Классификация
Условно эссе делят по таким признакам:
По содержанию. Сюда относят художественные и художественно-публицистические, исторические и философские, духовно-религиозные и пр.
По литературной форме. Среди них могут быть письма или дневник, заметки или рецензии, лирические миниатюры.
По форме. Такие как: описательные, повествовательные, рефлексивные, аналитические, композиционные и критические.
По форме описания различают субъективные и объективные. Первые отражают особенности личности автора, вторые нацелены на описание предмета, явления, процесса и так далее.
Отличительные особенности эссе, его можно "опознать" по следующим признакам: Небольшой объем. Обычно до пяти - семи страниц печатного текста.
Конкретика. Эссе обычно отвечает на один определенный вопрос, который зачастую формулируется в теме задания. Трактовка же ответа субъективна и содержит авторские выводы. Опять же, в зависимости от спецификации сочинения, может понадобиться рассмотреть проблему со всех углов, даже если половина из описанных мнений ни в коем случае не относится напрямую к автору.
Вольная композиция. Эссе отличается ассоциативным повествованием. Логические связи продумывает автор, следуя своему мышлению. Напомним, в эссе открывается его внутренний мир.
Парадоксы. Причем явление парадоксов имеет место быть не только в самом тексте, но и в принципах самого эссе: ведь данный литературный жанр, хоть и представлен в свободном повествовании, обязан иметь смысловую целостность.
Согласованность тезисов и утверждений автора. Даже если автор противоречивая натура, он обязан объяснить, почему не может выбрать одну точку зрения, а не терять нить повествования, то обрывая ее, то начиная заново. В конечном итоге, даже страницы дневника, переделанные под эссе, обрамляются литературными нормами. Ведь итоговое сочинение прочитает не только сам автор.
|
Примерная последовательность работы над эссе
1. Внимательно прочтите тему эссе, убедитесь в том, что правильно ее поняли. Кратко сформулированная тема, во-первых, может быть по-разному интерпретирована, а, во-вторых, в ней можно выделить различные проблемы, а, значит, различные подходы к ее рассмотрению. Выберите свой вариант интерпретации или подхода и будьте готовы его обосновать.
При этом Вы можете а) быть совершенно не согласны с высказанной идеей и привести аргументы и примеры, опровергающие ее; б) предложить более широкую трактовку проблемы, захватывающую обширный социально-культурный контекст; в) сузить проблему, осветив один из возможных аспектов, подходов, ракурсов; г) предложить неожиданное, парадоксальное решение
2. Сформулируйте в общем виде основную идею эссе, т.е. ваше видение проблемы и подход к ее освещению.
3. Соберите воедино весь необходимый для работы материал: конспекты прочитанной литературы, лекций, записи по поводу дискуссионных вопросов, собственные соображения, подберите необходимую литературу по теме. Если возможно, постарайтесь включить в список для чтения исследования проблемы, имеющие противоположные точки зрения. Подберите примеры, афоризмы, которые Вы сможете использовать для изложения своей позиции.
4. Записывайте на черновике все, что будет приходить в голову в произвольном порядке.
|
5. Структурируйте необходимый материал согласно общей идее.
6. Изложите свою точку зрения по теме, сопровождая изложение последовательной и убедительной аргументацией. Композиция изложения может быть выстроена различным образом. В зависимости от собственных мыслительных привычек и сформировавшегося стиля мышления Вы можете избрать либо «математический», либо «гуманитарный» вариант. Композиция первого напоминает доказательство теоремы (проблема – тезис – обоснование, доказательство, аргументы – вывод). Второй вариант напоминает детективную историю, поскольку интрига сохраняется до самого конца (проблема – рассуждение, включающее риторические вопросы, тезисы и их опровержения и сопоставления – собственный тезис, он же вывод).
7. Сделайте вывод. Завершить эссе можно ярким афоризмом, риторическим вопросом, стихотворной строчкой.
Качество эссе по философским проблемам зависит от следующих важных составляющих:
- понимания и четкой формулировки проблемы эссе;
- владения знаниями в данной проблемной области, от общей культурной эрудиции;
- качества обработки и организации используемого материала, композиции и логики построения текста эссе;
- наличия авторской позиции, трактовки;
- уровня аргументации, ее убедительности и соответствия поднятой проблеме и авторской позиции по ее поводу;
- стиля и языка изложения.