, и важных с нашей точки зрения, потому что рассказать о них - объективно для нас полезно…

В Управлении по связям с общественностью создавались и специальные подразделения, которых не было в пресс-службе, например отдел по связям с общественностью в регионах и отдел социологических исследований.

Пресс-служба Государственной Думы РФ

В отличие от президентских структур функции пресс-службы и связей с общественностью в Государственной Думе РФ были сконцентрированы в одном подразделении - пресс-службе в которую входили следующие отделы: средств массовой информации, информационного взаимодействия, по связям с центральной и региональной прессой, общественных связей и информационного обеспечения, теле-радиослужбы с разбивкой на подотделы телевещания, радиовещания, координации теле- и радиопрограмм, эксплуатации теле - радиокомплекса).

Задачи и функции каждого отдела прописывались адресно и достаточно подробно. Вот как они выглядели, например, применительно к отделу СМИ.

Анализ на основе публикаций в российских и зарубежных СМИ развития политической и социально-экономической жизни в стране, прежде всего через вопросы, относящиеся к деятельности Государственной Думы.

Подготовка для депутатов Госдумы информационно-аналитических обзоров по aктуальной проблематике на базе комплексногo изучения материалов прессы, телевидения, радио; публикация их в «Думском вестнике».

Подготовка cпeциальных обзоров печати по законотворческой тематике, публикация их в «Информационном бюллетене».

Проведение аккредитации при Госдуме корреспондентов российских федеральных и региональных СМИ (подготовка Положения об аккредитации, внесение в него необходимых изменений и дополнений, ознакомление с условиями аккредитации редакций СМИ, прием и рассмотрение заявок на аккредитацию, изготовление образцов аккредитационных удостоверений, их типографское изготовление, оформление и выдача аккредитованным журналистам, контроль за выполнением парламентскими корреспондентами требований к аккредитованным представителям СМИ и т.д.).

Содействие аккредитованным журналистам в освещении ими деятельности Госдумы - пленарных заседаний, парламентских слушаний, работы фракций, депутатских групп, комитетов, комиссий (информирование о намечаемых мероприятиях, обеспечение документами и справочными материалами, консультирование и т.д.).

Организационная работа по подготовке и проведению пресс-конференций, брифингов, интервью.

Комплектование оперативных групп российских и зарубежных журналистов, освещающих протокольные мероприятия руководства Госдумы (приемы, встречи, беседы).

Систематическая оперативная оценка опубликованных аккредитованными журналистами материалов о деятельности Госдумы - их объективности, достоверности, конструктивности. Собеседования в случае необходимости с авторами публикаций, выяснение причин допущенных неточностей, искажений и т.д. с целью их исправления.

Создание и ведение банка данных на аккредитованных при пресс-службе Госдумы корреспондентов российских федеральных и региональных СМИ (государственных и коммерческих телекомпаний, редакций радиовещания, информационных агентств, газет, журналов).

Оперативная информационно-справочная и консультативная работа (ответы на телефонные и факсимильные запросы редакций СМИ, аккредитованных российских и зарубежных журналистов по вопросам, относящимся к деятельности Госдумы, фракций, депутатских групп, комитетов, комиссий и т.д.).

Решение совместно с соответствующими подразделениями аппарата и управления делами Государственной Думы вопросов организационного и технического обеспечения деятельности аккредитованных журналистов (выделение рабочих помещений, обеспечение документами и справочными материалами, пользование факсами, телефонами и т.д.).

Поддержание рабочих контактов с пресс-секретарями фракций, депутатских групп, комитетов Государственной Думы.

Центр oбщecтвeнных связей Федеральной службы налоговой полиции (ЦOС ФСНП)

ЦОС изначально создавался как подразделение, способное вести продуктивную информационно-профилактическую деятельность, развивать и поддерживать цивилизованные отношения между государством (в лице ФСНП) и налогоплательщиками, формировать в обществе лояльное отношения к налогообложению.

Центр сочетал функции PR-службы и пресс-службы и включал следующие подразделения:

· l-й отдел, в задачи которого входило взаимодействие со СМИ и общественностью;

· Отделение, занимающееся культурно-массовой и воспитательной работой, связями с общественными организациями и Музеем налоговой полиции;

· 2-й отдел - редакционно-издательский;

· 3-й отдел, представляющий собой телевизионную студию ФСНП.

Функции и задачи правительственных паблик рилейшнз:

долговременное планирование PR-работы;

информационное обслуживание высших государственных деятелей;

определение идеи дня;

подготовка сообщений для СМИ;

рассылка по стране выступлений президента и других правительственных лиц;

организация влияния на местную аудиторию через выход на местную прессу;

обеспечение общественной поддержки действий президента;

отслеживание общественного мнения с помощью социологов;

координация информационной политики трех ветвей власти;

разработка имиджа руководителей государства;

проведение PR-кампаний в поддержку правительственных решений.

Возможности государственных паблик рилейшнз:

акцентировать ту или иную тему;

уводить общественное мнение от той или иной проблемы;

представлять проблему в нужном ракурсе;

организовывать поддержку правительственных начинаний путем использования «голоса общественности».

Велика роль службы по связям с общественностью в органах муниципальной власти. Процесс демократизации российского общества детерминировал возникновение при органах государственного и муниципального управления служб по связям с общественностью, их превращение в действенный инструмент диалога общества и власти. В то же время, процесс становления и функционирования этих органов нельзя охарактеризовать как проходящий без осложнений и контртенденций. Основная цель состоит в анализе особенностей становления и выявлении основных путей оптимизации и повышения эффективности деятельности служб по связям с общественностью органов власти и управления в России.

Управленческая деятельность, которая осуществляется муниципальными органами власти, имеет значительную специфику. Если политическая власть и политическое управление в государственных органах «отдалены» от народа, то местное самоуправление, будучи одним из механизмов функционирования гражданского общества, «растворено» в нем, способствуя созданию механизмов и условий для свободного и эффективного развития гражданского общества. Взаимоотношения с общественностью органов муниципальной власти и управления строятся на принципе соучастия, для эффективной реализации которого необходимо осуществление развитых и разнообразных связей, организованных в двух направлениях: от органов управления к гражданам (управляемым) - прямая связь, от населения к органам власти - обратная связь.

Благодаря деятельности служб по связям с общественностью органы муниципальной власти и управления должны становится как механизмом формирования гражданского общества (общества инициативных, законопослушных граждан, знающих свои права и умеющих их отстаивать), так и неотъемлемой его частью. Ведь посредством PR-коммуникации органов муниципальной власти и управления и общественности происходит осуществление гражданами конституционных прав по принятию общественно значимых решений, что позволяет наполнить идею народовластия реальным содержанием.

Особое значение служб по связям с общественностью в реализации социальной роли муниципального управления связано и с коммуникативным аспектом функционирования муниципальных органов власти, которые представляют собой целостную коммуникационную систему. Функциональные отношения внутри этой системы с другими органами муниципальной и государственной власти и управления, общественными организациями и гражданами осуществляются через коммуникативное взаимодействие и выражаются в структуре администрации. Решение тех социально-политических задач, которые стоят перед органами муниципального управления в России, сегодня во многом строится на понимании необходимости построения продуктивной коммуникации на всех этих уровнях.

Относительно проблемы целеполагания необходимо отметить, что цели PR-служб местного самоуправления не могут быть сформулированы на государственном уровне. Стратегия деятельности служб по связям с общественностью должна являться продуктом стратегической разработки тех субъектов деятельности, которые осуществляют властные полномочия в конкретном муниципальном образовании. Руководители и сотрудники органов муниципальной власти и управления должны на таком кооперативном уровне приложить усилия к разработке целевой концепции развития органов муниципального управления, часть которой должна быть посвящена концептуализации деятельности служб по связям с общественностью.

Важно отметить, что на том же уровне, решается и проблема институционализации. Соответственно, кооперативная концепция необходимо должна включать раздел, в котором должна быть прописана институциональная структура служб по связям с общественностью муниципального образования. На местном уровне ориентация на эту концепцию не должна препятствовать созданию такой службы, структура которой должна максимально соответствовать специфике управления в данном муниципальном образовании.

Проблема профессионализма сотрудников служб по связям с общественностью носит системный характер, и ее решение лежит, прежде всего, в поле функционирования российской системы образования, которое, являясь важным инструментом социализации личности, формирует мировоззренческие установки людей. Необходима ориентация в образовательном процессе на государственную концепцию воспитания человека и гражданина, мировоззрение которого включает культурные и политические ориентиры. Сегодня создание такого рода концепции является не просто фактором решения ряда проблем образования и рынка труда, но и условием самосохранения и возрождения нации нашей страны.

Ранее уже затрагивалась вопрос деятельностиPR-служб в выборных кампаниях в связи с проведением последних выборов. Хотелось бы остановиться на этом вопросе поподробнее. PR-службы являются важнейшим элементом политической системы общества: 70% заказов в российских PR-фирмах составляют политические PR-заказы. PR-специалисты участвуют в избирательных кампаниях, разрабатывают технологии их проведения.

Цели PR-служб в политике - привести к власти данныйPR-объект - политическую партию или политика, укрепить их положение и усилить влияние. Поэтому особенно возрастает роль политических паблик рилейшнз при проведении избирательных кампаний.

Важную роль в проведении политической PR-кампании играют социологические опросы. Ключевой момент в проведении политической PR-кампании - это позиционирование и создание имиджа партии, которое требует:

изучить, как выглядит партия в глазах публики;

определить, как должна выглядеть партия

выяснить, что этому мешает;

просчитать, хватает ли денег для достижения данных целей;

действовать в соответствии с выбранным направлением.

Параметры, определяющие успех политической партии на выборах:

единство;

компетентность в экономике;

видение будущих перспектив;

страх оппозиции;

умение партии находить и обсуждать только те проблемы, которые кажутся избирателям важными;

учитывать, что какая-то часть населения хочет не стабильности, а перемен и потрясений;

последовательность оценок;

партия должна ежедневно присутствовать на радио и ТВ;

проведение специальных акций для получения поддержки общественности.

Важнейший элемент избирательной кампании - позиционирование политического лидера. Позиционирование политического лидера предполагает сообщение обществу определенной информации о нем. Политическая реклама играет исключительно важную роль в политических кампаниях.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в целях влияния на поведение своих граждан, государство включает в свою структуру управления органы и подразделения власти по связям с общественностью. Сферой деятельности таких подразделений является:

. Обеспечение гласности и открытости деятельности государственных и муниципальных органов перед населением;

. Информирование граждан;

. Формирование благоприятного имиджа государственных и муниципальных органов;

. Программирование общественно-политических процессов;

. Установление партнерских отношений с гражданами и т.д.

Таким образом, у государства с гражданами налаживается система обратной связи. При принятии властных решений принимается во внимание отношение населения к положению, предложения граждан по решению проблем и обеспечивается информированность граждан.

 


Заключение

 

Проанализировав данную тему можно сделать следующие выводы:

в России за последнее время сформировалась система качественных знаний в области паблик рилейшнз, где основными элементами являются общественность и общественные отношения;

продолжает развиваться система подготовки квалифицированных специалистов в области паблик рилейшнз;

самой распространенной средой применения технологий паблик рилейшнз является политика и государственная власть в целом.

Однако здесь существует ряд серьезных препятствий объективного и, особенно субъективного характера, часто тормозящих, а то и дискредитирующих как содержание подготовки и повышения квалификации персонала практикующего в области паблик рилейшнз, так и разрастающийся институт отечественных паблик рилейшнз.

На основании изложенного можно утверждать, что главная особенность подхода специалистов по паблик рилейшнзк определению целевой общественности заключается в том, чтобы установить, как люди включаются в ситуацию и как ситуация влияет на них. Это дает возможность PR-специалистам разрабатывать и эффективно реализовывать программы вмешательства в проблемные ситуации государства. Ответственные за планирование PR-программ могут выдвигать цели и предлагать стратегии деятельности лишь при условии, что они знают, какой информацией о ситуации владеют разные люди, каково их отношение к ней, что они предпринимают ради устранения или же нагнетания проблемной ситуации.

Для органов управления можно представить следующий вариант сегментации целевых групп общественности:

группы населения в сфере влияния;

территориальные общественно-политические объединения;

производственно-хозяйственные организации;

предпринимательские структуры;

СМИ;

вышестоящие органы власти;

органы самоуправления;

госслужащие;

ключевые аудитории во внешних связях

Общественность должна быть подготовлена к адекватному восприятию PR-технологий, которые применяются в ее отношении со стороны государства. Государство в свою очередь должно выстраивать связи с общественностью, предполагающие отношения с гражданами, построенные на правде и полной информированности.

Самым действенным способом воздействия государства на общественные отношения является формирование общественного мнения. Но важно помнить, что воздействующая связь государства и общественности не должна быть односторонней. Потому важно не просто формировать новое общественное мнение, но и правильно анализировать уже существующее. Это является залогом принятия качественных управленческих решений на всех уровнях власти.

 


Список литературы

 

1. Двигалева А.А. Обществознание. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. - 82 с.

2. Законодательный процесс в России: граждане и власть / Под ред. Захарова А.А. - М.: Центр, 2006. - 156 с.

1. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М.: «Рефл-бук», 2000. - 528 с.

2. Общественные отношения/wiki/ru.wikipedia.org

. Общественное мнение - 2012. М.: Левада-Центр, 2012. - 232 с. /https://socioline.ru

. Онлайн словари. Большой энциклопедический словарь /https://www.vseslova.ru

. Политическое управление. Теория и практика / Под редакцией Зотовой З.М. - М.: РАГС, 1997. - 264 с.

. Почепцов Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. - М: Центр, 2008. - 245 с.

. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: Центр, 1999. - 94 с.

. Савинова О.Н. Власть и общество: на пути к диалогу. - Н. Новгород: НГМА, 1998. - 78 с.

. Савинова О.Н. Власть и общество в деятельности служб по связям с общественностью в российских региональных органах управления. - М.: РАГС, 1998. -180 с.

. Савинова О.Н. Связи с общественностью в органах регионального управления. - Н. Новгород: НГМА, 1997. - 105 с.

. Савруцкая Е.П. Савинова О.Н. Связи с общественностью. - Н. Новгород: НГМА, 2001.-160 с.

. Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. - Изд. 4-е, испр. и доп. Тамбов: 2012./https://www.umk.virmk.ru

. Связь с общественностью - паблик рилейшнз - государственной власти и управления / Под общ. ред. проф. Комаровского В.С. - Алматы: Гылым, 1997. - 239 с.

. Словарь по социологии. Сост.: Мельникова Е.Б. и др. - Н. Новгород: ННГУ, 1995. - 168 с.

. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М.: СОФИЯ, 2001. - 200 с.

. Чумиков А.Н. Рогачев С.В. и др. Политическая аналитика на информационном рынке СМИ накануне выборов - М.: СОФИЯ, 1998. - 396 с.

общественность управление муниципальный рилейшнз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: