Гражданская ассамблея - это совещательный орган, призванный обеспечить согласование общественных объединений, общественно значимых интересов граждан, органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления для решения наиболее важных для Красноярского края вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан и демократических принципов развития гражданского общества в Красноярском крае.
Гражданская ассамблея Красноярского края создана в 2007 году, в 2011 принят Закон «О Гражданской ассамблее Красноярского края», в соответствии с которым ассамблея осуществляет свою деятельность. Представительство в Гражданской ассамблее охватывает практически весь спектр основных институтов гражданского общества региона - общественные объединения ветеранов, инвалидов, молодежи, профсоюзы, национально-культурные и др. Общее количество общественных объединений с момента ее создания увеличилось в четыре раза.
Анализ деятельности общественных объединений как средства формирования гражданской культуры, поиск путей преодоления проблем, являются актуальной повесткой для Гражданской ассамблеи. Так, в целях изучения эффективности деятельности общественных объединений в Красноярском крае, проведено исследование мнений жителей городов края.
Данные о распределении общественных организаций по направлениям деятельности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение социально значимых общественных объединений Красноярского края по их территориальному типу
Наименование общественных организаций | Региональные общественные объединения | Местные общественные объединения | |
районов | городов | ||
Молодежное | |||
Инвалидное | |||
Спортивное | |||
Ветеранские | |||
Национальные общественные | |||
Национальные культурные автономии | |||
Общественные организации малочисленных народов Севера | |||
Экологические | |||
Образовательные | - | - | |
Просветительские | - | ||
Правозащитные | |||
Предпринимательские | |||
Культурные | |||
Творческие | |||
Патриотические | - | ||
Профсоюзы | |||
Иные общественные объединения |
Из таблицы хорошо видно, что география регистрации и деятельности общественных организаций в крае разнообразна. Основная их часть находится не в Красноярске, а в городах и районах края. По этой причине представляется правильной стратегия по созданию общественных палат в городах и районах края и поддержка гражданской активности на всей территории края.
Сложившаяся география деятельности общественных организаций учтена и в географии проведенного опроса мнений жителей Красноярского края. Как показывают результаты опросов, представленные в таблице 2, понятие «общественная деятельность» жителям городов Красноярского края достаточно хорошо известно.
Таблица 2
Распределение мнений на вопрос: «Известно ли Вам такое понятие, как «общественная организация»?
Показатели | Красноярск | Норильск | Другие города |
Да | 27,95 | 67,61 | 45,98 |
Что-то слышал | 50,23 | 27,36 | 40,77 |
Нет, впервые слышу | 21,82 | 5,03 | 11,37 |
Не ответили | 0,0 | 0,0 | 1,88 |
В большей степени о нем осведомлены жители города Норильска, средних городов края, в меньшей степени жители города Красноярска, многие из которых что-то о них слышали. Лишь небольшая часть жителей (от 5 до 22%) заявили, что слышат об этом впервые. Наибольшее их число живёт в Красноярске, наименьшее в Норильске.
В чём конкретно, по мнению жителей края, может быть полезной деятельность общественных организаций для жителей края? Этот вопрос принципиален. Ответ на него не только может прояснить реальные установки и желания жителей края, но и помочь органам власти выстроить реалистическую систему взаимоотношений и взаимодействий органов власти края на ближайшие годы (таблица 3)..
Результаты опросов по этому вопросу, по мнению большинства всех групп респондентов, деятельность общественных организаций полезна для жителей края. Наибольшее число сомневающихся в этом - в Красноярске (25,45%), наименьшее - в Норильске (43%). Негативное критическое отношение к общественным организациям невелико (от 5 до 16%). Заметнее желание довольно большого числа жителей (от 12 до 23%) способствовать появлению в крае большего числа общественных организаций, которые могли бы оказывать им в случае необходимости поддержку. Наиболее оптимистично настроены жители Норильска и средних городов края. Пессимистично - почти треть жителей Красноярска.
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Полезна ли, с Вашей точки зрения, деятельность общественных организаций для жителей края»?
Показатели | Красноярск | Норильск | Другие города |
Да, общественная деятельность очень необходима и полезна. Я знаю много примеров этого | 16,36 | 37,11 | 30,60 |
Иногда может быть полезна. Мне известны некоторые случаи | 25,68 | 25,16 | 31,54 |
Мне бы хотелось, чтобы в крае было их значительно больше, и они помогли бы мне и моим близким в случае необходимости | 22,95 | 12,26 | 15,73 |
Я сомневаюсь что такое может быть. Я не знаю конкретных случаев их полезности | 25,45 | 9,43 | 13,85 |
Деятельность общественных организаций происходит внутри их, и им не до интересов общества | 6,14 | 15,09 | 6,84 |
Результаты ответов на вопрос анкеты «Как Вы думаете, что могут дать общественные организации гражданам Красноярского края?» позволяют уточнить и конкретизировать ожидания жителей края (таблица 4). Из таблицы хорошо видно, что жители края поддерживают очень широкий спектр направлений полезных, с их точки зрения, направлений их деятельности - от повышения качества власти и бизнеса до преодоления социальных недугов нашего общества, которое, по мнению жителей Красноярска, Норильска и средних городов края, является приоритетной задачей общественных организаций.
Из таблицы хорошо видно, что жители края поддерживают очень широкий спектр направлений полезных, с их точки зрения, направлений их деятельности - от повышения качества власти и бизнеса до преодоления социальных недугов нашего общества, которое, по мнению жителей Красноярска, Норильска и средних городов края, является приоритетной задачей общественных организаций.
Достаточно высокой является значимость для многих из них сама ценность и полезность обществ в целом: так считает почти треть жителей средних городов края, каждый четвертый житель города Красноярска и пятый житель города Норильска. Налицо достаточно благоприятная ситуация для дальнейшего развития общественных организаций в Красноярском крае.
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, что могут дать общественные организации гражданам Красноярского края?»
Показатели | Красноярск | Норильск | Другие города |
Очень полезно и необходимо для развития общества | 24,77 | 22,96 | 30,77 |
Крайне необходимо для повышения качества власти и бизнеса | 13,41 | 11,32 | 13,33 |
Может быть полезно для всестороннего развития общественно активных людей и повышения их человеческого капитала | 18,41 | 0,31 | 4,96 |
Может позволить заметной части населения создать привлекательный рынок труда и приносить им материальную выгоду | 12,95 | 11,95 | 21,71 |
Могут заметно сократить расходы государства по выполнению социальных, экологических, воспитательных, образовательных и др. своих обязательств перед гражданами и повысить качество их выполнения | 14,32 | 23,90 | 16,09 |
Без гражданской активности общественных организаций невозможно преодоление важнейших социальных недугов (коррупция, пьянство, наркомания, падение нравов и пр.) | 32,05 | 49,69 | 18,38 |
Общественные организации не могут сделать многое, основные проблемы общества должно взять на себя государство | 18,18 | 49,69 | 34,62 |
Никакого гражданского общества в России нет. Граждане сами должны уметь добиваться от государства выполнения его обязательств перед народом | 6,14 | 20,13 | 13,25 |
До гражданского общества нам далеко и никакие общественные организации нам не помогут. Сейчас можно лишь ставить задачи повышения гражданской грамотности населения | 23,18 | 4,40 | 6,15 |
Посмотрим также на наибольшую известность среди населения края общественных организаций (таблица 5). Проведённое исследование показывает, самым высоким уровнем известности обладали «Общественные организации ветеранов», «Общественные организации молодежи» и Общественные организации в сфере «Здоровый образ жизни, физическая культура, спорт и туризм».
Некоторые общественные организации сохраняли свой уровень известности в этом году по сравнению с прошлым годом, у части наблюдается заметные уменьшения известности. Эти изменения, очевидно, требуют дополнительного внимательного анализа. Кроме того, наличие острой проблемы информационного сопровождения деятельности общественных организаций в крае не способствуют успешному решению задачи информирования населения края о достигнутых результатах общественных организаций в целом.
Таблица 5
Известность общественных организаций Красноярского края
Общественные организации | ||
Национальные | 18,13 | |
Здоровый образ жизни, физическая культура, спорт и туризм | 42,7 | 22,22 |
Ветеранов | 48,3 | 40,98 |
Образовательные и просветительные | 7,7 | 11,70 |
Правозащитные | 13,3 | 12,28 |
Демографического и социального развития | 10,5 | 9,36 |
Коренных малочисленных народов Севера | 9,1 | 12,28 |
Молодежи | 25,9 | 25,15 |
Инвалидов | 38,5 | 14,62 |
Экологические | 10,5 | 9,36 |
Таким образом, полученные результаты подтверждают важность общественных объединений для развития гражданского общества. Эти результаты очень важны для дальнейшего развития гражданского общества, поскольку оно имеет высокую общественную поддержку. В то же время следует признать, что острыми проблемными зонами развития гражданского общества края остаются:
отсутствие постоянной обратной связи общественных организаций с населением края, обновление знаний о его потребностях, проблемах и интересах;
ограниченные возможности информирования населения края о результатах деятельности общественных организаций и создания постоянного пространства диалога и взаимодействия с органами власти Красноярского края.
Итак, мы видим готовность населения края к новым общественным формам взаимодействия, следовательно, необходимо дальнейшее развитие гражданского общества в Красноярском крае и повышение эффективности деятельности общественных организаций.
Заключение
Таким образом, общественное объединение - это добровольное формирование граждан, возникшее в результате свободного их волеизъявления на основе общности своих интересов.
Могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов РФ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Общественными объединениями признаются политические партии, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, общества инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просвети-тельские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, фонды, ассоциации, другие формирования граждан.
Деятельность общественных объединений имеет ключевое значение для всего процесса становления и развития гражданского общества, как в целом по России, так и в регионах.
Неуклонно возрастает роль и значение общественных организаций в развитии гражданского общества и в Красноярском крае, а разнообразие установленных законодательством организационно-правовых форм общественных объединений предоставляет гражданам широкий выбор возможностей для активного участия в общественно-политической деятельности региона.
Проведённый анализ результатов опроса мнений жителей Красноярского края показывает, что понятие общественной организации довольно хорошо известно; большинство жителей полагают, что они необходимы, полезны и будут развиваться, несмотря на все существующие проблемы.
В настоящее время процент вовлеченности жителей городов края в общественные организации составляет от 6% в Красноярске до 15% в Норильске. В средних городах края он близок к 9%.
Основным желаемым направлением деятельности общественных организаций является социальное направление, только потом идут другие виды деятельности.
Увеличивается и известность и признание общественных организаций в регионе. Проведённое исследование в городах и районах Красноярского края показывает, что самый высокий уровень известности имеют общественные организации ветеранов, молодежи и здорового образа жизни, физической культуру, спорта и туризма.
В то же время, многие жители края считают, что потенциал общественных организаций в крае не так высок, как хотелось бы и полагают, что необходимо значительно увеличить число общественных организаций в крае, создать для них благоприятную среду развития. Поэтому необходимо искать различные формы стимулирования и поддержки этого сложившегося общественного настроения.
Для более активного участия в общественной деятельности жителям края, прежде всего, ясность целей их деятельности, а также поддержка властей.
Таким образом, можно констатировать, что в массовом общественном сознании населения края превалирует понимание гражданского общества как общества самоорганизации граждан для совместного решения конкретных социальных и общественно значимых проблем. Основанием этой общественной установки является заметная потребность в солидарном поведении.