З. Пространственные представления




3.1 Пространственный гнозис

а) Проба «Зеркальные буквы» (стр. 21) И: «Покажи, какая из букв написана правильно». Более сложным вариантом является нахождение «неправильных» цифр и букв в слогах и словах (стр. 22).

б) Проба «Слепые часы» (стр. 7).

Экспериментатор закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эталон открывается.

Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте ребенка определение часов именно в таком варианте.

в) Проба Бентона (стр. 27-28)

Ребенку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения.

Понятно, что на стр. 28 приведен более сложный вариант; его можно использовать после 7-8 лет.

 

3.2 Самостоятельный рисунок

 

Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка. Цветовые предпочтения в ходе интерпретации приближают следующие тесты к тесту Люшера. Кроме того, анализируются топологические, конструктивные и стилистические особенности рисунка правой и левой рукой.

 

Подробный анализ этой сферы психической деятельности дан в учебно-методическом пособии «Пространственные представления при отклоняющемся развитии» А.В.Семенович, 1997 г.

 

а) Ребенку предлагается (и правой, и левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом, велосипед.

б) Проба «Коврики»

Перед ребенком кладется лист бумаги, сложенный вдвое, на котором изображен большой прямоугольник.

И: «Представь себе, что это коврик. Разрисуй его, пожалуйста».

По завершении раскрашивания одной рукой, лист поворачивается и аналогичная процедура проводится другой рукой.

Вариантом этой пробы является предоставление ребенку листа бумаги без рамки.

в) Проба «Мандала».

Перед ребенком кладется лист бумаги (А4) с нарисованной в центре окружностью диаметром 10 см.

И: «Разукрась (раскрась, разрисуй) это, пожалуйста». На любые вопросы ребенка дается ответ: «Делай, как тебе нравится».

По завершении раскрашивания аналогичный тест проводится другой рукой.

г) Проба «Гомункулус». Выполняется ведущей рукой.

Перед ребенком кладется образец (стр.), скопированный с увеличением в 2 раза.

И: та же, что и в п.в).

По окончании раскрашивания ему предлагаются следующие вопросы:

Кого ты нарисовал? Как зовут?

Сколько лет? Что сейчас делает?

Чем вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие?

Боится ли он чего-нибудь? Где живет? С кем живет?

Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)?

Какое у него настроение? Его самое заветное желание?

Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов?

Какое у него здоровье? Что и как часто болит?

Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?

д) Проба «Рисунок человека».

Выполняется ведущей рукой.

И: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

По окончании предлагаются вопросы, что и в п. г).

3.3 Копирование

 

а) Тест Денманна

Перед ребенком кладется. Альбом (стр. 24) и чистый лист бумаги.

И: «Нарисуй эти фигурки».

Копирование выполняется сначала одной рукой, затем (на новом листе бумаги) — другой. Тест весьма эффективен для исследования процессов копирования до 7 лет.

б) Тесты Тейлора и Рея-Остеррица

Перед ребенком кладется (стр. 25) фигура Тейлора и (ниже) чистый лист.

И: «Нарисуй такую же фигуру.

Для фиксации стратегии копирования ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспериментатор меняет (по порядку цветов радуги). Никаких разворотов «Альбома» не допускается; манипуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. На всем протяжении эксперимента психолог воздерживается от любых замечаний. Полезным бывает отмечать время копирования.

По окончании копирования фигуры Тейлора, ребенку предлагается так же скопировать фигуру Рея-Остеррица (стр. 26) другой рукой.

Тесты применимы с 7 лет.

в) Копирование проекционных изображений Ребенку предлагается правой и левой рукой скопировать «куб» и «дом» (стр. 29).

г) Копирование изображений с поворотом на 180 градусов.

Экспериментатор и ребенок сидят друг напротив друга, между ними лист бумаги. Экспериментатор рисует обращенного к себе схематического «человечка» (стр. 29).

И: «Нарисуй себе такого же «человечка», но так, чтобы ты видел свой рисунок, как я вижу свой».

После того, как ребенок выполнил первый этап задания, дается И: «А теперь у своего я рисую руку; где будет рука у твоего?»

Если ребенок выполняет задание неверно, ему объясняются его ошибки. После полного понимания для копирования предлагается сложный треугольник (стр. 29). И: «Переверни к себе эту фигурку».

Зрительный гнозис.

 

4.1. Восприятие предметных, реалистических изображений.

Перед ребенком открывается стр.1 «Альбома».

И: «Что здесь нарисовано?»

Уже здесь важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии (справа налево и / или снизу-вверх) вектора восприятия.

Далее открывается стр. 2-3 (в развороте) и ребенку предлагается назвать по указанию экспериментатора по 2, потом по 3 изображения, расположенных в разных местах альбома.

4.2. Перечеркнутые изображения. И: та же, что и в п. а). стр. 4-5

4.3. Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения). И: та же, что и в п. а). стр. 6-7

4.4. Незавершенные изображения. И: та же, что и в п. а). стр. 8

4.5. Химерные изображения. И: та же, что и в п. а). В случае, если ребенок не сразу видит «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?» стр. 9-11

4.6. Лицевой гнозис.

Для исследования лицевого гнозиса используются сюжетные картинки из «Альбома», на которых следует опознать пол, возраст, эмоциональное выражение лица.

4.7. Цветовой гнозис.

И: «Какой это цвет?» «Напиши красным (желтым, синим) карандашом».

4.8. Сюжетные картинки «Окно», «Прорубь» (стр. 12-13), серийные (стр. 15-20).

И: «Что здесь случилось?»

 

Слуховой гнозис.

 

5.1. Исследовании слухового гнозиса,

При исследовании слухового гнозиса, можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов и т.д.

5.2. Восприятие ритмов.

И: «Сколько раз я стучу?» (2, 3, 4 удара)

И: «По сколько я стучу?» (по 2, по 3 удара)

И: «Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?»

5.3. Воспроизведение ритмов.

И: «Постучи, как я».

Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам,

заданным в п. б).

 

Память

6.1. Слухо-речевая память.

Эталоны для исследования слухо-речевой памяти представлены на стр.41 («2 группы по 3 слова» и «6 слов») и на стр. 44-46 («Галка и голуби» и т.д.). Ясно, что экспериментатор должен использовать один из наборов, а другие применить, например, для отслеживания ребенка в динамике.

а) 2 группы по 3 слова.

И: «Повтори за мной: дом, лес, кот». Ребенок повторяет. «Повтори еще слова: ночь, игла, пирог». Ребенок повторяет.

Затем экспериментатор спрашивает: «Какие слова были в первой группе?» Ребенок отвечает. «Какие слова были во второй группе?» Ребенок отвечает.

Если ребенок не может развести слова по группам, задается вопрос: «Какие вообще были слова?»

При неполноценном выполнении задания, оно воспроизводится до 4 раз.

После этого проводится гетерогенная интерференция (3-5 минут). Таковой может служить, например, счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение и т.д. По окончании интерферирующего задания, без предъявления, ребенка просят повторить, какие слова были в первой и во второй группах.

Нормативным считается непосредственное полноценное воспроизведение с третьего раза. Прочность слухо-речевой памяти при отсроченном воспроизведении слов считается нормативной, если сделаны 2 ошибки (например, забыты 2 слова, произведены замены на слова, близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по группам).

б) 6 слов.

И: «Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке. Слушай. Рыба, печать, дрова, рука, дым, ком». Ребенок повторяет.

При неудачном воспроизведении тест повторяется до 4 раз.

После чего проводится гетерогенная интерференция (3-5 минут). Таковой может служить таблица умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Щульте (стр.23), попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т.д.

Далее, без предъявления, экспериментатор спрашивает: «Какие слова мы запоминали?» Ребенок отвечает.

Нормативы эффективности выполнения данного теста такие же, как и в п, а), но в качестве обязательного добавляется

условие}держания эталонного порядка слов.

в) Рассказ (стр. 44-46).

И: «Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарайся его пересказать, как можно точнее». Экспериментатор рассказывает один из предложенных в «Альбоме» рассказов. Ребенок повторяет. При неполном пересказе обязательны наводящие вопросы для оценки продуктивности пассивной и активной памяти ребенка.

г) Пиктограмма (стр. 41).

 

6.2 Зрительная память

Эталоны для исследования зрительной памяти представлены на стр. 30 (6 фигур) и стр. 14 («Лето»).

а) 6 фигур (1)

Перед ребенком на 10-15 секунд выкладывается набор из 6 фигур.

И: «Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся, и запомнить как можно точнее».

Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует то, что запомнил. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После чего закрывается и эталон, и то, что нарисовал в первый раз ребенок; весь ряд рисуется заново. При необходимости эта процедура повторяется 4 раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза.

Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20-25 минут без дополнительного предъявления эталона.

И: «Помнишь, мы запоминали с тобой фигурки? Нарисуй их еще раз».

Нормативом здесь считается 2 ошибки (забывание двух фигур, их неверное изображение, утрата порядка),

б) 6 фигур (2).

Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой.

Требуется только одно воспроизведение: после этого через 20-25 минут исследуется прочность их запоминания, как и в п. а).

Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполушарные различия в сфере зрительной памяти.

в) 6 букв.

Инструкция и условия проведения теста, как и в п. а), б). Эталоны для исследования запоминания букв (используется один из предложенных ниже вариантов):

1) Е И Р К Г У

2) Д Я В С Р Л

3) Н Ю Б К И Ь

4) О У З Т Щ Ч

г) Сюжетная картинка «Лето» (стр. 14).

Перед ребенком на 20 секунд кладется картинка «Лето».

И: «Рассмотри внимательно всю картинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать ее».

После чего, эталон убирается, и ребенку задаются вопросы:

Какое время года на картинке?

Сколько там человек?

Что происходит здесь? (указывается левый нижний угол)

Там нарисован пруд; что находится в пруду и рядом с ним?

Какие еще животные и растения есть на картинке?

Кто чем занимается?

Где на картинке заяц и птица с гнездом? (отмечается крестиком на чистом листе бумаги)

Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20-25 минут. Перед ребенком кладется чистый лист.

И: «Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее; можно схематически, можно просто ставить крестики и очертить границы той или иной фигуры или фрагмента».

г) Пиктограммы (стр. 41),

Речевые функции.

7.1. Автоматизированная речь.

 

Ребенка просят перечислить дни недели, месяцы, времена года (в более старшем возрасте - в обратном порядке); посчитать от 1 до 10 и обратно; назвать свой адрес, имя мамы, бабушки и т.п.

 

7.2. Фонематический слух.

 

И: «Повторяй за мной»:

- б-п, д-т, з-с и т.п.; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо;

дочка-точка, бочка-почка, коза-коса;

скороговорки.

Попросите ребенка показать на стр. 2-3 «мяч-меч», «кость-гроздь-гвоздь», «крыса-крыша»; части тела: бровь, ухо-рот, плечо-локоть-глаз.

Дополнительную информации) о состоянии данного и следующего звеньев речевой функции можно получить из речи ребенка, актуально и на следах памяти (литеральные парафазии, неправильные ударения, новообразования и т.п.), в письме и чтении.

 

7.3. Речевая артикуляция и кинетика.

 

И: «Повторяй за мной»:

-б-м, д-л-н, г-к-х; -тпру; слон-стол- стон; би-ба-бо, бо-би-ба; -дом-том, кора-гора, меч-печь; «половник-полковник, полковник-поклонник, сыворотка из-под простокваши.

 

7.4. Номинативная функция.

Ребенка просят назвать предметы из «Альбома» (стр. 1-3): сначала по одному, затем по 2, по 3; назвать части тела, которые вы показываете у него, у себя и на картинке.

Дополнительную информацию даст констатация характерных поисков слова, вербальных парафазии в спонтанной речи, при изложении сюжета картин и т.д.

 

7.5. Понимание логико-грамматических конструкций.

На стр. 43 ребенка просят показать: «бочку за ящиком», «перед бочкой ящик», «в ящике бочку» и т.д.

В более сложном варианте предлагается показать кисточку карандашом, положить ручку справа (слева, под, над) от тетради, карандаш в книгу; держать ручку над головой (слева, сзади и т.д.). Им решается задача: «Колю ударил Петя. Кто драчун?»

И: «Правильно ли я говорю: за летом осень; перед весной лето; облако под землей, над деревом трава?»

 

7.6. Построение самостоятельного речевого высказывания.

Этот аспект речевой функции оценивается по уровню продуктивности спонтанной речи ребенка в беседе, при описании сюжетных картин. Учитывается, насколько он способен к разворачивайте собственной речевой активности, или же его речь носит репродуктивную форму, т.е. выстраивается как ответы на Ваши вопросы.

Письмо и чтение.

8.1. Письмо.

а) Написание отдельных букв и слогов.

б) Списывание и написание слов, упроченных в опыте: собственное имя, «мама», «домашняя работа» и т.д.

в) Написание отдельных слов и словосочетаний: «машина». «Мишина машина»; «гвоздь», «кораблекрушение», «гвоздь-кость», «гвоздь-грусть-гость» и т.п. Сначала задания выполняются в свободном режиме, потом с зафиксированным языком

г) Написание предложений: «Портной строчит строчку», «Устроили экскурсию в Псков», «Лавировали корабли, пока не вылавировали».

 

8.2. Чтение.

а) Прочтение простых и наложенных букв и цифр (стр. 21).

б) Прочтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов и чисел (стр. 22).

в) Прочтение рассказа (стр. 44-46).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: