Пример 3. Страх животных и насекомых




Часто у детей в возрасте от 3 до 10 лет обостряется страх животных (в основном собак) и насекомых (пауков, тараканов, мух, пчел, бабочек и т.п.). Иногда страхи не связаны с тем, что у ребенка была травматичная ситуация в которой например его укусила собака, или пчела. Кажется, что страх появился из неоткуда, и совсем не понятно, что с этим делать. А бывает что наоборот страх связан как раз с некоторой ситуацией, где была угроза от собаки (не обязательно это укус). В предыдущей статье я говорила о том, что иногда резкие движения (неожиданные) или громкий звук могли напугать ребенка и у него активизировались негативные переживания, связанные с этим животным (или насекомым). Опять же иногда в мультиках дети видят, как насекомые кусают и какие реакции бывают на это. Ребенок может не иметь опыта этой ситуации, но может бояться оказаться на месте того, чей опыт он наблюдал.

Решение.

Знаю, что не у всех есть возможность завести ребенку домашнего питомца, но если ваш ребенок боится собак – то это лучший способ помочь ему преодолеть этот страх. Только надо предложить ему заранее поехать смотреть щенят, и если ему понравиться -взять щенка домой. По мере роста щенка, который станет взрослой собакой, уйдет и страх к собакам вообще. Про насекомых также можно рекомендовать знакомство с ними поближе. И это не значит трогать пчел и ос, а просто рассказать про них. Купить книгу, и показать какие пчелы труженики и как много полезного они для нас делают. Что даже есть люди, которых лечат, используя пчел. Потому что в их жалах содержаться и полезные вещества (про пиявок тоже можно рассказать). И еще рассказать о том, что пчелы не агрессивны по отношению к людям, и им до нас все равно. Они могут ужалить, только если их обидеть, но на самом деле они такие маленькие что им тоже нужна защита. Тоже касается и других насекомых, расскажите о них ребенку более подробно. Изучайте их со всех сторон, особенно про их поведение и привычки, чтобы ребенок понял, что никто не собирается на него нападать.

Пример 4. Страхи, связанные с воображением

В предыдущей статье я уже писала о том, что часто страхи могут быть связаны с воображением детей и с их внутренними фантазиями. Также стоит отметить, что детская психика очень чувствительная и дети, например, просматривая мультфильмы, фильмы и игры могут вживаться в ситуацию и образы и идентифицировать себя с образами которые им транслируются. Отсюда так часто встречающиеся страхи приведений, монстров, зомби. Или страх ситуации из фильма, в котором происходит, например нагнетание ситуации (музыка становится тревожной и на экране темно), и кажется что сейчас откуда-нибудь кто-то выпрыгнет. Потом этот страх может перенестись в реальную жизнь и ребенок начинает бояться, что кто-то выпрыгнет из темноты, из-за угла и из унитаза (как прислала одна из участниц форума) и т.п. Призываю родителей отнестись серьезней к рекомендациям относительно возраста, с которого можно просматривать запланированный фильм. Вам на свой взгляд может показаться, что там ничего страшного нет, но поверьте, эти возрастные ограничения существуют не просто так. Одновременно с этим понятно, что современная информированность детей, и развитость технологий дает доступ к очень разным видеороликам и играм. И конечно уберечь от всего не получиться, но стоит самим просто быть в этих вопросах более избирательными, и не ждать, например что просмотр взрослого кино с ребенком его не испугает.

Решение.

Если же данная ситуация имелась и у ребенка вы наблюдаете какой-то из выше перечисленных страхов, то в первую очередь стоит спросить чего именно он боится. Например, если ребенок смотрит с вами кино и вы думали что там ничего страшного не будет, а оказалось по другому и вы заметили что ваш малыш проявляет признаки тревоги. Предложите ему вместе с вами выйти в другое помещение, попить чай и поболтать. Не стоит просить ребенка уйти одному, поскольку дальше его фантазия сама дорисует все картинки, ну и ему также будет обидно, что вы остались смотреть фильм без него. Поэтому, просто перенесите просмотр фильма на другое время. Если у вас нет возможности покинуть место, где идет страшное кино, то просто выключите фильм. И еще будет хорошо, если вы расскажете для чего в фильмах иногда пугают, чтобы потом мы сильно радовались что все хорошо. И все что там показывают не настоящее. Можно изучить как снимают кино и как делают грим.

Что касается страха приведений, и того что кто-то откуда-нибудь выскачет, то можно предложить ребенку нарисовать того, кто может выскочить. Пусть это будет то чудовище, которое он рисует в своем воображение. Если ребенку еще сложно рисовать помогите ему в этом. Попросите его рассказать какое оно. Может ребенок сразу вам не ответит, или скажет я не знаю кого именно боюсь. Скажите ему: «Ну если бы ты мог придумать какое оно, то что у него было бы? Оно большое или маленькое? Какого цвета? Есть ли у него рожки или зубки?» Но лучше если ребенок нарисует его сам, и будет использовать свою фантазию. После того как ребенок нарисует его и расскажет о своем чудовище, то предложите ему дорисовать ему рисунок. Например, изобразить хвостик, шарик, пятачок как у поросенка. Какую-то смешную или добрую деталь, которая смягчит или совсем развеет страшный образ. Можно еще предложить детям по старше, представить как этот кто-то выпрыгивает, и например, у него падает парик с головы, или он неожиданно (простите) пукает…что-то такое, где образ страшного героя в результате неловкой ситуации выглядит смешным и развеивается.

Пример 5. Страх смерти

Считается, что в основе вообще всех страхов лежит самый основной страх – это страх смерти. Поскольку сам страх несет защитную функцию, и уберегает нас от опасности умереть по неосторожности. Страх дает сигналы нам о том, что ситуация может угрожать нашей жизни. Но поскольку процессы эти бессознательные, то уже сознанием мы изучаем насколько это действительно угроза для нас. Если угроза распознается нашим сознанием как мнимая страх уходит, а если мы видим что угроза есть – страх остается. Испытывать страх смерти нормально для любого человека, если бы его не было, мы бы просто не выжили и давно бы вымерли, как динозавры. Поэтому по мере взросления, ребенок сталкивается с пониманием того, что рано или поздно все умирают и понимает что он тоже не будет жить вечно. Эти переживания могут запуститься самыми разными событиями. Например, ребенок мог стать свидетелем смерти кого-то из близких, или кто-то из друзей рассказал о смерти домашнего питомца. Иногда дети видят смерть животных на улице, смерть насекомых и т.п. Очень много вокруг нас ситуаций напоминающих о том, что мы не будем жить вечно. Дети это понимают и поэтому начинают бояться вырасти (потому что потом придется умирать, или мама умрет), страх старости, смерти родителей, страх заболеть смертельным заболеванием, страх за близких людей, страх физических повреждений, страх катастроф, страх войны, бомбежки, ураганов (смерчей), грозы, молнии – это все разновидности страха смерти. Причем здесь они в наименьшей степени замаскированы другими страхами, то есть здесь наиболее очевидно что ребенок бояться умереть. Хотя, например, страх застрять в лифте тоже связан со страхом смерти. И практически любой страх имеет свои корни именно здесь.

Проблема решения этих страхов в том, что родителям сложно говорить об этом со своими детьми. Тема смерти является табуированной в нашем обществе, и если мы о ней говорим, то только в религиозном контексте в рамках той конфессии (вероисповедания) к которой принадлежат родители. Конечно, если ребенок воспитывается в религиозной семье, то и родители будут объяснять ребенку, что есть жизнь после смерти. Но, родителям плохо знакомым с этим подходом, или родителям атеистам будет в этих случаях не просто. Еще, в случае если умирает кто-то из родственников, мы стараемся отгородить детей от этих переживаний, умолчать о смерти близкого человека, увезти ребенка из дома и сделать вид, что ничего не происходит. Но осознание своей смертности, происходит у каждого человека, и если про это не поговорить правильно, то эти переживания просто вытесняются на бессознательный уровень, превращаясь в другие страхи (более социально приемлемые и на которые у нас есть ответы).

Решение 1

Первое что хочется сказать, это то что не стоит говорить ребенку что вы и он никогда не умрете. Во-первых это не правда, и раз он вас об этом спрашивает, то он уже понял обратное. Подумайте о себе, как вы воспринимаете смерть, что вы о ней думаете и насколько сильно ее боитесь. Для подготовки к этому разговору я рекомендую родителям самим ознакомиться с книгой И. Ялома «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти», чтобы найти ответы для себя, и тогда вам проще будет говорить об этом с ребенком. Иначе, в процессе разговора вы будете транслировать свои переживания, и только усугубите страх ребенка. После того, как вы тщательно подготовитесь и если ребенок сам вам сказал что боится умирать, или что вы умрете, вы можете взять ребенка на руки сказать следующее: «Я очень хорошо тебя понимаю. И все люди боятся, что умрут и это нормально. И мы боимся этого, потому что, не знаем, есть ли жизнь после смерти. Некоторые говорят что есть (в контексте религии) и мне бы тоже хотелось в это верить (выражаем свое отношение). Но самое главное это то что мы сейчас живы и у нас очень много времени для того чтобы быть вместе, чтобы многое успеть сделать, много где побывать, многое увидеть. Самое важное это то, что происходит сейчас, каждый день. И важно, что мы вместе с тобой еще будем очень долго». Если вам сложно говорить с ребенком в этом контексте, то тогда можно рассказать о том, что в человеке есть тело и душа. И что когда человек умирает, то умирает только его тело, а душа поднимается на небо и наблюдает за нами от туда. И что внутри нас всегда остается частица близкого человека, в виде образа который мы можем представить. Еще можно сказать о том, что умершие близкие люди защищают нас, и помогают нам в трудные ситуации.

Решение 2

Что касается косвенных страхов смерти, но наиболее приближенных к ним – стихийные бедствия, война, бомбежка, молния, гроза, ураган, смерч, голод, пожар, наводнение и другие, то здесь лучше всего будет расспросить ребенка чего именно он боится. В большинстве случаев он называет варианты, отражающие либо свой страх смерти (молния в меня попадет и убьет; будет война и все умрут – и ты и я), то здесь лучше пойти по выше описанному алгоритму. Если ребенок указывает на страх голода, или того что можно остаться без жилья, то расскажите ему ваш план действий на случай если такая ситуация произойдет – где вы будете жить и что вы будете есть. Ваша задача показать ребенку, что вы готовы к любому событию и знаете как действовать. Это придаст ему уверенности в том, что с ситуацией можно справиться, и страх не будет так сильно актуализирован для него. Если страх грозы и молнии, ребенок не озвучивает что боится умереть, то расскажите про громоотводы и про то что их очень много вокруг. Почитайте ребенку про различные природные явления, и расскажите, что люди давно научились от них защищаться. Но не ждите, что ребенок быстро этот страх преодолеет, дайте ему поддержку и время на то, что бы справиться с этим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: