Рябининой Л.А., Чабан Т.Ю.)




Работа со словом в контексте смыслового чтения

(использованы материалы, разработанные красноярскими специалистами:

Рябининой Л.А., Чабан Т.Ю.)

Задание 1. Прочитайте примеры толкований значения слов из «Словаря языкового расширения» А.И. Солженицына, данные учениками. Определите, к какому типу толкований относится каждое из них.

Ответы детей Тип толкования (укажите номер: 1-й, 2-й или 3-й)
1)Медовинка – маленькая частичка мёда в животе у Винни-Пуха; хорошее местечко, где много сладкой ягоды; напиток из мёда для детей.  
2)Медовинка – мёд.  
3)Пасмешки – посмеиваться, насмехаться.  
4) Пасмешки – остатки смеха, последние смешки типа: «Хи-хи»; шуточки; небольшие хохотки.  
5)Пасмешки – пасхальные мешки, снежки.  

 

Задание 2. Прочитайте ответы учеников на задание. Отметьте ответы детей, которые отражают контекстное значение слова.

Вечером и само солнце в морозной дымке над городом – медный, морозом обожжённый докрасна пятак.

Ответы детей. Пятак – это

□ нос

□ 5 рублей

□ обожжённый круг

□ деньги

□ солнце
□ солнце похоже на пятирублёвую монету

□ маленькая часть земли, частичка земли

□ красные пятки (пятки замёрзли и покраснели)

□ край земли

□ солнце в морозной дымке

□ место

□ гора

Задание 3. Восстановите текст.

Куда бы он ни пошёл, он видел часы на башне.

На одной из улочек возле каждого крыльца сидели нарядные женщины и молча пряли золотую пряжу. Время от времени _______ посматривали на башенные часы.

Нильс свернул на другую улицу. Тут тоже шла работа. По всей улице раздавался звон и лязг металла – это _______ ковали кинжалы и мечи. Изредка они отрывались от работы, чтобы отереть рукавом пот со лба и украдкой взглянуть на часы.

На третьей улице _________ шили сафьяновые сапоги и туфли с меховой опушкой, на четвёртой – _______ плели кружева, на пятой – ______ шлифовали блестящие разноцветные камни.

Долго бегал Нильс по городу, пока не выбежал на большую просторную улицу. По обеим сторонам её тянулись лавки. Двери их были широко открыты, полки завалены товарами, но торговля шла не очень-то бойко. _________ уныло сидели за своими стойками, не обращая внимания на редких ________. А те, тяжело вздыхая, выходили из лавки, так ничего и не купив.

Задание 4. Прочитайте фрагмент рассказа Веры Чаплиной «Фомка – белый медвежонок». Найдите однокоренные слова. Выпишите эти слова.

Фомка уже понимал, когда приземляется самолёт, соскакивал с кресла и занимал место около двери. А как он спешил выскочить, когда открывали её! Кубарем скатывался он с крутой лесенки на землю, и вот тут-то начинались его игры. Фомка без удержу катался по траве, переворачивался на спину, на живот или ловил свою заднюю лапу, обхватывал её и боролся сам с собой.

 

 

Задание 5. Прочитайте текст.

Донник любит засушливые степи. Когда-то вся нетронутая плугом придонская степь пахла медвяным донником.

Говорят, что в Сибирь донник тоже пришёл вместе с донскими казаками, сподвижниками Ермака. Прежде он в тех краях не рос.

А может, название у него вовсе и не от Дона? Может, так нарекли его потому, что растёт он на дне? Ничего подобного. Он любит солнце, свет, простор, а там, куда приходит, и землю обновляет, и пески закрепляет.

Дело-то, оказывается, вот в чём. У древних славян днами назывались болезни, а донник (как и тысячелистник) – отличный лекарь. Вот и дали ему имя донная трава. Из листьев и цветков донника готовили мелилотный (зелёный) пластырь.

· Автор текста предлагает три способа толкования значения слова донник. Запишите их.

1. Донник – это_______________________________________________

2. Донник – это _______________________________________________

3. Донник – это _______________________________________________

· В каком случае слово придонска я будет однокоренным к слову донник?

 

Задание 6. Объясните значение выделенных слов.

Глухарь перелетел через мшистую поляну, вильнул между деревьями и сел на сухостоину. Попробуй подкрадись!

Задание 7. В тексте несколько раз повторяется слово маленький. Отредактируйте текст, используя суффиксы и слова-синонимы.

Лунные улицы были совсем не похожи на дневные. Афишные тумбы напоминали маленькие терема. От них падали очень чёрные тени. На углу, где раньше стоял киоск, возвышалась трансформаторная будка, очень странная: на громадном разлапистом пне – бревенчатая кособокая маленькая изба. От нее тянулись провода. С пня спрыгнул на асфальт маленький гном с электрическим маленьким фонарём и юркнул в подворотню.

Мы вышли на освещённое луной место. Кругом были травянистые маленькие холмы и серые продолговатые камни, похожие на обломки бетонных панелей.

Задание 8. Прочитайте текст. В нём пропущено слово, называющее человека, который описывается в этом тексте. Можете ли вы определить, кто это? Измените текст так, чтобы в нём описывался великан.

Я прямо глазам не верил. На краю сундука сидел человек. Он словно сошёл с воскресной картинки в календаре. На голове – широкополая шляпа, чёрный кафтан украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмаках поблёскивают серебряные пряжки.

«Да ведь это _________________________! – догадался я. – Самый настоящий!»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: