Психолого-педагогические основы ораторского мастерства.




Средства выразительности речи: тропы, стилистические (риторические) фигуры.

Художественные средства создания образности и выразительности речи.

ТРОПЫ (греч.поворот, обращение, направление) –слова или выражения, употребляемые в переносном значении. К их числу относят эпитет, метафору, метонимию, синекдоху, аллегорию, гиперболу, лилоту, иронию, перефраз.

Фигуры речи (стилистические, риторические) –словестные обороты, выступающие в качестве образно-выразительных, усилительных средств речи. Наиболее распространенные из них: анафора, эпифора, градация, инверсия, эллипсис, сравнение, риторический вопрос. Синонимы -также делают речь красочной, повторяют избежать повторения. Фразеологизмы тоже «как белка в колесе», «С жиру бесится», «бальзаковский возраст», «мал золотник, но дорог». Пословицы- народные выражения-учит человека делать то или иное: «7 раз отмерь, 1 раз отрежь» и Поговорки -характеризуют какое-то жизненное явление с каким-либо юмором: «поспешишь-людей насмешишь».

12. Речевая культура-важнейшая составная часть общей культуры личности человека, э то визитная карточка любого человека, часть культуры народа. Имеет устную и письменную форму, четкую нормативность, систему стилей, состав выразительных средств. Основополагающим в речевой культуре является речь-самая яркая человеческая принадлежность жизнедеятельности каждого человека, представляющая уровень его общего развития и культуры. Речевая культура человека является одной из составных частей общей культуры, связана с культурой мышления, чувств, культурой поведения, во многом определяет качества нравственного воспитания личности, влияет на эффективность коммуникативной деятельности. Речевая культура вырабатывает умения отбирать и употреблять языковые средства в процессе речевого общения, помогает формировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике. Культура речи-совокупность и система коммуникативных качеств языка, соответствие индивидуальной речи языковым нормам. Культура-уровень развития общества, творческих сил и способностей человека

 

Культура речи педагога объединяет филологический и педагогич. факторы.

Реч.общение- базовое понятие культуры речи педагога, связанное с понятиями:

- цель общения

- предмет «общения»

- «участники общения»

- условия общения

Культура речи педагога объединяет филологический и педагогич. факторы.

Речевое общение – специфическая форма взаимодействия людей, обмен мыслями, сведениями посредством языка.

 

14.Виды речевого общения:

- фактическое и информационное

- вербальное и невербальное

- межличностное, групповое, массовое

- контактное и дистанционное

- официальное и неофициальное

Диологизированный монолог наиболее эффективен в образовательном процессе:

- воспринимается учащимися как образец речи

- способствует наилутшему восприятию содержащейся в тексте информации

Обращение

Текст – продукт вербального общения.

 

15. Значение невербального общения в педагогической деятельности Невербальное общение – не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Основные компоненты невербального общения. 1. Пространственная структура общения.

Одним из первых описал нормы приближения человека к человеку американский антрополог Э. Холл:– интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей – персональное (от 45 до 120 см) – партнерские отношения людей равного социального статуса – социальное (от 120 до 400 см) – формальное общение. Например, начальник и подчиненный– публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиторией 2. Взаиморасположение собеседников. – позиция лицом к лицу, напротив друг друга – указывает на напряженные и обостренные отношения– позиция “собеседники сидят бок о бок” – указывает на сотрудничество, дружеское отношение 3. Мимика. Мимика играет особую роль в передаче информации. Существует шесть основных эмоциональных состояния – радость, гнев, страх, удивление, отвращение и грусть. 4. Поза. – “Закрытая” (человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве) – означает недоверие, несогласие, противодействие, критика. – “Открытая” (стоя – руки раскрыты ладонями вверх; сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты) – доверие, согласие, доброжелательность, психологический комфорт. 5. Жесты. (Прощания, приветствия, привлечения внимания, утвердительные, отрицательные, жесты доверия, растерянности)При усилении переживаний увеличивается количество жестов, возникает общая суетливость. 6. Голос. Такие характеристики голоса как тембр, высота, громкость, акценты создают образ человека и его эмоциональное состояние:– Высокий голос – энтузиазм, радость.– Мягкий, приглушенный голос – горе, печаль, усталость. – Медленная речь – угнетенное состояние, горе или высокомерие.– Быстрая речь – взволнованность, беспокойство, переживание личных проблем.Итак, учителю нужно уметь не только слушать, но и слышать интонацию ребенка, силу и тон голоса, скорость речи. Это поможет понять чувства, мысли, устремления учеников. 7. Тактильные воздействия. К ним относятся рукопожатия, похлопывания, прикосновения, поцелуи и т.д.

 

 

16. Компоненты техники речи: дыхание, голос, дикция. Виды дыхания. Правильное речевое дыхание. Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией. Дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки. Голос. Физическая основа звучности голоса — правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь изменяет звуковую окраску голоса. Воспитать и поставить голос — это значит: а) натренировать навык правильного диафрагмально-реберного дыхания; б) научиться пользоваться резонаторами (усилителями звука). Дикция — первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произнесении делает речь невнятной и неразборчивой. Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности слова.Основой ясного и точного произнесения каждого звука, то есть основой дикции является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают возможность развить и сохранить их эластичность и подвижность.В тренировку дикции входит артикуляционная гимнастика:а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;б)упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука. Виды дыхания: Дыхание условно можно разделить на нижнее, брюшное или диафрагмальное, среднее, реберное, верхнее, ключичное, и полное, состоящее из комбинации этих трех видов. 1. Нижнее - это когда в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений. При этом в основном вентилируется нижняя часть легких и немного средняя.2. Среднее - в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется в стороны и несколько поднимается вверх.3. Верхнее - дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч вверх, при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы. При этом в основном вентилируются верхушки легких и немного средняя часть.4. Смешанное - «полное дыхание йогов», объединяет в себе все вышеуказанные типы дыхания, равномерно вентилируя все части легких. Нижним дыханием в основном дышит мужская половина человечества. Верхним дыханием чаще всего дышат женщины. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное без изменений. При этом в основном вентилируется нижняя часть легких и немного средняя.2. Среднее - в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется в стороны и несколько поднимается вверх.3. Верхнее - дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч вверх, при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы. При этом в основном вентилируются верхушки легких и немного средняя часть.4. Смешанное - «полное дыхание йогов», объединяет в себе все вышеуказанные типы дыхания, равномерно вентилируя все части легких.Нижним дыханием в основном дышит мужская половина человечества. Верхним дыханием чаще всего дышат женщины. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное

18. Гигиена голоса педагога. Речь, и голос как один из структурных компонентов речевой продукции, является важнейшим инструментом деятельности педагога. Педагогу необходимо обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом.Из-за повышенной нагрузки и, зачастую, неправильного использования голосового аппарата у педагогов часто бывают профессиональные заболевания, что влияет на эффективность воспитательно-образовательного процесса.Люди голосо-речевых профессий чаще склонны к простуде, которая локализуется в области верхних дыхательных путей. Это объясняется особой чувствительностью их голосового аппарата к охлаждению, условиям труда, а также подвижностью нервных процессов. Вследствие этого, следует бережнее относиться к своему голосовому аппарату, не допускать его перенапряжения и переутомления, используя для отдыха каждую свободную минуту. После окончания рабочего дня целесообразно в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров. При неизбежности таких разговоров следует говорить потише, пользоваться короткими, лаконичными фразами.Для здоровой, нормальной работы голосового аппарата необходим спокойный психологический климат, что исключает нервно-психические травмы и срывы. Важно знание и соблюдение правил нервно-психической гигиены, включающей мероприятия, укрепляющие и охраняющие нервно-психическую сферу.Необходимо "разогревать" и "остужать" свой голос. Перед работой можно выполнить разминку, вибрационный массаж гортани и голосовую гимнастику. После большой голосовой нагрузки хорошо сделать дыхательную гимнастику с элементами аутогенной тренировки.Говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки, да и окружающим трудно слушать маловыразительную немодулированную речь. Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона. Шептать и кричать - вредно. При шёпоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума. При длительном использовании шёпотной речи формируется неправильный механизм голосообразования. Б ольшое значение имеет режим питания. Для голосовых складок вредна острая, слишком холодная или горячая пища. Чрезмерно кислая или солёная пища также раздражает слизистую оболочку. Очень вредно употребление спиртных напитков и курение, которые травмируют голосовые складки и делают их поверхность сухой, раздраженной. Голос становится менее выносливым, качество тембра изменяется. Очень вредно говорить на фоне громкой музыки или при работе различной техники.Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Соблюдение правил гигиены и ежедневные голосовые тренировки позволяют даже слабому от природы голосу быть работоспособным и постоянно совершенствоваться.

17. Коммуникативные качества голоса педагога: благозвучность,широта диапазона,гибкость и подвижность, полетность, эмоционально-образная выразительность. Педагогу необходимо в совершенстве владеть всеми компонентами педагогического общения, орфоэпическими нормами, а также обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом.Голос, используемый в профессиональных целях, должен отличаться большей устойчивостью и способностью выдерживать длительную нагрузку, более широким диапазоном (как высотным, так и динамическим), большей гибкостью и разнообразием тембра. Параметры, которые в совокупности составляют специфическую характеристику профессионального голоса педагога. - благозвучность (чистота и ясность тембра);- широкий высотный диапазон (значитель ные повышения и понижения голоса, то есть частоты колебаний голосовых связок, обеспечивающих разнообразную мелодику речи);

- гибкость, подвижность (способность голоса быстро и непринужденно варьировать высоту, громкость и тембр);- полетность (хорошая слышимость при наименьших усилиях говорящего, когда голос легко «долетает» до слушателей в любой части аудитории);

19. Ораторское мастерство как элемент культуры речевой деятельности педагога. Публичная речь-двухсторонний процесс взаимодействия оратора и слушателей. Речевая деятельность оратора направлена на достижение цели его публичного говорения.

Выполняет 3 функции: сообщение; воздействие; взаимодействие.

Устная речь педагога-важное средство профессионально-пед.деятельности.

Публичная речь педагога-речевая деятельность носящая устный и публичный характер и осуществляется для достижения цели; речевого воздействия и взаимодействия-ее можно определить как ораторскую деятельность.

Основные характеристики ораторской д-ти педагога:

-живое восприятие речи

-прямая коммуникация

-наличие обратной связи и точного адресата

-комплексное использование знаковых систем(вербальная и неверб.)

Проявление личностных качеств оратора

-эмоциональное воздействие оратора.

Ораторское мастерство-комплекс ораторских способностей,значений, умений и навыков по подготовке и произношению речи, способов и форм ее построения с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию и взаимодействия с нею.

Ораторская деятельность педагога-характеризуется по типовым, видовым и жанровым признакам.

Типы речи: монологическая и ораторская речь, как диалог.

Виды речи: информативная; агитационная речь по специальному поводу.

Жанры речей: публичная, лекция, доклад, консультация, беседа, диспут, полемика.

 

20. Типы речей: монолог, диалог, полилог. Монолог можно определить, как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи. Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника. Диало г - это разговор двух или нескольких лиц. Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, но на практике же любой диалог имеет свою концовку. Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи. В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью. Полило́г - разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому. Является синонимом слова диалог, так как ошибочно полагать, что термин «диалог» предполагает наличие ровно двух участников. В связи с этим в диалоге, как и в полилоге, может участвовать любое число участников.

21. Каждый вид речи обладает отличительными признаками: Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события, развитие события, конец события. Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать,; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.

 

22. 1) Социально-политическое ораторское -это доклад на какие-либо экономические, социально-политические темы, дипломатическую и политическую речь, агитаторскую и митинговую речь, военно-патриотическую речь.

2) Академическое отличается наличием специальной терминологии, строгого стиля речи, аргументированностью, логичностью. В данном виде представлены такие жанры ораторского искусства как научный доклад, лекция, сообщение, обзор.

3) Судебное встречается в различных судебных процессах и отличается аргументированностью, объективностью, доказательностью. Этот вид включает следующие жанры ораторской речи: обвинительная речь, защитная речь.

4) Социально-бытовое - отражают определённые общественные, родственные, семейные отношения. Наиболее распространенные роды и виды ораторской речи данного вида — это юбилейная, поздравительная, похвальная речь, тосты, поминальная, надгробная речь;

5) Богословско-церковное представляют ораторские жанры проповеди и других церковных речей.

 

Психолого-педагогические основы ораторского мастерства.

Всякая публичная речь имеет свою социально-психологическую сторону. Необходимо в этой работе учитывать психологию масс, знать закономерности воздействия слова на настроения, чувства, поступки людей. Риторика основывается на психологии, пользуется ею, но сами по себе психологические приемы не являются средством для преодоления всех трудностей в ораторской деятельности. Любое публичное выступление является целенаправленным речевым воздействием оратора на психику слушателя. Выступление должно быть логическим. Логика ораторской речи – качество мышления, которое проявляется как способность определенно (ясно и недвусмысленно излагать содержание основных идей, рассуждать непротиворечиво, последовательно переходить от одной мысли к другой и доказательно, приводя аргументы, научные факты и цифры). Оратор должен учитывать реакцию аудитории на сказанное, а также удерживать внимание слушателей. Внимания зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам аудитории, умения оратора избежать монотонности речи, снимать усталость у слушателей. Неправильности языка выступающего могут оказать отрицательное влияние на восприятие содержания выступления. Речевые ошибки дают еще один отрицательный психологический эффект. От мастерства оратора зависит, в значительной степени, и уровень понимания слушателями излагаемого материала.

 

24. Технология подготовки, построение и проведение публичной речи. Широко известно простое методическое правило, предписывающее начинать речь так называемой начальной паузой. Главная роль начальной паузы - психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории дать ей рассмотреть оратора, обеспечить ей возможность подготовиться к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сосредоточиться. Паузой можно заинтриговать слушателей, приковать внимание, пробудить интерес. Оратор должен объявить тему. И начать свою речь доброжелательно, устанавливая зрительный контакт со слушателями и приковывая внимание к речи. Композиционные средства активизации внимания и интереса, это:- интригующее начало;- прерывистое развертывание тезиса;- вопросно-ответный ход рассуждения; - контрастное сопоставление аргументов;- экспрессивное заключение. Речевые средства: - использование литературных образов, цитат, крылатых выражений;- использование разностилевой, экспрессивной лексики; - художественность изложения; - интонационная выразительность, варьирование силы, высоты голоса, темпа речи; психологические паузы. Методические средства:- рассмотрение проблемных ситуаций; - выделение основных моментов речи:- полемический характер изложения;- зрительный контакт с аудиторией; - использование наглядности, технических средств;- использование обращений к аудитории для возобновления внимания. От мастерства оратора зависит, в значительной степени, и уровень понимания слушателями излагаемого материала.

27.Структура публичной речи После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи: вступление, главную часть, заключение. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается вначале или конце сообщения. Вступление Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса, во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. С помощью этого предложения устанавливался контакт со слуш-ми. Есть много видов вс.: Может быть использован наглядный пример, Использовать известную слуш-лям цитату, Можно обозначить проблему, которая нуждается в разрешении и т.п. В главной части излагается основной материал, разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слуш-ли подводятся к необходимым выводам. В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции – логическуюпоследовательность и стройность изложения материала. Способы изложения материала Сначала можно показать менее важные моменты, а затем, переходя к кульминации, в конце выдвинуть самые веские из них. Материал м-быть преподнесен в хронологическом порядке. Хорошо разбить речь на составные, логически последовательные части. Можно использовать изложение типа «причина» и «следствие», или для того, чтобы назвать проблему и затем показать пути ее разрешения. Можно интересно составить речь на основе доводов «за» и «против» по отношению к главной теме. Методы изложения материала: -- Индуктивный метод – Дедуктивный метод – Метод аналогии –Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы -- Ступенчатый метод – Исторический метод. Каким бы методом не пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам. Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения Сущ. несколько видов заключения речи: º последовательно подытожить главные пункты речи, ºМожно исп-вать закл-е с практическим исп-нием. В нек-ых речах лучше всего исп-вать закл-е, к-ое побуждает к действию. Зак-е также м- быть сделано в виде кульминации — достижения самой важной мысли, к-ая должна остаться в памяти слушателя. Конец речи должен закруглить ее, т. е. связать ее с началом



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: