Правила выполнения контрольных работ




Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени императора Петра I»

Факультет экономиЧЕСКИЙ

Кафедра экономики АПК

Рабочая тетрадь

И методические указания по выполнению контрольной работы

По дисциплине

макроэкономическое планирование и прогнозирование

Для обучающихся в заочной форме

По направлению 38.03.01 «Экономика»

Профили «Экономика предприятий и организаций АПК»

 

 

ВЫПОЛНИЛ:________________________________________________________________

Проверил: __________________________________________________

Воронеж

2017

Составители:

Яблоновская С. И. – к.э.н., доцент

Козлобаева Е.А.– к.э.н., доцент

 

Под общей редакцией д.э.н., профессора Загайтова И. Б.

 

Рецензент: к.э.н., доцент Сабетова Т.В.

 

Рабочая тетрадь печатается по решению кафедры экономики АПК и методического экономического факультета.

 

 

© Загайтов И. Б., 2017.

© Яблоновская С. И., 2017.

© Козлобаева Е.А.,2017.

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», 2017.

 


Аннотация

 

 

В современных условиях разработка и реализация намеченных планов требуют от руководителей и специалистов всех уровней глубокого понимания происходящих явлений, поиска и приведения в действие резервов повышения эффективности воспроизводства.

Выполнение заданий контрольной работы позволит студентам заочной формы обучения:

— овладеть конкретными приемами разработки прогнозов, планов и целевых программ;

— приобрести навыки прогнозирования и планирования развития АПК;

— понять необходимость учета специфики прогноза и планирования хозяйственной деятельности – в зависимости от изменения субординации критериев эффективности социально-экономического развития.

 

Содержание разделов учебной дисциплины

Тема 1. Сущность, значение, научные основы планирования социально-экономического развития АПК: Планирование как инструмент реализации экономических отношений. Виды планов по масштабности и заблаговременности. Планирование директивное и индикативное. Система плановых показателей. Принципы планирования. Научное предвидение, прогноз и предсказание в процессе планирования. Из опыта организации планирования в АПК

Тема 2. Информационно-методическое обеспечение планирования развития АПК: Определение условий и факторов перспективного развития АПК. Содержание и формирование базы данных для предплановых расчетов.

Обоснование критериев эффективности плановых решений. Структура и субординация показателей планов, с учетом их заблаговременности и масштабности. Методы разработки плановых показателей

Тема 3. Прогноз параметров экономической динамики. Технология «ЗОНТ»: Методы прогноза экономической динамики. Показатели оценки качества и эффективности прогнозов. Прогноз колебаний условий хозяйственной деятельности по технологии «ЗОНТ».

Тема 4. Прогноз параметров социального развития: Взаимосвязь показателей экономического и социального развития. Моделирование динамики социальных процессов. Методы разработки прогноза социальных нормативов.

Тема 5. Планирование динамики спроса на продукцию АПК: Условия, определяющие динамику востребованности продукции АПК. Прогноз структуры и объема спроса на продукцию АПК. Оценка вероятности и размера ошибок прогнозов. Разработка вариантов динамики спроса на продукцию. Корректировка предплановых расчетов динамики спроса, с учетом непрогнозируемых показателей предвидений

Тема 6. Планирование динамики ресурсов, необходимых для удовлетворения спроса: Состав и субординация ресурсов, учитываемых в планах развития АПК. Прогностическое обоснование нормативов затрат на производство продукции АПК. Специфика планирования потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.

Тема 7. Планирование устойчивого развития отраслей и АПК региона: Система и субординация социально-экономических критериев целевых программ и планов развития АПК. Балансовое обоснование целевых программ и планов социально-экономического развития. Использование законов устойчивости воспроизводства в планировании развития АПК. Методы программирования (линейное, динамическое, стохастическое), как инструмент совершенствования многовариантного планирования. Корректировка планов, с учетом непрогнозируемых характеристик предвидений. Планирование социально-экономического развития и регулирование хозяйственного механизма. Анализ выполнения планов и методическое сопровождение их корректировок.

 

Правила выполнения контрольных работ

 

1. Обучающийся выполняет вариант контрольной работы в соответствии с шифром зачетной книжки.

Сумма двух последних цифр шифра зачетной книжки                    
Номер вопроса                    
Вариант контрольной работы                    

2. Работа состоит из одного теоретического вопроса по своему варианту и практического задания.

3. Определив номер вопроса, студент выбирает его название из предложенного перечня вопросов.

4. Перед выполнением каждого задания следует полностью выписать условие.

5. В конце работы следует поставить дату ее выполнения и подпись студента.

6. Получив после проверки контрольную работу, студент должен исправить отмеченные ошибки и недочеты, выполнить рекомендации рецензента, а затем на сессии показать контрольную работу экзаменатору.

.

Работы, выполненные без соблюдения указанных правил, не рецензируются и возвращаются на доработку.

3. Перечень теоретических вопросов для контрольной работы (вопросы к экзамену)

 

1.Сущность планирования. Виды планов.

2. Этапы плановой деятельности.

3.Эффективность воспроизводства как ориентир планирования

4.Современное состояние и проблемы совершенствования плановой деятельности.

5.Сущность и виды экономического предвидения.

6. Современное состояние и задачи совершенствования предвидения.

7. Экономические законы и их использование в плановой деятельности.

8. Показатели экономического роста

9. Прогноз и планирование экономического роста

10. Пути повышения эффективности прогнозов

11. Метод «ЗОНТ» и потенциал его использования

12. Взаимосвязь показателей экономического и социального развития

13. Объективные экономические законы и предвидение динамики социальных процессов

14. Моделирование динамики социальных процессов.

15. Планирование социальных сдвигов.

16. Сущность и виды экономических патологий.

17. Законы динамики экономических патологий.

18. Планирование локализации экономических патологий в сфере организации производства и обмена.

19. Планирование локализации экономических патологий в сфере распределения и потребления.

20. Сущность продовольственной проблемы.

21. Этапы решения продовольственной проблемы.

22. Законы продовольственного баланса, и учет их в планировании.

23. Пути совершенствования планирования развития продовольственного комплекса в РФ.

24. Сущность и показатели устойчивости воспроизводства.

25. Законы устойчивости воспроизводства и их использование в планировании.


4. содержание контрольной работы и методические рекомендации по ее выполнению

 

 

4.1. Теоретический вопрос по варианту
№______

__________________________________________________________________

(номер и название вопроса)

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.2. Практическое задание по варианту
№______

 

Задача 1. Сформулируйте Концепцию плана развития известного Вам предприятия на ближайшие 5 лет. Чем Вы обосновываете предлагаемые целевые установки?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 2. Оцените изменение структуры ВВП в России за 20 лет с позиций эффективности управления экономикой. Ваше мнение: в чьих интересах и почему произошли эти изменения.

Таблица 1. Структура ВВП РФ, в %

Показатели 1990 г. 2010 г.
Промышленность 35,4 27,1
Сельское хозяйство 15,0 3,3
Торговля и финансы 6,6 19,3
Операции с недвижимостью 0,1 10,0
Налоги 6,9 13,8
Прочие (образование, здравоохранение, строительство, транспорт и др. 36,0 26,8

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 3. На основе следующих ниже данных составьте прогноз ВВП России на 2020 г.

Таблица 2. ВВП РФ в млрд долл. (цены 2000 г.)

Год 1989 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Млрд долл.              
 
Год 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Млрд долл.              

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 4. Составьте прогноз валового сбора зерна на 2016 год и оцените вероятную ошибку прогноза на основе экспертных оценок (табл.3), если известно, что фактическая урожайность в 2015 г. озимой пшеницы – 23 ц/га, ячменя – 21 ц/га. Площади посева озимой пшеницы и ячменя по вариантам контрольной работы представлены в табл. 6 раздела 2.3.

Таблица 3. Исходные данные к задаче

Показатели Эксперты
№1 №2 №3 №4 №5
Экспертные оценки урожайности в 2015 году, ц/га: озимой пшеницы ячменя                    
Ошибка прогноза урожайности, %: озимой пшеницы ячменя          
Экспертные оценки урожайности в 2016 году, ц/га: озимой пшеницы ячменя                    

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 5. Перечислите показатели экономического и социального развития. Какова их взаимосвязь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 6. Какие из экономических патологий: бесхозность, экономический бюрократизм, безработица, инфляция, дифференциальная рента, экономический кризис – Вы считаете наиболее опасными в настоящее время? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 7. Составьте социально-экономическую модель динамики преступности.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 8. На основе анализа следующей ниже таблицы объясните, как изменилось положение с решением продовольственной проблемы в РФ в 1990-2012 гг. Определите, как будет меняться потребление основных видов продовольствия в РФ к 2020 году. Почему?

Таблица 4. Потребление продуктов питания (на душу населения в год)

Виды продуктов РФ США
1990 г. 2012 г. 1950 г. 2012 г.
Молоко, л        
Мясо, кг        
Яйцо, шт.        
Картофель, кг        

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 9. Потребность в основных инвестициях для обеспечения запланированного развития жилищно-коммунального хозяйства на ближайшие 5 лет (2012-2016 гг.) составила 1000 условных единиц. В первый год было выделено из бюджета финансовых ресурсов согласно потребности в них. Три последующих года из-за дефицита бюджетных средств финансирование составило соответственно 90%, 85% и 88% потребностей. Рассчитать изменение устойчивости развития муниципального хозяйства, если бы в 2013 и 2015 гг. потребность в основных инвестициях на жилищное строительство была бы удовлетворена за счет средств населения муниципального района на 10% и 17% соответственно. В соответствии с какими законами происходит изменение устойчивости?

Таблица 5. Оценка устойчивости развития муниципального хозяйства

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Итого
Вариант I
Потребности ()            
Ресурсы (), всего из них бюджетные средства средства населения   –   –   –
Отклонение            
Цена отклонения ()           х
Стоимость отклонения            
Устойчивость (по варианту I) =
Вариант II
Потребности ()            
Ресурсы (), всего из них бюджетные средства средства населения   –     –     –  
Отклонение            
Цена отклонения ()           х
Стоимость отклонения            
Устойчивость (по варианту II) =

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: