Тема: Германн в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».




КУРСОВАЯ РАБОТА

«Изучение повести "Пиковая дама" А.С. Пушкина в школе с применением современных образовательных технологий».

 

 

студентки 4 курса группы РЛ-16-1

Специальность / Направление подготовки: 44.03.05. Педагогическое

образование (с двумя профилями). Бакалавриат

 

Специализация / Профиль: Русский язык и литература

 

 

Прокопчук Анастасии

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Н. А. Бражкина

 

 

_________________ ____________/_____________

(оценка цифрой и прописью) (подпись науч. рук--ля / расшифровка подписи)

_________________ _______________

(количество баллов) (дата)

_________________ № __________

(дата) (журнал регистрации)

_______________________________

(должность регистрирующего)

______________/________________

(подпись / расшифровка)

 

Ульяновск, 2020.

 

Содержание:

1. Введение.

2. 1 глава. "Современные образовательные технологии на уроках литературы к школе".

1§. "Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе".

2§. "Тестовые технологии на уроках литературы в школе".

3. 2 глава. "Теоретические основы изучения "Пиковой дамы" А.С. Пушкина в школе".

1§. Общие представления. Особенности творчества.

2§. "Пиковая дама" в литературоведческих исследованиях.

4. 3 глава. Изучение "Пиковой дамы" с применением тестовой технологии.

1§. Обзор школьных произведений А. С. Пушкина.

2§. МОЛ об изучении творчества А.С. Пушкина.

3§. План-сценарий урока литературы в восьмом классе.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

 

ВВЕДЕНИЕ

Я считаю, что использование современных образовательных технологий в учебном процессе актуально. Думаю, что было бы очень неплохо, если бы каждый педагог пробовал использовать в своей работе с детьми современные технологии.

Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что сейчас очень стремительно развивается общество, развивается техника, происходят различные информационные и интеграционные процессы в обществе. Поэтому система образования тоже несомненно требует реформирования. Благодаря инновационным и интерактивным технологиям и системам можно достичь наиболее эффективного и быстрого обучения.

Как одну из педагогических задач можно выделить разработку и, конечно, применение на практике современных образовательных технологий, который будут способствовать обучению и воспитанию учащихся. Ещё одна задача - это повышение эффективности обучения детей в соответствии с требованиями ФГОС и выбор таких методов работы и средств, которые будут соответствовать поставленным целям развития личности.

Следующая задача - повышение уровня своего саморазвития и профессионализма, используя современные образовательные технологии.

Также задача современных технологий является повышение качества обучения учеников.

Но вместе с тем, что страна развивается и становится всё более цивилизованной, меняется и её культурное развитие. В наше время появилось много проблем с воспитанностью и нравственностью. Обесцениваются такие качества, как патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и так далее. Поэтому сейчас особенно важно изучать творчество А.С. Пушкина, который был патриотом. Его произведения имеют очень огромное воспитательное значение для подрастающих поколений. В произведениях автора есть уроки и нравственности, и добра, и верности долгу.

1 ГЛАВА. Современные образовательные технологии на уроках литературы к школе.

1§. Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе.

 

Система образования должна модернизироваться, но её модернизация невозможно без новых подходов, новых образовательных систем и технологий.

Использование новых технологий в учебном процессе в школе и уход от традиционного урока позволит сделать уроки более разнообразными, устранит монотонность в образовательном процессе. Также современные образовательные технологии дадут возможность менять виды деятельности учащихся на уроках.

Метаморфозы, которые происходят в современном мире, а также в мире образования, порождают необходимость новых способов этого образования, новых педагогических технологий, которые будут направлены на развитии личности, будут развивать навык самостоятельного поиска информации.

Современные образовательные технологии позволят совершенно по-новому организовать учебный процесс и взаимодействие всех субъектов учебного процесса, где ученик тоже будет равноправным участником образовательной деятельности.

 

2§. Тестовые технологии на уроках литературы в школе.

 

Особое значение будет иметь внедрение тестовой технологии в образование, так как она будет формировать у школьников способность ставить и решать задачи разного типа и умение самостоятельно искать и использовать информацию. Также эта технология активно применяется при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и на самих экзаменах, естественно, тоже.

Педагогическое тестирование – это форма измерения знаний учащихся, которая основана на применении педагогических тестов.

Педагогический тест — это средство, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, которые позволяют объективно и надёжно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов.

Тесты — это задания, состоящие из ряда вопросов и несколько вариантов ответов на них для выбора и каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний учащимися, о сформированности умений и навыков по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

 

2 ГЛАВА. Теоретические основы изучения "Пиковой дамы" А.С. Пушкина в школе.

1§. Общие представления. Особенности творчества.

 

Проза А.С. Пушкина позволяет о многом задуматься, она оставляет почву для разных раздумий и додумываний. Кризис, который переживает наше общество, больше всего ощущается в сфере образования и обучения, потому что воспитание человека всегда тесно связано с тем, какая идеология в обществе господствует. Поэтому классические произведения, в том числе и А.С. Пушкина обязательно нужно преподавать в школе и не "выбрасывать" их из программ. Классика содержит в себе вечные ценности, которые не поддаются времени, которые актуальны всегда. Без классической книги невозможно воспитать нравственность в ребёнке, которая сейчас очень нужна.

Повесть "Пиковая дама" проходится с учениками в восьмом классе. Мне кажется, что эта повесть должна быть интересна детям, потому что в ней есть элементы мистики и фантастики, а детям в этом возрасте обычно такое нравится.

 

2§. "Пиковая дама" в литературоведческих исследованиях.

 

Отождествление в "Пиковой даме" игры с убийством, самоубийством, гибелью, по мнению Ю. Лотмана, а противника — с инфернальными силами связано с интерпретацией случайного как хаотического, деструктивного, сферы энтропии — зла. Однако возможна модель мира, в которой случайность будет иметь не негативный, а амбивалентный характер: являясь источником зла, она также путь к его преодолению.

О ведущей роли исторических соответствий в поэтике повести с наибольшей определенностью писал В.В. Виноградов. Мысль ученого о том, что их место в ряду проницающих текст «сопоставлений, отражений, внутренних намеков» особенно значимо в осмыслении «семантической многослойности произведения», вытекала из концепции организующего текст двуединства «исторических пластов»: «Прошлое, события, происшедшие шестьдесят лет тому назад, выступают как минувшее и в то же время как исторический фундамент настоящего…» [1, с. 657]. По Виноградову, в повести присутствует не только одновременность существования «разных сфер субъектного понимания» («сознания то героев, то повествователя»), но и обращенность композиционной структуры текста к несведенным, «разным отрезкам повествовательного времени». Наряду с другими элементами поэтики разновременные точки отсчета в их «пересечениях» скрепляли целостность, которую В.В. Виноградов обозначил как «единство повествовательной ткани» произведения [1, с. 656].

Изучение показывает, что «переусвоению» в наибольшей мере подлежали не спектр возможных истолкований замысла, сюжета, героев «Пиковой дамы», а также не переходящие друг в друга по неявным, но неоспоримым законам сферы фантастического и реального в их бытийных сращениях.

Прочтение «Пиковой дамы» отражает не столько стремление к освоению классического источника, сколько потребность выстроить на его основе собственную мировоззренческую концепцию, где бы существенность не выпадала из истории, а частный человек имел возможность осознать свое настоящее место и назначение в движении времен.

3 глава. Изучение "Пиковой дамы" с применением тестовой технологии.

1§. Обзор школьных произведений А. С. Пушкина.

 

В школе в восьмом классе перед изучением "Пиковой дамы" также проходят "Капитанскую дочку". Это одно из первых таких сложных произведений, которое школьникам приходится изучить. Там описываются значительные исторические события восемнадцатого века, в которых нужно разобраться. Вдобавок в произведении затрагиваются нравственные темы, такие, как долг, честь, власть и милосердие. В этом возрасте у детей ещё не развит на достаточном уровне навык анализа таких больших по объёму произведений, поэтому перед учителем стоит задача дать ученикам набрать этот опыт.

Изучается жизненный путь главного героя Гринёва, формирование его характера, изучается Маша Миронова, её нравственная красота. Также рассматривается образ Швабрина, который в романе является антигероем. Рассматривается значение образа Савельича, особенности композиции романа. Важное место в изучении романа отдаётся разбору истории пугачёвского восстания в художественном произведении и в истории в целом. Рассматривается личность Пугачёва и отношение народа к предводителю восстания.

Относительно "Пиковой дамы" в школе изучают её место в контексте творчества Пушкина. Проблему судьбы и человека, случайное и неслучайное в жизни. Изучается смысл названия повести, композиция повести, символика. Рассматривается мотив карт, карточной игры.

 

2§. МОЛ об изучении творчества А.С. Пушкина.

 


 

 


 

Тема: Германн в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».

«Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»

Цели:

- определить основную мысль произведения,

понять, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры,

- совершенствовать умения анализировать прозаическое произведение, развивать монологическую речь, формировать нравственные ценности.

- заглянуть в душу Германна, понять причины его

- формировать навык составления характеристики героя произведения.

- прививать любовь к кинематографу.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, колонки, портрет, учебник с текстом повести, фрагмент из кинофильма Игоря Масленникова «Пиковая дама».

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
1. Организационный -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Открывайте свои тетради, записывайте число, тему урока и эпиграф. На уроке мы познакомимся с одним из произведений писателя, которое имеет очень большое значение. А что это за произведение, вы постараетесь угадать, посмотрев фрагмент фильма (включить видеоролик). Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях.   Смотрят видеоролик. Коммуникативные: слушать и понимать речь других.   Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.
2. Введение в тему -Итак, вы догадались по какому произведению снят этот фильм? - Верно. В этом эпизоде мы видим двух героев: Германна и Чекалинского. Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, почему повесть и фильм так названы? Ведь в выигрышной комбинации нет пиковой дамы. Чтобы постараться ответить на этот вопрос, мы обратимся к одной фразе из книги: "Пиковая дама означает тайную недоброжелательность". Что вы можете сказать про эти слова, как вы их понимаете?   - Правильно. Значит, делаем вывод, что главные герои повести - графиня Анна Федотовна и Германн. -Пиковая дама.   Пиковая дама – это графиня Анна Федотовна, у которой Германн хотел узнать секрет выигрышной комбинации карт. Но графиня отказала в этом Германну, а он стал ей угрожать. Поэтому она испытывала к нему тайную недоброжелательность и по его же вине умерла. Познавательные: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); устанавливать закономерности, строить рассуждения; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;   Коммуникативные: слушать и понимать речь других; строить понятные для собеседника высказывания; высказывать свое мнение (точку зрения); воспринимать информацию на слух; дополнять, уточнять высказанные мнения;
3. Выявление целей урока -Сегодня на уроке мы будем говорить о непредсказуемости и таинственности жизни, проследим поступки Германна. И как вы думаете, какая главная цель нашего урока? -Понять поступки Германна, почему он так поступает. - Познакомиться ближе с произведением.    
4. Выявление первичного читательского восприятия - Это произведение было экранизировано не раз, потому что к нему интерес не угасает. Вам понравилась эта повесть? Чем? - Понравилось, своей мистичностью, что в нём есть тайна, оно создаёт интригу.  
5. Анализ произведения 1) Характеристика петербургского общества   2) Образ Германна - Скажите, пожалуйста, какое место занимала игра в жизни петербургского общества?   - Назовите главных персонажей этого общества.   - Что вы можете рассказать об Анне Федотовне?   - Хорошо. А что можете сказать про Германна?   - Чем для него является игра?   - Таким образом, Пушкин показывает нам два разных полюса дворянского общества. С одной стороны люди, которые имеют высокий доход - графиня, княжна Полина, Томский, с другой - люди, которые живут на самой нижней границе общественного слоя - Германн, Лиза. Материальное состояние становится основой в определении значения человека и его места в обществе. Это и есть основная черта петербургского общества.   - Где мы первый раз встречаем Германна?   - Почему Германн не играет в карты? Найдите объяснение в тексте.   - А Германн - это имя или всё-таки фамилия?   - Докажите, почему Германн является именно фамилией?   - Какова же основная цель его жизни?   - Когда начинается история нравственного падения Германна, с какого момента?     - Да, даже любовь он готов принести в жертву деньгам. Он клялся Лизе в любви только для того, чтобы проникнуть в спальню к графине. Получается, любовь для Германна тот же расчёт.   - Какие "три злодейства" на совести Германна?     - Да, и никакой жалости не было у него в душе, он словно "окаменел". Что дальше было с Германном?     - Играли постоянно.   Германн, Томский, Нарумов, графиня Анна Федотовна, Лиза   - Это была светская красавица, в юности - московская Венера. Она всю свою жизнь проводила без забот, почти всё своё время тратила на карточные игры. Она знает тайну трёх карт, благодаря этой комбинации когда-то смогла отыграть долг. Но раскрывать эту тайну карт она никому не хотела.   - Он живёт бедно, но очень мечтает разбогатеть. Он очень расчётливый и вынужден всегда экономить. Внешне был похож на Наполеона. - По происхождению он немец. - Он желает только денег.   - Возможностью заработать деньги, стать властным человеком.     - В самом начале произведения, за карточным столом у Нарумова.   - “Игра занимает меня сильно, — сказал Германн, — но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”.   - Фамилия.     - Потому что имя пишется с одной буквой Н и все герои повести обращаются друг к другу по фамилиям, поэтому логично, что Германн тоже является фамилией.   - Разбогатеть.     - Когда он решает любым способом узнать тайну трёх карт и становится готовым на всё. И Лизу соблазнить готов, и стать любовником старой графини. И смущает его не возраст, а то, что она может умереть.     - Смерть графини, она умерла от испуга, когда ночью ворвался к ней незнакомый человек. - Вторая его жертва - Лиза, которая подверглась его обману.   - Он ушёл в монастырь, но это снова был расчёт. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания), отличать новое от известного; осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их.   Коммуникативные: слушать и понимать речь других; строить понятные для собеседника высказывания; высказывать свое мнение (точку зрения); анализировать и делать выводы; воспринимать информацию на слух; дополнять, уточнять высказанные мнения.   Регулятивные: планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке; принимать и сохранять учебную цель и задачи;
6. Домашнее задание - А кто является третьей жертвой Германна, напишите, пожалуйста дома, 5-7 предложений. Записывают домашнее задание.  
7. Написание теста - Давайте теперь напишем маленький тест для проверки того, как вы запомнили текст. (раздать распечатки тестов).   Вопросы к тесту: 1. Кем был Германн? - лейтенантом; - простым солдатом; - молодым офицером.   2. Кем был Германн во время игры? - судьёй; - наблюдателем; - игроком.   3. Когда Лизавета Ивановна увидела Германна? - когда он пришёл к ним на ужин; - из окна дома; - на балу.   4. Что случилось с Германном на отпевании бабушки Томского? - сердечный приступ; - ему показалось, что умершая жива и улыбается; - Лиза обвинила его в убийстве.   5. Когда старуха открыла Германну тайну трёх карт? - в ночь после отпевания; - на своих похоронах; - спустя 40 дней после смерти.   6. Какие три карты назвала старуха? - тройка, семёрка, туз; - тройка, семёрка, король; - тройка, семёрка, дама.   7. Что случилось с Германном? - умер; - стал богатым; - сошёл с ума. Делают тест. Познавательные: устанавливать закономерности,; анализировать, структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Регулятивные: сознательно организовывать свою познавательную деятельность; оценить правильность своей деятельности.
8. Подведение итогов - Спасибо за работу на уроке. Неправедная жизнь всегда несёт за собой наказания, так что не давайте никогда соблазнам и страстям перекрывать ваш разум. - Спасибо. Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; "Евгений Онегин": Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 786—814;

2.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: