Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени императора Петра I»
Факультет экономиЧЕСКИЙ
Кафедра экономики АПК
Рабочая тетрадь
И методические указания по выполнению контрольной работы
По дисциплине
макроэкономическое планирование и прогнозирование
Для обучающихся в заочной форме
По направлению 38.03.01 «Экономика»
Профили «Экономика предприятий и организаций АПК»
ВЫПОЛНИЛ:________________________________________________________________
Проверил: __________________________________________________
Воронеж
2017
Составители:
Яблоновская С. И. – к.э.н., доцент
Козлобаева Е.А.– к.э.н., доцент
Под общей редакцией д.э.н., профессора Загайтова И. Б.
Рецензент: к.э.н., доцент Сабетова Т.В.
Рабочая тетрадь печатается по решению кафедры экономики АПК и методического экономического факультета.
© Загайтов И. Б., 2017.
© Яблоновская С. И., 2017.
© Козлобаева Е.А.,2017.
© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», 2017.
Аннотация
В современных условиях разработка и реализация намеченных планов требуют от руководителей и специалистов всех уровней глубокого понимания происходящих явлений, поиска и приведения в действие резервов повышения эффективности воспроизводства.
Выполнение заданий контрольной работы позволит студентам заочной формы обучения:
— овладеть конкретными приемами разработки прогнозов, планов и целевых программ;
|
— приобрести навыки прогнозирования и планирования развития АПК;
— понять необходимость учета специфики прогноза и планирования хозяйственной деятельности – в зависимости от изменения субординации критериев эффективности социально-экономического развития.
Содержание разделов учебной дисциплины
Тема 1. Сущность, значение, научные основы планирования социально-экономического развития АПК: Планирование как инструмент реализации экономических отношений. Виды планов по масштабности и заблаговременности. Планирование директивное и индикативное. Система плановых показателей. Принципы планирования. Научное предвидение, прогноз и предсказание в процессе планирования. Из опыта организации планирования в АПК
Тема 2. Информационно-методическое обеспечение планирования развития АПК: Определение условий и факторов перспективного развития АПК. Содержание и формирование базы данных для предплановых расчетов.
Обоснование критериев эффективности плановых решений. Структура и субординация показателей планов, с учетом их заблаговременности и масштабности. Методы разработки плановых показателей
Тема 3. Прогноз параметров экономической динамики. Технология «ЗОНТ»: Методы прогноза экономической динамики. Показатели оценки качества и эффективности прогнозов. Прогноз колебаний условий хозяйственной деятельности по технологии «ЗОНТ».
Тема 4. Прогноз параметров социального развития: Взаимосвязь показателей экономического и социального развития. Моделирование динамики социальных процессов. Методы разработки прогноза социальных нормативов.
|
Тема 5. Планирование динамики спроса на продукцию АПК: Условия, определяющие динамику востребованности продукции АПК. Прогноз структуры и объема спроса на продукцию АПК. Оценка вероятности и размера ошибок прогнозов. Разработка вариантов динамики спроса на продукцию. Корректировка предплановых расчетов динамики спроса, с учетом непрогнозируемых показателей предвидений
Тема 6. Планирование динамики ресурсов, необходимых для удовлетворения спроса: Состав и субординация ресурсов, учитываемых в планах развития АПК. Прогностическое обоснование нормативов затрат на производство продукции АПК. Специфика планирования потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.
Тема 7. Планирование устойчивого развития отраслей и АПК региона: Система и субординация социально-экономических критериев целевых программ и планов развития АПК. Балансовое обоснование целевых программ и планов социально-экономического развития. Использование законов устойчивости воспроизводства в планировании развития АПК. Методы программирования (линейное, динамическое, стохастическое), как инструмент совершенствования многовариантного планирования. Корректировка планов, с учетом непрогнозируемых характеристик предвидений. Планирование социально-экономического развития и регулирование хозяйственного механизма. Анализ выполнения планов и методическое сопровождение их корректировок.
Правила выполнения контрольных работ
|
1. Обучающийся выполняет вариант контрольной работы в соответствии с шифром зачетной книжки.
Сумма двух последних цифр шифра зачетной книжки | ||||||||||
Номер вопроса | ||||||||||
Вариант контрольной работы |
2. Работа состоит из одного теоретического вопроса по своему варианту и практического задания.
3. Определив номер вопроса, студент выбирает его название из предложенного перечня вопросов.
4. Перед выполнением каждого задания следует полностью выписать условие.
5. В конце работы следует поставить дату ее выполнения и подпись студента.
6. Получив после проверки контрольную работу, студент должен исправить отмеченные ошибки и недочеты, выполнить рекомендации рецензента, а затем на сессии показать контрольную работу экзаменатору.
.
Работы, выполненные без соблюдения указанных правил, не рецензируются и возвращаются на доработку.
3. Перечень теоретических вопросов для контрольной работы (вопросы к экзамену)
1.Сущность планирования. Виды планов.
2. Этапы плановой деятельности.
3.Эффективность воспроизводства как ориентир планирования
4.Современное состояние и проблемы совершенствования плановой деятельности.
5.Сущность и виды экономического предвидения.
6. Современное состояние и задачи совершенствования предвидения.
7. Экономические законы и их использование в плановой деятельности.
8. Показатели экономического роста
9. Прогноз и планирование экономического роста
10. Пути повышения эффективности прогнозов
11. Метод «ЗОНТ» и потенциал его использования
12. Взаимосвязь показателей экономического и социального развития
13. Объективные экономические законы и предвидение динамики социальных процессов
14. Моделирование динамики социальных процессов.
15. Планирование социальных сдвигов.
16. Сущность и виды экономических патологий.
17. Законы динамики экономических патологий.
18. Планирование локализации экономических патологий в сфере организации производства и обмена.
19. Планирование локализации экономических патологий в сфере распределения и потребления.
20. Сущность продовольственной проблемы.
21. Этапы решения продовольственной проблемы.
22. Законы продовольственного баланса, и учет их в планировании.
23. Пути совершенствования планирования развития продовольственного комплекса в РФ.
24. Сущность и показатели устойчивости воспроизводства.
25. Законы устойчивости воспроизводства и их использование в планировании.
4. содержание контрольной работы и методические рекомендации по ее выполнению
4.1. Теоретический вопрос по варианту
№______
__________________________________________________________________
(номер и название вопроса)
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.2. Практическое задание по варианту
№______
Задача 1. Сформулируйте Концепцию плана развития известного Вам предприятия на ближайшие 5 лет. Чем Вы обосновываете предлагаемые целевые установки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2. Оцените изменение структуры ВВП в России за 20 лет с позиций эффективности управления экономикой. Ваше мнение: в чьих интересах и почему произошли эти изменения.
Таблица 1. Структура ВВП РФ, в %
Показатели | 1990 г. | 2010 г. |
Промышленность | 35,4 | 27,1 |
Сельское хозяйство | 15,0 | 3,3 |
Торговля и финансы | 6,6 | 19,3 |
Операции с недвижимостью | 0,1 | 10,0 |
Налоги | 6,9 | 13,8 |
Прочие (образование, здравоохранение, строительство, транспорт и др. | 36,0 | 26,8 |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3. На основе следующих ниже данных составьте прогноз ВВП России на 2020 г.
Таблица 2. ВВП РФ в млрд долл. (цены 2000 г.)
Год | 1989 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Млрд долл. | |||||||
Год | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Млрд долл. |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4. Составьте прогноз валового сбора зерна на 2016 год и оцените вероятную ошибку прогноза на основе экспертных оценок (табл.3), если известно, что фактическая урожайность в 2015 г. озимой пшеницы – 23 ц/га, ячменя – 21 ц/га. Площади посева озимой пшеницы и ячменя по вариантам контрольной работы представлены в табл. 6 раздела 2.3.
Таблица 3. Исходные данные к задаче
Показатели | Эксперты | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
Экспертные оценки урожайности в 2015 году, ц/га: озимой пшеницы ячменя | |||||
Ошибка прогноза урожайности, %: озимой пшеницы ячменя | |||||
Экспертные оценки урожайности в 2016 году, ц/га: озимой пшеницы ячменя |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 5. Перечислите показатели экономического и социального развития. Какова их взаимосвязь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 6. Какие из экономических патологий: бесхозность, экономический бюрократизм, безработица, инфляция, дифференциальная рента, экономический кризис – Вы считаете наиболее опасными в настоящее время? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 7. Составьте социально-экономическую модель динамики преступности.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 8. На основе анализа следующей ниже таблицы объясните, как изменилось положение с решением продовольственной проблемы в РФ в 1990-2012 гг. Определите, как будет меняться потребление основных видов продовольствия в РФ к 2020 году. Почему?
Таблица 4. Потребление продуктов питания (на душу населения в год)
Виды продуктов | РФ | США | ||
1990 г. | 2012 г. | 1950 г. | 2012 г. | |
Молоко, л | ||||
Мясо, кг | ||||
Яйцо, шт. | ||||
Картофель, кг |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 9. Потребность в основных инвестициях для обеспечения запланированного развития жилищно-коммунального хозяйства на ближайшие 5 лет (2012-2016 гг.) составила 1000 условных единиц. В первый год было выделено из бюджета финансовых ресурсов согласно потребности в них. Три последующих года из-за дефицита бюджетных средств финансирование составило соответственно 90%, 85% и 88% потребностей. Рассчитать изменение устойчивости развития муниципального хозяйства, если бы в 2013 и 2015 гг. потребность в основных инвестициях на жилищное строительство была бы удовлетворена за счет средств населения муниципального района на 10% и 17% соответственно. В соответствии с какими законами происходит изменение устойчивости?
Таблица 5. Оценка устойчивости развития муниципального хозяйства
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Итого |
Вариант I | ||||||
Потребности () | ||||||
Ресурсы (), всего из них бюджетные средства средства населения | – | – | – | – | – | – |
Отклонение | ||||||
Цена отклонения () | х | |||||
Стоимость отклонения | ||||||
Устойчивость (по варианту I) = | ||||||
Вариант II | ||||||
Потребности () | ||||||
Ресурсы (), всего из них бюджетные средства средства населения | – | – | – | |||
Отклонение | ||||||
Цена отклонения () | х | |||||
Стоимость отклонения | ||||||
Устойчивость (по варианту II) = |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________