Гражданин РФ участвует в процедуре референдума на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.




Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме.

7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Несмотря на то, что в действующей Конституции РФ основополагающие принципы избирательного права нашли свое закрепление только применительно к выборам Президента России (ст. 81), имеются все основания утверждать, что эти принципы в одинаковой степени обязательны для всех выборах в РФ.

Мы считаем целесообразным рассмотреть их более подробно:

 
 

· Принципы избирательного права закрепляют основы, на которых базируются механизмы правотворческого регулирования закрепленного Конституцией права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Помимо того, что они лежат в основе законов о выборах, они ещё и служат главными критериями законности и правомерности действий кандидатов, граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и др. участников избирательного процесса, свидетельствуя собой приоритетность правового регулирования отношений, связанных с реализацией и защитой избирательных прав граждан. Юридическое закрепление принципов избирательного права нашло в Конституции РФ, различных федеральных законах, уставах и законах субъектов Федерации, а так же в нормах международного права. Здесь можно выделить 2 группы принципов:

1. Принципы участия российских граждан в выборах непосредственно связаны с содержанием избирательных прав, закрепленных нормативно-правовыми актами и условиями их реализации. Здесь можно выделить принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права, добровольного участия избирателей в выборах, тайного голосования. Однако, как уже упоминалось выше, в действующей Конституции РФ основные принципы участия граждан оговариваются лишь в рамках того, что выборы Президента РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). Поэтому, особое значение приобретает статья 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая предусматривает собой свободное и добровольное участие граждан в выборах всех уровней на основе добровольного и свободного участия в них, при равных избирательных правах, а так же тайности процедуры голосования.

2. Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления(35 лет). При этом гражданин, который достигнет надень голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Этот принцип так же означает, что пол, раса, национальность, происхождение, место жительства, материальное положение и прочие факторы в учет не берутся.

При этом, стоит огласить, что всеобщее избирательное право все таки имеет свои ограничения. Это ряд избирательных цензов, которые в соответствии с нормами права устанавливают ограничения избирательных прав, в соответствии с теми или иными причинами. В этом контексте важно подчеркнуть, что в современных российский условиях установленные избирательные цензы не носят дискриминационных характер, а созданы для обеспечения заинтересованного и осознанного участия граждан в процедуре выборов, а так же с целью исключения злоупотребления избирательными правами со стороны граждан.Выделяют 2 вида ценза: возрастной ценз и ценз оседлости.

Гражданин вправе выдвигать свою кандидатуру и участвовать в качестве кандидата в выборах в том случае, если он достиг возраста 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы 21 года. Законами субъектов РФ так же может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательные органы субъектов и в органы местного самоуправления, который не должен превышать 21 года, на день голосования. А вот установление ценза на максимальный возраст кандидата не имеет и не может иметь место.

Ценз оседлости устанавливается только в рамках Конституции РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. Согласно статье 81 Конституции РФ, ценз оседлости закреплен лишь по отношению к президентским выборам и означает требование к кандидату в виде постоянного проживания на территории РФ не менее 10 лет.

Помимо упомянутых избирательных цензов на содержание всеобщего избирательного права оказывают воздействие и иные ограничительные условия, предусмотренные законодательством о выборах. Эти условия могут касаться как в целом избирательного права, так и активной и пассивной его составляющей в отдельности. Подобные дополнительные ограничения оговорены в статье 32 Конституции РФ и связаны с участием в процедуре выборов лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда или тех, которые признаны судом недееспособными. Однако, граждане признанные ограниченно дееспособными правом участия в выборах обладают.

Согласно 17 статье Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к участию в процедуре выборов в органы местного самоуправления не допускаются военнослужащие, которые проходят военную службу в воинских частях, военных учреждениях и организациях, которые располагаются на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства данных граждан расположено на территории другого муниципального образования.

В качестве дополнительных ограничений пассивного избирательного права можно выделить следующие:

Не могут быть избранными:

§ граждане РФ.имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

§ граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;

§ осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

§ осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

§ подвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

§ лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;

§ гражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, — на соответствующих досрочных выборах;

§ гражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, — на следующих выборах Президента РФ.

Федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд.

· Принцип равного избирательного права предусматривает собой, что граждане на равных правах и основаниях, т.е. каждый гражданин с юридической точки зрения обладает равными возможностями для выдвижения кандидатов, участвовать в процедуре голосования, на равных основаниях участвовать в предвыборной компании и агитации и др. избирательных действиях. Данное равенство достигается прежде всего за счет того, что гражданин может быть включен в списое избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в процедуре голосования только один раз. Каждому гражданину выдается определенное, равное количество бюллетеней. Гражданин не вправе оказывать давление на других участников избирательного процесса.

Привозникновение такой ситуации, когда на выборах в представительный орган власти субъекта РФ или муниципального образования образуются избирательные округа с разным количеством мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов равное числу мандатов, которые распределяются. Это количество голосов равно минимальному количеству распределяемых мандатов, либо равно одному. Благодаря внедрению таких мер, исключается возможность обладания избирателей разного количества голосов.

Так же важно для обеспечения равенства избирательных прав в законодательстве оговорено то, что избирательные округа должны быть равными по числу избирателей. Это способствует достижению равной значимости голосов всех избирателей. При этом «вес» голосов не будет различаться.

· Принцип прямого избирательного права подразумевает собой, что голосование за или против кандидатов проводится непосредственно. Предполагается, что каждый участвует не только непосредственно, но и лично. Согласно статье 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый избирает участвует в процессе волеизъявления лично, и не в праве голосовать за других избирателей.

· Принцип добровольного участия в выборах подразумевает, что никто не имеет права оказывать какое либо влияние на гражданина чтобы склонить его к участию в выборах или неучастию, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Избиратель самостоятельно должен решить участвовать ему в выборах или нет, а так же как он будет голосовать.

· Принцип тайного голосования. Исключает собой какой либо контроль за волеизъявлением избирателей. Соблюдение тайной процедуры голосования является одной из главных задач избирательных комиссий при выборах различных уровней. Однако здесь следует учитывать то, что не смотря на данную обязанность избирательных комиссий, они не могут заставить граждан голосовать в специально предусмотренных кабинах. Гражданин может заполнить свой бюллетень в любом удобном для него месте в пределах избирательной комиссии. Так же следует отметить, что действия граждан при процедуре голосования не должны носить агитационного характера.

· Обязательность выборов. Выборы – единственный законный способ формирования органов государственной власти и органов власти муниципальных образований путем волеизъявления граждан. Выборы должны назначаться соответствующими государственными или муниципальными органами, в соответствии со сроками, установленными законом. Если выборы не назначаются соответствующими органами власти, то решение об их назначение накладывается на соответствующую избирательную комиссию. Если выборы так и не были назначены избирательной комиссией, или такая комиссия отсутствует, в соответствии с 10 статьей Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления собираются заявления по результатам которых, соответствующий суд общей юрисдикции определяет срок проведения процедуры голосования.

· Периодичность выборов. Оговаривает время в рамках которогодолжны истекать полномочия выборных органов и лиц, и как соответствует периодичность назначения процедуры выборов. Эти временные промежутки должны быть оптимальными для обеспечения стабильной работы органов власти и выборных лиц, а так же гарантировать сменяемость и предотвращать слишком длинное обладание полномочиями одних и тех же органов и лиц.

Статья 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет срок полномочий избранных должностных лиц и органов власти, которые составляет не более пяти лет. Периодичность выборов так же достигается путем установления дня голосования, которым является второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки их полномочий. Такой порядок постановки дней голосования так же способствует реализации принципа периодичности.

· Альтернативность выборов. Дает возможность избирателям свободного выбора одного из нескольких кандидатов. Благодаря этому принципу обеспечивается состязательность кандидатов и избирательных объединений.

В качестве дополнительной гарантии свободы волеизъявления избирателей можно определить то, что избранным считается кандидат в том случае, если за него проголосовало не менее 50% от общего числа избирателей, которые приняли участие в голосовании.

· Независимость избирательных комиссий означает, что избирательные комиссии образуются специально для проведения, реализации и защиты граждан при подготовке и проведении процедуры голосования. Созданы системы избирательных комиссий в которые включают: ЦИК (центральная избирательная комиссия), избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (т.е. районные, городские) избирательные комиссии, а так же участковые избирательные комиссии. Каждая избирательная комиссия считается независимой, что обеспечивается следующими условиями:

1. Особый порядок формирования;

2. Ряд полномочий, который наделяет избирательные комиссии исключительными правами в рамках составления списков избирателей для организации и подготовки процедуры голосования, регистрации списков кандидатов и в определении результатов проведенных выборов;

3. Установление определенных ограничений для членов избирательных комиссий (наделение правом решающего голоса);

4. Принятые избирательными комиссиями решения являются обязательными для всех органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, различных учреждений государственного типа, местного самоуправления, кандидатов, избирательных и общественных объединений, организаций и т.д.

5. Расформировать избирательную комиссию возможно лишь в случае принятия судебного решения, в порядке принятом и установленным законом.

Независимость избирательных комиссий в вопросах организации и проведения выборов исключает создание и деятельность подменяющих их органов, препятствующих их законной деятельности. Она также не допускает противоправного вмешательства в деятельность избирательных комиссий, полного или частичного присвоения их статуса и полномочий со стороны каких-либо иных органов и должностных лиц.

Сегодня система избирательных комиссий в России представлена Центральной избирательной комиссией РФ, 83 избирательные комиссии субъектов РФ и более 2,5 тысяч территориальных избирательных комиссий, на федеральных выборах действует более 96 тысяч участковых избирательных комиссий. При этом, важно отметить, что система избирательных комиссий не входит ни в одну из ветвей государственной власти, однако ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов в РФ.

· Гласность. Вся деятельностьизбирательных комиссий при подготовке и проведении выборов (сюда так же включается и подсчет голосов, и установка итогов и результатов голосования) должна осуществляться открыто. Существенное значение для реализации принципа гласности в избирательном процессе имеют указания закона на то, что решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: