Глава 2. Избирательная система РФ




В конце 2013 года российская избирательная система отметила свое 20-летие. Однако за эти годы можно правомерно считать периодом строительства и совершенствования института выборов, накопления опыта, преодоления трудностей.

В настоящее время в России избирательная система смешанного типа (пропорционально-мажоритарная). Важно, на наш взгляд, обозначить тот факт, что полностью по пропорциональной системе проходят выборы депутатов законодательных органов государственной власти десяти субъектов РФ, это: Республика Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Кабардино-Балкарская республика, Чеченская республика, Амурская и Московская области, город Санкт-Петербург, а итак же Ненецкий автономный округ – Югра.

В целом, переход к смешанной избирательной системе показал её положительное влияние на обеспечение чистоты избирательного процесса, постепенно освобождая его от обилия противоправных избирательных технологий. 2008 год – год начала модернизации избирательной системы по инициативе Президента РФ Д.А. Медведева, суть которой он изложил в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию. Они, по словам Д.А. Медведева, расценивались как движение к укреплению представительной демократии и народовластия, совершенствованию избирательного процесса.

Среди наиболее важных новаций, уже внесенных в 2008-2009 годах в российское законодательство о выборах, следует, прежде всего, относить:

1. Увеличение сроков конституционных полномочий Президента РФ и депутатов Государственной Думы РФ с 4 до 6 лет и 5 лет соответственно;

2. Обеспечение гарантий представительства в Государственной Думе интересов избирателей, проголосовавших за партии, не преодолевшие установленный 7-процентный порог для распределения депутатских мандатов (теперь, партии набравшие от 5 до 6 процентов, получают один мандат в Государственной Думе; более 6, но менее 7 процентов – два мандата).

3. Поэтапное снижение минимального количества членов организации, требуемое для регистрации новой политической партии (с 50 тысяч до 45 тысяч членов с 2010 года, а с 2012 года до 40 тысяч). Сюда так же важно отнести и принятые поправки в закон о «политических партиях» 2012 года, касающихся изменения количества партий. На 15 декабря 2014 года их уже насчитывается свыше 70 (75 партий и их региональных отделений).

Модернизация политической системы в РФ продолжается и в настоящее время. Как уже отмечалось выше, изменения коснулись количества политических партий. Однако в наибольшей степени, на наш взгляд, внимание стало уделяться уменьшению возможности сброса бюллетеней и фальсификации результатов выборов в целом. Речь идет о переводе привычной процедуры волеизъявления граждан в более современную, отвечающую веяниям времени – электронном голосовании.

В 2002 г. был принят закон об использовании Государственной автоматизированной системы Российской федерации “Выборы”. ГАС “Выборы” – это автоматизированная система, которая функционирует в рамках государства для реализации информационных процессов в ходе подготовки и непосредственной реализации процедур выборов и референдумов. Она так же собой согласует работу избирательных комиссий разных уровней:“Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме”.

В систему ГАС “Выборы” входят специально разработанные комплексы средств автоматизации. Речь идет о таких комплексах, как КОИБ и КЭГ.

КОИБ представляет собой комплекс обработки избирательных бюллетеней, который осуществляет автоматизированный прием и обработку бюллетеней, автоматически подсчитывает голоса избирателей, а так же печатает протокол об итогах голосования. Представляет собой урну для голосования, с полупрозрачным накопителем для бюллетеней, крышка которого автоматизирована, и включает в себя информационное табло, сканирующее устройство. Пункт 10 статьи 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает правовое использование данных машин непосредственно на выборах и референдумах:
"В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней...”

На сайте Центральной избирательной комиссии, можно подробно рассмотреть из каких частей состоит КОИБ, и как им правильно пользоваться. Там же в открытом доступе имеется текст постановления ЦИК инструкции “О порядке использования комплексов обработки избирательных бюллетеней на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации ”. Там же есть карта территории РФ, на которой изображено количество использующихся КОИБов на выборах в том или ином регионе. На сегодняшний день всего 4828 избирательных участков оснащены КОИБами в 76 субъектах Федерации.

КЭГ – это комплекс для электронного голосования. Если КОИБ для реализации процедуры голосования пользуется уже привычным бумажным бланком, то КЭГ это полностью электронное устройство. Он представляет собой переносное устройство сенсорного голосования, которых состоит из карточки со штрих-кодом, считывателя карт, сенсорного экрана, наушников, контрольной ленты.

Преимущество КЭГа в следующем: электронное голосование можно проводить вне помещения для голосования, дополнительные опции для голосования избирателей с ограниченными возможностями, фиксирование волеизъявления на контрольной ленте, автоматический подсчет голосов.

На сайте ЦИК можно ознакомиться со всем процессом для реализации волеизъявления. Итак, для того чтобы проголосовать с помощью КЭГ, гражданин должен:

· Воспользоваться картой доступа. Специальные карты доступа изготавливаются непосредственно избирательными комиссиями и выдаются гражданам персонально во время проведения процедуры голосования;

· Выбрать бюллетень для осуществления голосования;

· Выбрать кандидата или избирательное объединение;

· Подтвердить свой выбор нажав “да”, или отменить действие нажав “нет”;

· Проверить свой выбор;

· Нажать “да” для подтверждения своего выбора и завершения процедуры голосования.

По окончанию процедуры голосования на участке, КЭГ самостоятельно производит подсчет результатов и печатает протокол об итогах.

Согласно данным ЦИК, КЭГ используется сегодня на выборах в 7 субъектах РФ, в количестве 301 аппарата. Необходимо отметить так же тот факт, что к 2015 году ЦИК планирует ввести электронные системы голосования везде, кроме труднодоступных районов.

 

Список использованной литературы:

1. Айдаров И.Р.: Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ//Ж. История и политология.2008. №3. С 61-63

2. Боярова А.Б.: Выборы глав субъектов РФ в современном российском политическом дискурсе: аргументация «за» и «против»//Ж. Вестник Пермского университета. 2010. Выпуск1(9). С 13-16

3. Геворкян В.В.: Принципы и стандарты функционирования института выборов //Ж. Пробелы в российском законодательстве. 2011. №2. С 44-45

4. Занько Э.Н.: Выборы как основополагающий конституционно-правовой институт// Ж. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №7-2. С 265-270

5. Журавлев В.П.: Современная избирательная система России на пути совершенствования// Ж. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2010. №8. С 128-135

6. Иванов А.В., Тюрин Б.А.: Выборы Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва// Ж. Российский юридический журнал. 2009. №5. С 115-117

7. Кочетков А.И.: Пропорциональная Дума: шаг к авторитаризму или к демократии?// Ж. Современные политические процессы. 2005. Т.3. №1. С 112-116

8. Кулешов Д.А.: Какой путь выбирает сегодня Россия?// Ж. Современные политические процессы. 2005. Т.3. № 1. С 117-122

9. Мармилова Е.П.: Соответствие избирательного законодательства РФ международным стандартам// Ж. Вестник ЧитГУ. 2008. №3 (48). С 65-69

10. Новиков М.С.: Понятие выборов, их значение в механизме народовластия//Проблемы в российском законодательстве. 2009. №1. С 33-36

11. Погорская К.И.: Эволюция избирательной системы: опыт России// Ж. ВГУ. 2012. №5. С59-60

12. Плюснина О.В., Ковяшова И.Н.: Место и роль принципа свободы выборов в системе принципов избирательного законодательства// Ж. Теория и история права и государства. 2014. № 2. С 15-19

13. Рожнева С.С.: Свободные политические выборы и безопасность общества// Ж. Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2013. Т.1. №7. С 39-43

14. Рыжкова О.В.: Выборы в Российской Федерации: новые реалии//2005. Т.3. №1. С 136-139

15. Сафонов В.Е.: Принципы международного права в избирательной системе России// Ж. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012. №4(23). С 24-31

16. Сербин М.В.: Модернизация избирательной системы России в свете послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию 2011 года// Ж. Проблемы в российском законодательстве. 2012. №1. С 8-12

17. Топорков С.С.: Выборы как форма политического участия // Ж. Современные политические процессы. 2005. Т. 3. №1. С 153-159

Халитова А.Х.: О политологическом понимании понятия “выборы”//Ж. Журнал Российского права. 2010. №4. С 25-3

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: