комплексное проектирование научно-исследовательской работы




Студентов магистратуры ИИиП МПГУ

Инструментом комплексного проектирования научно-исследовательской работы студентов магистратуры является Индивидуальный план НИР. На историческом факультете ИИиП МПГУ реализуется типовой Индивидуальный план НИР, единый для всех направлений подготовки и образовательных программ магистратуры. Он ориентирован не только на поэтапное проведение диссертационного исследования, но и интеграцию всех форм научно-исследовательской работы в соответствии со структурой учебного плана и задачами когнитивного обучения.

В качестве отдельного компонента учебного плана НИР (то есть индивидуальная научно-исследовательская работа студента, организуемая и контролируемая его научным руководителем) осуществляется в течение первых трех семестров. Программа НИР предусматривает разработку концепции диссертационного исследования, проведение эвристического поиска, формирование информационно-ресурсной базы исследования и ее систематизацию в соответствии с основными содержательным линиям диссертации. Параллельно в течение первых трех семестров студенты осваивают и дисциплину «Научно-исследовательский семинар» (НИС). На этих занятиях студенты знакомятся с теоретическими проблемами эпистемологии, технологиями организации и презентации научных исследований. Кроме того, НИС позволяет применять коллективные формы тренингового обучения, создает эффективную «площадку» для коммуникаций, в том числе с возможностью привлечения магистрантов других курсов и направлений, аспирантов, старших бакалавров. Умения и навыки, сформированные в рамках НИР и НИС, студенты апробируют в ходе научно-исследовательской практики (НИП). Программа этой практики разделена на два этапа: первый из них проводится в конце второго семестра и закрепляет результаты разработки концепции диссертационного исследования и эвристического поиска по теме ВКР; второй проводится в четвертом семестре и предваряет работу над итоговым текстом диссертации. В ходе НИП студенты выполняют комплекс учебно-практических заданий, связанных с тренингом проектирования научного исследования, презентации его результатов, участия в системе научных коммуникаций. По задачам и формату эти задания являются универсальными, но по своей содержательной основе они связаны со спецификой проблемного поля диссертационного исследования каждого из студентов. Поэтому НИП организуется научным руководителем студента и проводится на базе соответствующей кафедры исторического факультета ИИиП МПГУ. Помимо завершающего этапа научно-исследовательской практики студенты также проходят в четвертом семестре педагогическую практику, позволяющую апробировать промежуточные результаты диссертационного исследования в рамках образовательного процесса. Но основная часть трудоемкости этого семестра посвящена написанию текста ВКР. Итоговое редактирование и оформление текста ВКР осуществляются в рамках преддипломной практики в конце четвертого семестра.

Рассмотрим подробнее модульную структуру системы «НИР–НИС–НИП» и взаимосвязь ее основных компонентов.

Семестр

Первый этап НИР («Проектирование исследовательской программы » ) посвящен изучению технологии проблематизации научного исследования и формированию первичной научной гипотезы выпускной квалификационной работы. Теоретический компонент этой работы осваивается студентами коллективно в рамках НИС. В индивидуальном порядке студенты должны определить проблемное поле своей научно-исследовательской работы, тематику ВКР и ее методологическую направленность. Следует учесть, что с «Программой Государственной итоговой аттестации», действующей в ИИиП МПГУ, выбор выпускающей кафедры и проблемного направления ВКР осуществляется студентом в течение первого месяца обучения. С учетом поступивших заявок кафедры назначают научных руководителей, по согласованию с которыми студенты определяют тему ВКР (подробнее см. в параграфе 1.4.).

Необходимость сформулировать тему ВКР уже в самом начале обучения создает немалые сложности – студент должен принять решение, к которому пока не готов ни с точки зрения научной эрудиции, ни по уровню исследовательской компетенции. К тому же кафедры исторического факультета ИИип МПГУ стремятся исходить из образовательных потребностей и научных интересов самих студентов, а потому отсутствует практика распределения тем из заранее составленных перечней. Но такая непростая ситуация имеет и определенные преимущества – студенты получают возможность наглядно убедиться в том, что проектирование научно-исследовательской программы должно начинаться не с «придумывания» темы, а с осмысления той проблемы, постановка и раскрытие которой составит основу исследования. В соответствии с этой логикой поступившим на первый курс студентам первоначально предлагается не формулировать тему диссертации, а попытаться осмыслить собственные научные и профессиональные интересы, соотнести их со спецификой профиля обучения и состоянием современной науки. Очень важную роль в этой ситуации играют коллективные консультации, которые проходит в рамках НИС, а также диагностика когнитивного стиля студентов (для чего разработан тест с соответствующими рекомендациями). Кроме того, в течение первого месяца обучения могут быть организованы консультации с преподавателями факультета, специализирующимися по соответствующей научной проблематике. В итоге процесс определения темы ВКР напоминает «мозговой штурм» с участием студента, его научного руководителя, руководителя научно-исследовательского семинара, руководителя образовательной программы и преподавателей, которые могут давать текущие консультации. Целью является не только формулировка темы ВКР, но и моделирование проблемного поля научно-исследовательской работы студента на весь период обучения в магистратуре, определение ее теоретико-методологической направленности. Это позволяет начинать работу над диссертацией не с «начитывания литературы по теме», а с осмысленного построения ее концепции, определения логики раскрытия поставленной проблемы, прогнозирования итогового интеллектуального продукта. Именно такой подход и обеспечивает научную состоятельность магистерской ВКР.

После утверждения формулировки темы ВКР научным руководителем и руководителем образовательной программы студент заполняет индивидуальный план НИР (не позднее 25 ноября). Помимо типовых положений в план могут быть включены и специфические формы исследовательской работы, отвечающие особенностям проблемного поля НИР и организационным требованиям научного руководителя. Оставшийся объем НИР первого семестра посвящен изучению того проблемного поля и концептуально-методологического направления, в рамках которых студент планирует предпринять свое диссертационное исследование. Особое внимание необходимо уделить тем научным работам, которые описывают или демонстрируют технологии раскрытия подобных проблем, показывают специфику избранной «методологической ниши» и характерных для нее методов и технологий исследования. Результатом должно стать четкое представление о том, какая логика исследовательских действий, использование какого понятийного аппарата и применение каких исследовательских приемов, опора на какие источники позволяет раскрыть поставленную в диссертации проблему (то есть, необходимо понять «что делать», работая над диссертацией, а не «о чем читать»). В качестве отчета по первому этапу НИР должны быть подготовлены заполненный и утвержденный Индивидуальный план НИР, аннотированный список научной литературы по проблемному полю ВКР, а также описание первичной научной гипотезы диссертационного исследования (его может дополнить или заменить доклад в рамках НИС).

Первый модуль НИС («Организация научно-исследовательской работы студентов магистратуры. Методика проблематизации научного исследования ») такжеосваивается в первом семестре. В его рамках решаются три основные задачи: студенты получают информацию о системе обучения в магистратуре, в том числе о всех компонентах исследовательской подготовки, проводится консультативная работа по формированию проблемного поля будущего диссертационного исследования, а также организуются выступления студентов по итогам семестровой научно-исследовательской работы. Для решения первой из этих задач в начале семестра единым блоком проводятся сразу несколько аудиторных занятий НИС, а также выполняется комплексное контрольное задание «Образовательное пространство магистратуры » (критический анализ магистерских программ, реализуемых в МПГУ, тренинговое моделирование магистерской программы, актуальной для современного рынка образовательных услуг). По итогам этой работы студенты должны получить исчерпывающе полную информацию о специфике магистратуры как уровня обучения, особенностях организации образовательного процесса в течение всего срока обучения, задачах, технологиях и формах исследовательской подготовки, требованиях, предъявляемых к магистерской диссертации. Тем самым, создаются условия для более эффективного выстраивания студентами траектории своего обучения, выбора приоритетных форм и компонентов подготовки. Главной задачей является преодоление стереотипов «ученического поведения», переход к рефлексивной модели профессионального становления. Немаловажен и тот факт, что многие преподаватели по-прежнему рассматривают обучение студентов магистратуры по аналогии с «классической» аспирантурой, где роль собственно обучения была минимальной, а научно-исследовательская работа сосредотачивалась вокруг написания диссертации. Поэтому магистранту необходимо выступать в роли «менеджера» своего собственного «студенческого труда», рационально подходить к предъявляемым требованиям и нести самостоятельную ответственность за выполнение необходимых учебных действий. Еще один важный аспект этой проблемы – целесообразность активного взаимодействия старших бакалавров, магистрантов и аспирантов в рамках различных образовательных, научно-исследовательских и культурно-просветительских проектов и мероприятий. Как показывает практика, в роли инициаторов и координаторов такого взаимодействия наиболее эффективно выступают именно магистранты, для чего они должны хорошо представлять весь комплекс реализуемых в университете образовательных программ и понимать их специфику.

Из-за концентрации аудиторных занятий НИС в самом начале семестра следующая часть программы модуля реализуется преимущественно на дистанционной основе – в обучающей среде Moodle или с помощью иных сетевых ресурсов, а также в ходе индивидуальных и групповых консультаций. Основной задачей является стимулирование научной рефлексии студентов и помощь в определении проблемного поля будущей диссертации. Эту же задачу решает и выполнение студентами творческого задания «Когнитивный стиль как основа научной рациональности » (изучение учебного текста о когнитивных стилях, работа со тестом, диагностирующим тип научной рациональности, тренинговое составление тестовых заданий).

Завершается программа первого модуля НИС изучением технологии проблематизации научного исследования (соотношение объекта, предмета, цели и задач исследования, роль актуализации, теоретико-методологической ориентации, историографического и источниковедческого обоснования). Помимо освоения самого алгоритма проблематизации научного исследования студентам предлагается соотнести цель и методологические основы своей программы НИР с эпистемологическими особенностями классических, неклассических и постнеклассических исследований, в том числе социетальной, антропологической, лингвистической, иконической парадигмами. Основной задачей является обеспечение осознанного выбора студентом той методологической «ниши», которая не только обеспечит концептуальную основу ВКР, но и будет комфортной с точки зрения собственного когнитивного стиля. Завершающие аудиторные занятия НИС проводятся в конце семестра, когда студенты получают возможность выступить с докладом по итогам формирования первичной гипотезы своей диссертации.

Семестр

Второй этап НИР («Эвристический поиск и формирование информационно-ресурсной базы диссертационного исследования ») посвящен переходу от концептуальной к практической стадии работы над диссертацией. Общие представления о задачах и технологиях эвристического поиска студенты получают в рамках НИС. Поиск и отбор материалов для информационно-ресурсной базы диссертационного исследования осуществляется с помощью библиотечных фондов, справочных изданий, библиографических описаний, навигационных систем Интернета и т.д. (подробнее см. в параграфах 3.1. и 3.2). На данном этапе НИР эвристический поиск производится по «принципу избыточности», то есть в поле внимания студента должен оказаться максимально широкий круг источников и научной литературы, которые имеют отношение не только к предмету, но и объекту диссертационного исследования. По итогам этой работы должен быть подготовлен библиографический список по теме ВКР (в качестве тренинга студентам рекомендуется соблюдать правила библиографического описания найденных материалов, соответствующие ГОСТ 7.0.5-2008). Следует учесть, что в тексте самой диссертации будет представлена не «библиография» темы, а «список источников и литературы», то есть перечень материалов, непосредственно использованных при проведении исследования. Однако наличие избыточного библиографического списка является важным подспорьем на всех этапах выполнения программы НИР. Кроме того, с учетом специфики эвристического поиска в условиях виртуального информационного пространства у студентов есть возможность не только составлять расширенный список источников и литературы, но и комплектовать информационно-ресурсную базу для своего исследования, включающую помимо конспектов полнотекстовые материалы, ссылки на сетевые материалы и ресурсы. Состав этой информационно-ресурсной базы также может быть избыточным по сравнению с исследовательскими задачами, решаемыми в рамках диссертации. Но ее наличие позволит более эффективно выполнять учебные задания в рамках НИС и научно-исследовательской практики.

По мере выполнения программы эвристического поиска студентам рекомендуется начать ознакомление с основными источниками и научными работами по теме ВКР. Эта работа позволит уточнить научную гипотезу исследования, в том числе конкретизировать соотношение предмета и объекта исследования, окончательно сформулировать его цель и задачи, определить основные содержательные линии будущей диссертации, выявить те научные труды, которые могут быть наиболее полезны в ходе дальнейшей работы. Особое значение имеет решение вопроса о достаточности и доступности источниковой базы, позволяющей решать поставленные исследовательские задачи. Итоги подводятся в ходе собеседования с научным руководителем и фиксируются в отчете о результатах НИР второго семестра. Приложением к отчету должны стать библиографический список по теме ВКР, обзор источниковой базы диссертационного исследования, обзор источниковой базы диссертационного исследования.

Второй модуль НИС («Технологии эвристический поиска, источниковедческого анализа и работы с научным текстом ») обеспечивает теоретическую и тренинговую основу для выполнения программы НИР во втором семестре. Студенты получают информацию о сущности, задачах и методике эвристического поиска, наиболее важных сетевых ресурсах и информационных базах, с помощью которых целесообразно реализовывать программу эвристического поиска. Кроме того, в рамках НИС даются практические советы по комплектации информационно-ресурсной базы исследования. По итогам этой работы студенты выполняют практическое задание по эвристическому поиску и библиографическому описанию.

Часть занятий НИС второго семестра посвящена консультациям в области методологии и методики источниковедческого анализа. На фоне выполнения студентами трудоемкого задания по эвристическому поиску какая-либо аналитическая работа с источниковой базой диссертации во втором семестре не планируется. Однако следует учесть, что после бакалавриата студенты имеют существенно разный уровень источниковедческой подготовки (нередко испытывают трудности даже с различением источников и научной литературы). Поэтому в рамках НИС рассматриваются проблемы гносеологической природы исторического источника, типологии источников, задач критического анализа и научной интерпретации источника. Особое внимание уделяется специфике классической и неклассической модели источниковедческого анализа, а также специфике аудиовизуальных источников. Полученные источниковедческие знания закрепляются при выполнении тренингового задания по источниковедческому анализу (апробация методик классического источниковедческого анализа, количественного и качественного контент-анализа).

Завершающий компонент НИС второго семестра связан с изучением технологий работы с научным текстом, в том числе приемов редактирования, правил цитирования и библиографического описания. Для закрепления полученных знаний и умений студенты в формате групповой работы выполняют тренинговое задание по редактированию научного текста.

Первый этап НИП («Проектирование научного исследования ») проводится в конце июня – начале июля и завершает обучение студентов на первом курсе магистратуры. В ходе его выполняется два комплексных задания. Первое из них посвящено мониторингу исследовательской активности в рамках проблемного поля ВКР. Предварительный этап выполнения задания подразумевает ознакомление с информационными базами данных Министерства науки и образования РФ, Высшей аттестационной комиссии, Российской Академии наук, спецификацией направлений научно-исследовательской работы («паспортов специальностей»), организационно-информационной структурой РИНЦ, а также основными направлениями научно-исследовательской работы в ИИиП МПГУ и других ведущих вузов Российской Федерации. Обязательной частью этого задания является мониторинг основных направлений НИР выпускающей кафедры. Опираясь на полученный опыт работы со специализированными информационными базами и поисковыми ресурсами студент осуществляет собственно программу мониторинга. Суть ее заключается в выявлении тех российских исследовательских школ и направлений, научно-исследовательских программ различного уровня (национальных, отраслевых, грантовых, университетских, кафедральных и прочих), культурно-просветительских проектов, образовательных программ и направлений подготовки, в контексте которых свою магистерскую диссертацию можно позиционировать в качестве актуального исследования, обладающего не только научной новизной, но и практической значимостью.

Второе задание в рамках НИП направлено на обобщение авторской гипотезы диссертационного исследования в сочетании с апробацией методов и приемов работы с научным текстом, в том числе технологий редактирования текста, правил библиографического описания, требований по техническому оформлению рукописи. Помимо тренинговых функций это задание имеет важное значение для подведения итогов всей научно-исследовательской работы за первый год обучения – студентам предлагается написать научную статью, посвященную концепции диссертационного исследования. Основной задачей является аналитическое описание той модели проблематизации, которая будет использована в рамках ВКР, включая методологическую направленность и проблемное поле диссертации. Подготовка такой статьи является обязательным компонентом не только практики, но и апробации ВКР (статьи, подготовленные на высоком уровне, рекомендуются для издания в сборнике научных трудов «Clio-science: проблемы истории и междисциплинарного синтеза» или других научных изданиях, остальные статьи публикуются с помощью сетевых ресурсов). Результат выполнения всех заданий отражается в отчете по итогам первого этапа НИП.

Семестр

Третий этап НИР («Оформление концепции диссертационного исследования и разработка его содержательной структуры ») завершает предварительную работу по подготовке ВКР. С учетом итогов летней научно-исследовательской практики и написания научной статьи проводится собеседование с научным руководителем о концепции и структуре диссертации, в том числе окончательно решается вопрос о формулировке темы ВКР. Далее апробируется методика формализованного описания концепции диссертационного исследования – на основе научной статьи, подготовленной в ходе НИП, разрабатывается проект введения ВКР с формулировкой актуальности, объекта и предмета, цели и задач диссертации, кратким описанием ее теоретико-методологической основы. В отличие от схожего задания, которое выполнялось в конце первого семестра, теперь речь уже идет о развернутых формулировках, включая анализ источниковой базы и степени изученности темы, научной новизны и практической значимости диссертации. На основе перечня сформулированных исследовательских задач составляется содержательная структура диссертации (главы и параграфы), а также кратко формулируется содержательная гипотеза каждого параграфа. Кроме того, составляется уточненный список источников и литературы. Все эти компоненты становятся объектом коллективной экспертизы в рамках НИС. По итогам экспертизы и собеседований с научным руководителем вносятся коррективы в концепцию работы, происходит окончательная подготовка информационно-ресурсной базы диссертационного исследования (комплектация материалов в соответствии с согласованной структурой диссертации), первичная разработка основных содержательных линий. Таким образом, к концу третьего семестра выполнение программы НИР позволяет студенту полностью подготовиться к написанию текста диссертации. Итоговый отчет по результатам третьего этапа НИР включает в себя проект введения ВКР, содержательной структуры ВКР, уточненный список источников и литературы. Кроме того, научный руководитель фиксирует результат проведенных собеседований по концепции ВКР и определяет уровень готовности студента к ее реализации.

Третий модуль НИС («Коммуникативное пространство российской науки и технологии продвижения научно-исследовательских проектов ») завершает освоение дисциплины. Часть учебного времени отведена на тренинги и консультации по вопросам формализованного описания концепции ВКР (в соответствии с программой НИР третьего семестра). Предполагается, что требования к формулировке актуальности, объекта и предмета, цели и задач диссертации студенты освоили еще на первом курсе. Теперь же основное внимание уделяется специфике описания методологической основы диссертации, ее источниковой базы, степени изученности, научной новизны, практической значимости. В формате коллективной экспертизы отрабатываются практические навыки по составлению и редактированию этих компонентов диссертации. Продолжением этой работы является ознакомление с требованиями по написанию, оформлению, апробации и защите магистерской диссертации, а также выполнение соответствующего учебного задания. При этом защита магистерской диссертации рассматривается в контексте более широкой проблемы – как пример презентации и продвижения научно-исследовательского проекта. Технологии продвижения научно-исследовательских работ изучаются как единый алгоритм, объединяющий этапы формирования гипотезы, экспериментальной апробации результатов, презентации итогового результата, публичной защиты исследования. Обсуждается специфика размещения грантов на научные исследования, продвижения научно-исследовательских проектов с помощью специализированных порталов и форумов Интернета, участия в научных конференциях, дебатах, дискуссиях, «круглых столах». В контексте той же проблематики рассматриваются правила научного оппонирования и рецензирования. Результаты ознакомления с технологиями презентации и продвижения научно-исследовательских проектов проверяются в рамках комплексного учебного задания. Вся эта работа позволяет студентам не только составить представление о коммуникативном пространстве российского научно-преподавательского сообщества, но и подготовиться к завершающему этапу НИП.

Семестр

Второй этап НИП («Презентация и продвижение научного исследования ») проводится в начале четвертого семестра. Необходимую теоретическую базу студенты осваивают еще в предыдущем семестре в рамках НИС, когда знакомятся с особенностями коммуникативного пространства российской науки, технологиями презентации и продвижения научно-исследовательских проектов. В ходе самой практики предполагается выполнение трех заданий. Первое из них является групповым – студенты разрабатывают проект сетевого научного сообщества, ориентированного на выполнение культурно-просветительских функций и повышение уровня интереса молодежи к современному состоянию социально-гуманитарной науки (подразумевается анализ особенностей сетевых сообществ как субъектов коммуникативного пространства современной науки, изучение методик создания сетевых сообществ, определение содержательной направленности и целевой аудитории проекта; разработка контента и инструментальных средств; экспериментальная апробация отдельных компонентов, в том числе с использованием технологии презентаций в программной среде Microsoft Office PowerPoint). Несмотря на то, что выполнение этого задания не связано напрямую с индивидуальным планом НИР, студентам рекомендуется использовать при его выполнении те материалы, которые они уже подготовили в рамках своего диссертационного исследования. Итоги выполнения задания подводятся в формате студенческого научно-практического семинара в он-лайн или оф-лайн режиме (с участием руководителя образовательной программы, научных руководителей и преподавателя НИС). Остальные два задания НИП являются индивидуальными: одно из них связано с тренингом научного рецензирования и оппонирования (в качестве объекта выбираются диссертации или авторефераты диссертаций, созданные в той же проблемной области, что и ВКР магистранта), а второе представляет собой тренинг презентации диссертационного исследования (отрабатываются практические навыки по подготовке выступления для публичной защиты диссертации, в том числе с использованием презентации в программной среде Microsoft PowerPoint).

Педагогическая практика формально не имеет отношения к системе научно-исследовательской подготовки студентов магистратуры. Однако с студентам рекомендуется использовать ее для апробации материалов диссертационного исследования в рамках образовательного процесса (речь может идти не только о преподавании соответствующего материала, но и разработке учебно-методических и научно-методических материалов, проведении профессиональной экспертизы в области научно-педагогических разработок, мониторинге учебников и учебных пособий, подготовке аналитических записок по проблемам обновления учебной литературы и т.д.). Эта работа важна для позиционирования диссертации с точки зрения ее практической значимости и апробации. По согласованию с научным руководителем и руководителем магистерской программы сроки проведения педагогической практики могут быть изменены, если это необходимо для организации занятий или участия в иных педагогических мероприятиях.

Преддипломная практика завершает процесс обучения. Каких-либо иных образовательных задач, кроме подготовки текста диссертации эта практика не выполняет. К моменту ее окончания текст выпускной квалификационной работы должен быть подготовлен в полном объеме. По итогам практики научный руководитель принимает решение о возможности рекомендовать ВКР к защите и, при необходимости, формулирует параметры окончательной редактуры текста (в том числе, с учетом предварительной проверки ВКР на текстовые заимствования с помощью системы «Антиплагиат»). Неудовлетворительная оценка за преддипломную практику лишает студента возможности участвовать в защите диссертации.

Все перечисленные стадии и компоненты научно-исследовательской работы являются обязательными. При несоблюдении графика выполнения индивидуального плана НИР могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления студента (вопрос об отчислении рассматривается индивидуально с участием магистранта, научного руководителя и руководителя образовательной программы и осуществляется на основе служебной записки руководителя образовательной программы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: