Тема: «Рост и развитие растений».
Цель: рассмотреть основные этапы развития растения, условия, необходимые для его благополучного роста и развития.
Памятка к работе:
Проверка знаний по теме «Половое размножение растений».
Ответьте письменно на один из ниже записанных вопросов (Подумайте!).
1) Цветки вишни и цветки томата имеют по одному пестику. В плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата по нескольку десятков. С чем это связано?
2) Почему американский ботаник Имс говорил, что «плод – это зрелый цветок»?
3) У огурцов имеются пустоцветы – тычиночные цветки, которые не образуют плодов. Нужно ли их обрывать? Почему?
4) Известны случаи, когда цветок дает плод и «без брака». Чего не бывает в таких плодах? Почему?
Запишите тему урока.
Найдите в учебнике – тема «Рост и развитие растений» - определение понятия «индивидуальное развитие», запишите в тетрадь.
Изучите лекцию, выполните задания (записаны красным цветом).
- Индивидуальное развитие иначе называется онтогенез – развитие организма от зарождения до конца жизни особи.
- Что будет являться начальным этапом онтогенеза?
- Рассмотрите и запишите схему онтогенеза растения.
Схема онтогенеза (образование семени)
Оплодотворение яйцеклетки.
Образование зиготы.
Многократное деление.
Формирование зародыша.
Образование семени.
- Семя - приостановившийся в своём развитии зародыш. (запишите определение в тетрадь)
- Семенное размножение цветковых растений получило преимущество в ходе эволюции. Запишите.
- Преимущества семенного размножения.
Защитные покровы.
|
Запас питательных веществ.
Приспособления к распространению.
Плотные оболочки.
- Семена пшеницы, кукурузы, гороха, проса и других растений длительное время хранятся в сухом состоянии в зернохранилищах. Известны случаи сохранения всхожести семян в течение десятка лет. Семена, найденные в толще льда, в гробницах не теряют жизнеспособность даже сотни лет. Какие условия необходимы, чтобы зародыш тронулся в рост?
Ответить на этот вопрос помогут результаты некоторых опытов.
- Опыт № 1. Влияние воды на прорастание семян.
В два стакана помещают одинаковое количество семян гороха. В первом стакане семена оставляют сухими, во второй стакан на дно наливаем немного воды. Оба стакана закроем стеклом и поставим в теплое место. Через 3-4 суток в стакане, где была вода, семена прорастут.
Вывод: Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворённые питательные вещества.
- Опыт № 2. Влияние воздуха на прорастание семян.
Для проведения данного опыта в два стакана поместим семена фасоли. Первый стакан до краёв наполним водой, во втором стакане семена лишь смочим. Стаканы прикроем стеклом и поставим в тёплое место. Через 3-4 суток в стакане с небольшим количеством воды семена прорастут. В стакане, наполненном водой, семена набухнут, но не прорастут, а погибнут.
Вывод: Вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания. Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. Например, семена риса и тимофеевки прорастают даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворенного в ней. После посева риса поле заливают водой. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастут.
|
- Опыт № 3. Влияние тепла на прорастание семян.
Возьмём два стакана с семенами гороха. На дно каждого стакана нальём немного воды, чтобы семена могли прорасти. Стаканы накроем стеклом. Один стакан поместим в тёплое место, другой - на холод, в холодильник. Когда семена, помещенные в тёплое место, прорастут, сравним их с семенами, выставленными на холод. Мы увидим, что на холоде семена не проросли.
Вывод: Прорастающим семенам, так же как вода и воздух, необходимо тепло. Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и, в конце концов, погибнут.
- Правда, семена некоторых растений, например, ржи, могут прорастать уже при одном градусе тепла, гороха – при двух градусах. Семена большинства растений прорастают только при температуре 10 – 15 градусов и выше. Холодостойкие растения высаживают рано, теплолюбивые растения – в хорошо прогретую землю. Крупные семена нужно заделывать в почву на глубину (4 – 5 см), мелкие заделывают в почву неглубоко (1 – 2 см) (смотрите учебник, стр. 133).
- Итак, условия необходимы для прорастания семян: вода, воздух и тепло. Запишите.
- Прорастание семян начинается с поглощения ими воды: они набухают. Набухают как всхожие, так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие - прорастают. Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки зародыша начинают делиться и увеличиваться в размерах. Первый видимый признак роста – появление корешка. Он прорывает кожуру семени, растет вниз, закрепляя семя в почве. Затем появляется почка – зародышевый побег.
|
- Различают два типа прорастания - подземное и надземное.
Образовавшееся растение называется проростком.
- Продолжим схему онтогенеза – индивидуального развития растения. Запишите.
Схема онтогенеза (продолжение)
Образование семени
Проросток
Молодое растение
Взрослое растение
Старое растение
- Подумайте и запишите ответ на вопрос «Чем отличаются понятия «рост» и «развитие»?
5. В качестве закрепления изученного материала, выполните задание «Какие утверждения верны?» (письменно, поставьте + или -)
Домашнее задание.
Параграф 18, тема «Рост и развитие растений» - читать, в.1-14 – устно (чтобы лучше разобраться в изученной теме, возможно, будет опрос)
Отметка за урок будет складываться из следующих видов работ: ответ на вопрос (пункт 1) + записи (пункт) 4 + «Какие утверждения верны?» (пункт 5).