Доклад
на тему: «Казуальная атрибуция и мотивация»
Выполнила:
Демидова Е.Ю.
студентка группы РСО-191
Кемерово 2020
Оглавление
1. Понятие «казуальная атрибуция». 2
2. Теория казуальной атрибуции Ф. Хайдера. 3
3. Теория казуальной атрибуции Г. Келли. 4
4. Ошибки казуальной атрибуции. 5
5. Влияние казуальной атрибуции на мотивацию.. 6
Список использованной литературы.. 7
Понятие «казуальная атрибуция»
Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина, attribution – приписывание)— феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.
Каузальная атрибуция представляет собой мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение причин тех или иных его поступков, а главное — на развитие у человека способности предсказывать их. Суть каузальной атрибуции можно определить, как отнесение, приписывание причин того или иного акта определенным источникам - внешним или внутренним.
Этот термин сформировался в западной социальной психологии и общее представление смог получить в разработанной исследователями теории атрибуции. Такими учеными как Ф. Хайдер, Э. Джонс и К. Дэвис и Г. Келли. Теории атрибуции были разработаны на основе обобщения фактов социальной перцепции (межличностного восприятия), однако их авторы в дальнейшем стали распространять свои объяснительные принципы и терминологию на другие области, например, мотивацию.
Теория казуальной атрибуции Ф. Хайдера
|
Ф. Хайдер является основоположником исследований атрибутивных процессов. Он впервые сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции, и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Отправной точкой послужила его появившаяся в 1958 г. книга «Психология межличностных отношений». Книга внесла вклад в изучение восприятия человека при межличностных отношениях. Хайдер различает феноменальное и каузальное описание воспринимаемого. Обе формы описания строго не разграничиваются. В непосредственно воспринимаемом нами уже дано нечто большее. В другом человеке мы воспринимаем не только его движения и мимику лица, но и его эмоциональные состояния, желания и мотивацию.
В предложенной им концепции человек стремится к формированию непротиворечивой и связной картины мира, и в процессе этого стремления у него вырабатывается "житейская психология" как результат попыток объяснить для себя причины поведения другого человека и прежде всего вызвавшие его мотивы. Ф. Хайдера выделил 2 типа казуальной атрибуции:
1. Личностные причины (когда приписываются действия субъекту)
2. Причины, коренящиеся в "среде" (причины, которые приписываются обстоятельствам)
Теория казуальной атрибуции Г. Келли
Теория атрибутивного процесса, предложенная Г. Келли, достаточно развернуто отвечает на все вопросы. В данной теории разбираются два случая:
1. Когда воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность различным образом комбинировать поведение объекта и его причины, выбрав одну из них, при этом есть неоднократные наблюдения. Данный случай рассматривается в "модели анализа вариаций"
|
2. Когда воспринимающий имеет одно-единственное наблюдение и тем не менее должен как-то объяснить причину события, которых может быть несколько. Этот случай Келли рассматривает в теории каузальных схем.
Гарольд Келли выделил три типа атрибуции:
1. личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие),
2. объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок),
3. обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).
И данные виды, и элементы составляют «казуальное пространство» которое изображается при помощи куба, где стороны обозначают виды атрибуции, а сущность процесса приписывания причин заключается в том, чтобы находить адекватные варианты сочетания причин и следствий в каждой конкретной ситуации. Данную схему нельзя рассматривать как абсолютную.
Ошибки казуальной атрибуции
Г. Келли смог сформулировать 2 класса ошибок, которые подразделяются по разным критериям:
1-й класс - мотивационные ошибки, включающие в себя различного рода “защиты”: пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов (успех - себе, неуспех - обстоятельствам). Эти ошибки зависят во многом от самооценки, то как мы сохраняем свою самооценку в ходе приписывания причин поведения другого человека.
2-й класс - фундаментальные ошибки (свойственные всем людям), включающие в себя случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных. В целом фундаментальные ошибки представляют собой склонность людей игнорировать ситуационные причины действий и их результатов в пользу диспозиционных. Л. Росс, назвавший это явление "сверхатрибуцией", обрисовывает условия возникновения подобных ошибок:
|
¾ "Ложное согласие" выражается в том, что воспринимающий принимает свою точку зрения как "нормальную" и потому полагает, что другим должна быть свойственна такая же точка зрения.
¾ "Неравные возможности" отмечаются в ролевом поведении.
¾ "Большее доверие вообще к фактам, чем к суждениям", проявляется в том, что первый взгляд всегда обращен к личности.
¾ "Легкость построения ложных корреляций" состоит в том, что наивный наблюдатель произвольно соединяет какие-либо две личностные черты как обязательно сопутствующие друг другу, тем самым автоматически приписывая причину поведения наблюдаемой личности посредством произвольной "связки" черт и причин.