Темы, вынесенные на самостоятельное изучение




III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Аксиоматический метод

Зарождение дедуктивной математики. "Начала" Евклида. Аксиомы и теоремы. Аксиоматический метод. Основные требования, предъявляемые к системе аксиом.

 

2. Элементы теории множеств

Понятие множества. Способы задания множеств. Операции над множествами. Диаграммы Эйлера-Венна. Основные свойства операций над множествами.

 

3. Основные математические структуры

Бинарные отношения и их виды. Различные способы упорядочения множеств. Понятие алгебраические структуры.

 

4. Основные комбинаторные правила и конструкции

Правило суммы и правило произведения. Перестановки. Размещения и сочетания.

 

5. Элементы теории вероятностей и математической статистики


Алгебра случайных событий. Различные способы определения вероятности случайного события. Алгебра вероятностей. Случайные величины и их характеристики. Понятие о математической статистике.

 

6. Математические модели

Модели и моделирование. Классификация научных моделей. Понятие математической модели. Исследование операций и принятие решений.

 

7. Введение в информатику

Предмет и основные понятия информатики. Информатика как единство науки и технологии. Структура современной информатики. Основные направления информатики. Информация, ее виды и свойства. Информационные процессы. Информационные системы. Информационные технологии. Единицы количества информации. Различные подходы к измерению информации. Примеры организации систем обработки информации в различных областях деятельности.

 

8. Технические средства реализации информационных процессов Представление данных в памяти компьютера. Кодирование изображений, звука и видео. Двоичное кодирование.

Архитектура компьютера. Принципы построения ЭВМ. Внутренние устройства компьютера. Периферийные устройства компьютера.

 

9. Программное обеспечение компьютера

Принцип программного управления компьютером. Программное обеспечение (ПО). Структура ПО. Классификация служебного и прикладного ПО. Системное обеспечение компьютера. Операционная система. Файловая система.

Операционная система Windows. Основные объекты и приемы управления. Логическая и физическая структуры. Проводник, стандартные приложения: текстовый и графический редакторы, средства мультимедиа, механизм OLE, внедрение объектов, связь с объектами, составление сложных документов. Open Office или Microsoft Office: работа с текстовым редактором, табличным процессором. Базы данных. Введение в компьютерную графику: растровая и векторная графика.

Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности.

 

10. Алгоритмы и языки программирования

Алгоритм, свойства алгоритма, базовые структуры алгоритма. Программирование как кодирование алгоритма. Современные технологии программирования.

 

11. Компьютерные сети и телекоммуникации


Понятие вычислительной сети. Локальные вычислительные сети. Архитектура локальной сети. Аппаратные компоненты локальной сети. Глобальная сеть Internet. Общая характеристика сети Internet. Адресация и маршрутизация в сети Internet. Службы сети Internet.

Основные методы защиты информации. Компьютерные вирусы. Классификация вирусов. Антивирусные программы. Типы антивирусных программ.

 

Темы лекций

Лекция № 1. Элементы теории множеств. Лекция № 2. Отношения на множествах.

Лекция № 3. Понятие математической структуры. Лекция № 4. Элементы комбинаторики.

Лекция № 5. Вероятность случайного события. Лекция № 6. Алгебра вероятностей.

Лекция № 7. Случайные величины.

Лекция № 8. Введение в математическую статистику. Лекция № 9. Математические модели.

Лекция № 10. Введение в информатику. Технические средства реализации информационных процессов.

Лекция № 11. Программное обеспечение компьютера. Алгоритмизация и программирование.

 

Темы практических занятий

Занятие № 1. Элементы теории множеств. Занятие № 2. Основные комбинаторные правила.

Занятие № 3. Понятие вероятности. Алгебра вероятностей. Занятие № 4. Случайные величины.

Занятие № 5. Элементы математической статистики.

 

3.2. Содержание лабораторного практикума

1. Операционная система Windows.

2. Текстовый редактор.

3. Электронные таблицы.

4. Системы управления базами данных.

5. Создание презентаций.

6. Компьютерная графика.

7. Составление алгоритмов и программ.

8. Поиск информации в сети Internet.

3.3 Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Возникновение и сущность аксиоматического метода в математике.


2. Понятие множества. Способы задания множеств. Подмножество. Пустое и универсальное множество.

3. Определение операций над множествами.

4. Основные свойства операций над множествами.

5. Бинарные отношения. Основные свойства бинарных отношений.

6. Правила суммы и произведения.

7. Перестановки.

8. Размещения.

9. Сочетания.

10. Классификация событий. Действия над событиями. Алгебра событий.

11. Относительная частота случайного события и ее свойства. Статистическое определение вероятности.

12. Классический эксперимент. Классическое определение вероятности случайного события. Свойства вероятности.

13. Условная вероятность. Вычисление вероятности произведения двух и более случайных событий.

14. Независимость событий. Правило умножения независимых событий.

15. Вычисление вероятности суммы двух случайных событий.

16. Формула полной вероятности.

17. Формула Байеса.

18. Схема испытаний Бернулли. Формула Бернулли.

19. Закон распределения дискретной случайной величины. Биномиальное распределение.

20. Математическое ожидание дискретной случайной величины и его вероятностный смысл. Свойства математического ожидания.

21. Дисперсия дискретной случайной величины, ее вычисление и свойства. Среднее квадратическое отклонение.

22. Функция распределения непрерывной случайной величины и ее свойства.

23. Плотность распределения вероятностей непрерывной случайной величины и ее свойства.

24. Закон нормального распределения вероятностей и его числовые характеристики.

25. Элементы математической статистики. Генеральная и выборочная совокупности. Эмпирическая функция распределения. Полигон и гистограмма. Выборочная средняя.

26. Понятие модели и моделирования.

27. Основные этапы построения модели.

28. Классификация математических моделей.

29. Информация. Свойства информации.

30. Единицы измерения информации.


31. История вычислительной техники.

32. Аппаратное обеспечение персональных компьютеров.

33. Программное обеспечение персональных компьютеров.

34. Операционные системы.

35. Классификация ПО.

36. Файловая система.

37. Общие сведения об операционной системе Windows.

38. Растровая графика. Векторная графика.

39. Компьютерная сеть: общие принципы организации и функционирования.

40. Классификация компьютерных сетей.

41. Краткая история развития Internet.

42. Адресация в Internet.

43. Службы сети Интернет.

44. Алгоритм, свойства алгоритма.

45. Базовые структуры алгоритма.

46. Современные технологии программирования.

47. Системы счисления.

48. Авторское право. Защита информации.

49. Программы-архиваторы.

50. Программы-переводчики.

51. Сканирование и обработка изображений.

52. Экспертные системы предметной области.

 

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Системы счисления.

2. История развития вычислительной техники.

3. Авторское право. Защита информации.

4. Программы-архиваторы.

5. Программы-переводчики.

6. Сканирование и обработка изображений.

7. История создания Интернет.

8. Экспертные системы предметной области.

Темы контрольных работ

1. Основные понятия теории множеств.

2. Основные комбинаторные правила и конструкции.

3. Классическое определение вероятности и алгебра вероятностей.

4. Случайные величины.

5. Основные понятия математической статистики.

Организация контроля


Текущий контроль усвоения теоретического блока предлагается в рамках собеседования при заслушивании отчетов по лабораторным работам (вопросы приведены в текстах лабораторных работ), тестирование.

Итоговый контроль усвоения теории осуществляется посредством системы компьютерного тестирования.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

· сущность и значение аксиоматического метода в математике;

· определение операций над множествами;

· основные комбинаторные правила;

· классическое определение вероятности;

· основные понятия математической статистики;

· понятия информации, технологии ее кодирования и измерения;

· устройство компьютера и общие принципы его работы;

· назначение программного обеспечения компьютера и его классификацию;

· современные информационные технологии;

· о потенциальных угрозах, которые возможны при работе с электронной информацией и методах защиты от них.

 

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

· решать простейшие типовые задачи из разделов программы;

· работать в операционной системе Windows;

· использовать утилиты Windows (блокнот, калькулятор, графический редактор Paint) для решения практических задач;

· создавать документы в текстовом редакторе;

· производить расчеты, организовывать хранение и обрабатывать данные с использованием электронных таблиц;

· организовывать хранение, поиск и выборку информации в базах данных;

· работать с компьютерной графикой;

· применять в своей деятельности основные возможности локальных и глобальных сетей.

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература Основная

1. Болтянский, В.Г. Беседы о математике. Книга 1. Дискретные системы


[Текст] / В.Г. Болтянский, А.П. Савин. – М.:ФИМА, МЦНМО, 2002. – 308 с. (Количество: 40)

2. Грес, П.В. Математика для гуманитариев [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по направлениям гуманитар. и социал. наук подгот. бакалавров и магистров / П.В. Грес. – М.: Логос, 2006. – 160 с. (Количество: 10)

3. Информатика: Базовый курс [Текст]: Учебник для вузов /Под ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2009. - 640 с. (Количество: 1)

4. Информатика [Текст]: учебник для ВУЗов/ Под ред. Н. В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2001.

5. Коробков, С.С. Элементы математической логики и теории множеств [Текст]: учебное пособие/ С.С. Коробков; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б.и.], 1999. – 64 с. (Количество 168)

6. Коробков, С.С. Математика для гуманитарных специальностей [Электронный ресурс]: учебное пособие/ С.С. Коробков; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б.и.], 2007. – 124 с.

7. Малаховский, В.С. Избранные главы истории математики [Текст]: учеб. издание / В.С. Малаховский. – Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002.– 304 с. (Количество:10)

8. Математика и информатика [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Н.Л. Стефанова, В.Д. Будаев, Е.Ю. Яшин и др.; под ред. В.Д. Будаева, Н.Л. Стефановой. – М.: Высш. шк., 2004. – 349 с. (Количество: 10)

9. Практикум по информатике [Текст] / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер; под ред. Е. К. Хеннера. - М.: Академия, 2006. - 608 с. (Количество: 10)

10. Могилев, А. В. Информатика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер; под ред. А.В. Могилева – М.: ИЦ “Академия”, 2007. - 848 с. (Количество: 20)

11. Турецкий, В.Я. Математика и информатика [Текст] / В.Я. Турецкий. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 560 с.

Дополнительная

1. Хорошева И., Вигерчук А., Ефимова О. Microsoft Office 2003 [Текст]: учеб. пособие / И. Хорошева, А. Вигерчук, О. Ефимова. - М.: О-во Знание России, 2004. - 238 с. (Количество: 1)

2. Воронов, М.В. Математика для студентов гуманитарных факультетов [Текст]: серия «Учебники, учебные пособия» / М.В. Воронов, Г.П. Мещерякова.

– Ростов н/Д: Феникс, 2002 – 384 с.

3. Долинер, Л.И. Технология использования MS Excel-2000 [Текст]: учебное пособие / Л.И. Долинер. - Екатеринбург, РГППУ, 2003 – 74 с. (Количество: 20)

4. Долинер, Л.И. Технология использования MS Word-XP [Текст]: учебное пособие / Л.И. Долинер. - Екатеринбург, РГППУ, 2004 – 129с. (Количество: 20)

5. Долинер, Л.И. Технология работы с MS Windows XP [Текст]: учебное пособие / Екатеринбург, РГППУ, 2004.


6. Емельянов, Д.А., Долинер Л.И. Основы информатики и вычислительной техники (Вводный курс) [Текст]. Учебное пособие / Д.А. Емельянов, Л.И. Долинер. - Екатеринбург, УрГПУ, 2003 – 224с. (Количество: 15)

7. Математика и информатика для гуманитариев [Текст]: учеб. для студентов вузов по гуманитар. спец. / С. Ю. Жолков. - М.: Альфа-м; ИНФРА-М, 2005. - 528 с. (Количество: 4)

8. Симонович, С.В. Информатика для юристов и экономистов [Текст]/ С.В. Симонович и др. СПб.: Питер, 2002. - 688 с.: ил.

9. Козлов, В.Н. Математика и информатика [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Козлов. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. – 266 с.

10. Партыка, Т.Л. Операционные системы, среды и оболочки [Текст]. / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: ФОРУМ: ИНТРА-М, 2004. 400 с.

11. Симонович Сергей Витальевич, Евсеев Георгий Александрович, Алексеев Андрей Георгиевич. Специальная информатика [Текст]: учеб. пособие / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев, А. Г. Алексеев. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - 480с. (Количество: 59)

12. Хорошева, И Microsoft Office 2003 [Текст]: уч. пособ. / И. Хорошева, А. Вигерчук, О. Ефимова – М.: Общество «Знание» России, 2004. – 238 с. (Количество: 10)

13. Хорошева, И. Microsoft Word 2003: краткий практический курс [Текст]. / И. Хорошева, О. Ефимова – М.: Общество «Знание» России, 2004. – 140 с.

Информационное обеспечение дисциплины

Программное обеспечение

1. Операционные системы, включая стандартные приложения и служебные утилиты.

2. Программы архиваторы.

3. Антивирусные программы.

4. Пакет Open Office или Microsoft Office.

5. Браузеры.

6. Программы перевода текстов.

7. Программы сканирования и распознавания текста.

8. Мультимедиа средства.

9. Средства обработки графических изображений.

 

Методическое обеспечение на электронных носителях

1. Microsoft Access 2002. Шаг за шагам. / Приложение к книге «Microsoft Access 2002» (русская версия).

2. Windows XP. Самая надежная операционная система. / Иллюстрированный самоучитель по Windows XP.


3. Должников В.А. Самоучитель Microsoft Excel 2002 / Приложение к книге.

4. Обучение Microsoft Power Point XP. / Обучающий диск.

5. Открой для себя Office XP. / Самоучитель по Office XP.

6. Тесты для текущего и итового контроля.

 

VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Техническое обеспечение

· учебные мультимедиа-компьютеры;

· локальная компьютерная сеть;

· сканер;

· проекционное оборудование (цифровой проектор, экран, ноутбук).

 

 

VIII. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРОГРАММЫ

Коробков Сергей Самсонович

к.ф.м.н. доцент кафедры Алгебры и теории чисел УрГПУ рабочий телефон: 371-12-61

 

Рожина Ирина Венокентьевна

к.п.н., доцент кафедры Информационных технологий факультета информатики УрГПУ

рабочий тел. р. 371-35-27


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Математика и информатика»

для специальности «050303.65 – Иностранный язык»

по циклу ЕН.Ф.01 – общие математические и естественнонаучные дисциплины (федеральный компонент)

 

Подписано в печать. Формат 60 х 84/16 Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. Уч.-изд. л.Тиражэкз. Заказ

Издательство Уральского государственного педагогического университета.

Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: