Темы эссе по профессиональной этике
1. Парадокс моральной оценки.
2. Соотношение целей и средств их достижения с позиции моральных норм современности. Презумпция невиновности в России – миф или реальность?
3. Этические требования при проведении допроса несовершеннолетних.
4. Власть и мораль в деятельности юриста: проблема их взаимоотношений.
5. Нравственный аспект принудительного освидетельствования потерпевших
6. Нравственные аспекты взаимодействия юриста со средствами массовой информации.
7. Личная жизнь: пределы вмешательства.
- Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами (А. Швейцер)
- Конструктивна ли роль зла?
- В чем общность и различие между стыдом и совестью?
- Этико-философский смысл фразы Ж.П. Сартра «человек обречен быть свободным».
- С несправедливостью либо сражаются, либо сотрудничают (А. Камю).
- Что значит для человека простить или попросить о прощении?
- Этические аргументы «за» и «против» смертной казни.
- Критерий справедливости наказания.
- Хоспис или эвтаназия?
17. Раскройте содержание категории добра и зла.
18. Что вы понимаете под справедливостью как категорией этики?
19. Каково содержание категорий долга и совести?
20. Что вы понимаете под категориями этики честь и достоинство?
- Каково содержание свободы и ответственности?
- Как соотносятся понятия: «нравственная допустимость» и «нравственная оправданность»?
- Что определяет меру моральной ответственности?
- Какое значение в выборе варианта поведения играет нравственная мотивация?
25. Нравственно ли психологическое воздействие на участников уголовного процесса? Допустимо ли оно?
26. Существует ли граница между правомерным воздействием и психическим насилием?
|
27. Правомерны ли «следственные хитрости» и «психологические ловушки»?
- Имеет ли криминалистическая одорология доказательственное значение?
29. Как вы относитесь к полиграфу?
30. Каковы особенности этики применения биоритмологического метода?
31. Отвечает ли нравственным принципам использование в расследовании преступлений гипнологический метод?
- В чем заключается нравственный смысл деятельности прокурора?
- Какие нравственно-психологические качества необходимы для прокурора?
- В чем заключается нравственный смысл деятельности адвоката?
- Какие нравственно-психологические качества необходимы для адвоката?
- В чем заключается нравственный смысл деятельности следователя?
- Какие нравственно-психологические качества необходимы для следователя?
- В чем заключается нравственный смысл деятельности судьи?
- Какие нравственно-психологические качества необходимы для судьи?
40. Цинизм в деятельности юриста: за и против
41. Корпоративная солидарность и защита «чести мундира»
42. Конформизм в юридической деятельности
Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" – попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер. Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).
|
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
|
Структура эссе
Титульный лист.
2.Введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для экономики того периода?».
3.Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен
содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли. Хорошо проверенный (и для большинства – совершено необходимый) способ построения любого эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков – не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
4.Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.