— Пока экскаватор роет котлован, мы поиграем в игру «Запомни и повтори». Послушайте и запомните слова:
Дети запоминают и повторяют слова: стройка, строители, строительство.
— Какие это слова между собой? (Родственные.) Что они называют: предметы или действия? Послушайте и запомните и другие слова: строить, сваривать, сваливать. Что называют эти слова? Послушайте и запомните еще слова: сильный, стальной, стеклянный. Что называют эти слова?
Образование сложных слов (с. 9).
— Экскаватор ковшом набирает землю и высыпает в самосвал. Посмотрите на самосвал в левом верхнем углу страницы. Это сильная машина, она сама сваливает груз. Сложили два слова: сам, сваливать и получилось название машины самосвал.
Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю груз.
—Сложите слова: сам, варит. Какое слово получится?
— Самолет. Это слово тоже сложено из двух слов. Первое слово сам. Назовите второе слово.
— Самокат. Какие два слова сложили?
Звуковой анализ.
— Котлован готов. Надо забить сваи для фундамента. Составим схему слова сваи (Приложение 1).
Логопед на доске, а дети индивидуально составляют схему.
Физминутка.
а) Выполнение движений с речевым сопровождением.
Руки кверхуподнимаем,
Апотом их опускаем.
А сейчас их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
б) Пальчиковая гимнастика «Лесенка».
Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки — готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного пальца правой руки, на него указательный палец левой руки - еще две ступеньки готовы.
Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы — последние. Вот лесенка и построена.
|
Работа над деформированным предложением.
—Сваи забиты. Фундамент готов. А вот машина везет панели для стен дома. Как называется эта машина? Какие слова сложили, чтобы получить слово панелевоз?
—Чтобы построить дом, строители ставят строительные панели по порядку. А вы поставьте по порядку слова и постройте предложение:
В, стекольщик, раму, стекло, вставлять;
Сварщик, трубы, аппарат, сварочный, сваривать;
Кисть, маляр, стены, краска, красить;
Дом, строители, высотный, построить.
После составления каждого предложения логопед демонстрирует сюжетную картинку по содержанию предложения.
7. Дифференциация звуков [с] — [сь].
—Строители потрудились на славу. Дом построен.
—Есть пословица: «Где Дом — там и хозяин». Приехали в дом хозяева-новоселы. Почему их так называют?
Логопед демонстрирует по шесть картинок с изображением мальчиков и девочек.
— В доме два подъезда. В первый подъезд поселились новоселы, в имени которых звук [с], а во второй подъезд — новоселы, в имени которых звук [сь]. Определите, кто в каком подъезде живет?
Дети по одному выходят к доске, берут картинку с изображением ребенка. Логопед называет имя. Дети по наличию звуков [с], [сь] в слове определяют, кто в каком подъезде живет.
Арсений Александр Ксения
Стае Василий Софья
Сергей Оксана Максим
Лариса Семен Руслан
Итог занятия.
— Новоселы довольны работой строителей. И мы хорошо сегодня потрудились: построили дом.
Тот, кто что-то людям строит,
Тот чего-нибудь да стоит.
|
ЗАНЯТИЕ №53
Тема: буквы С, с.
Цель: закрепить звуки [с], [сь]; познакомить с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу и синтезу односложных слов; формировать навык чтения слогов со стечением согласных; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: картинка «Лес», картинки с изображением животных, кассы букв, альбом 2.
Ход занятия
1. Организационный момент.
«Гимнастика для ума ».
— Отгадайте слово. Оно начинается со звука [с] или [сь].
— Высокое, стройное хвойное дерево.
— Самая болтливая птица.
— Ночная птица.
— Число, следующее за числом шесть.
— Очень полезная птица с желтой грудкой.
— Цвет моря.
— Регулирует движение на перекрестке.
— Усатая рыба.
— Какая птица не летает, а быстро бегает?
— Что видим, когда спим?
— Предмет обуви.
— Насекомое, напоминающее вертолет.
2. Повторение характеристик звуков [с], [сь].
— Сегодня мы отправимся в путешествие на санях. Отгадайте, куда мы поедем.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели.
(Лес)
— Какой последний звук в слове лес? Расскажите об этом звуке? Расскажите о звуке [сь].
Знакомство с буквами С, с.
— Кто повезет нас в зимний лес? Буква С.
Логопед демонстрирует буквы.
— Сколько элементов у буквы С? Прочитайте буквы. Поставьте буквы С, с в кассы букв.
Сели в сани, покатили.
Ну-ка, ветер, догони!
Звуко-буквенный анализ.
Звучит спокойная музыка.
—Мы приехали в зимний лес. Прислушайтесь... Присмотритесь повнимательней... Как красиво вокруг! Здравствуй, лес! Идем по лесу. Впереди бежит буква С. Смотрите, кто это? Буква С встретилась с гласной А. Какой слог образовали буквы?
|
—Составьте в кассе слог СА. Прочитайте.
—Ой! Мелькнула между соснами рыжая пушистая лиса.
На доске изображен лес. Логопед дополняет картину леса картинкой с изображением лисы (соболя, суслика, синицы).
— Идем дальше. Встретила буква С гласную О.
Дети составляют слог СО.
— По веткам соболь пробежал.
— Вышли на поляну. Встретили гласную У.
Дети составляют слог СУ.
— Прислушайтесь, как посапывает в норке пятнистый суслик.
— Пошли дальше. На пеньке мы увидели букву Я.
Дети составляют слог СИ.
— Тут же желтогрудая синичка пролетела, звонко засвистела. На сугробе мы увидели букву Ы.
Дети составляют слог СЫ.
— Тут снег посыпал. Сыплет, сыплет снег пушистый. Сели мы в сани и поехали обратно. Едем, видим на суку сосны висит табличка.
На табличке нарисован сук. Составьте в кассе слово сук. Надо превратить слово сук в слово сом. Превращать надо постепенно, меняя в слове только одну букву.
Сук — сок — сом
Физминутка.
а) «Дует ветер».
Дует ветер нам в лицо, | Произвольные взмахи руками. |
Закачалось деревцо. | Наклоны туловища влево — вправо. |
Ветер тише, тише, тише, | Руки медленно опустить вниз. |
Деревцо все выше, выше. | Руки вверх, потянуться. |
б) «Лесорубы» (см. конспект № 45).
Закрепление (с. 8).
—Снег сыпать перестал. И последние его снежинки легли буквой. Какой? Посмотрите в левый верхний уголок страницы.
—Изобразите букву С с помощью пальцев рук.
—Прочитайте буквы в голубой рамочке.
—Посмотрите на картинку. На что похожа буква С?
—Солнышко светит ослепительной красой. Направила буква С солнечные лучи на гласные буквы. Подружите букву С с гласными буквами.
Чтение.
В лесу зимнем побывали,
А слова не прочитали.
а) Чтение слов друг за другом, по цепочке.
Задание после чтения первого столбика слов: прочитайте слово, называющее насекомое.
Задание после чтения второго столбика слов: прочитайте название посуды.
— Прочитайте название дерева.
б) Чтение слогов со стечением согласных.
— Сначала прочитайте слоги без буквы С. Теперь прочитайте их с буквой С. Придумайте с этими слогами слова, называющие действия.
в) Чтение текста.
Дети читают текст по предложениям, объясняя смысл каждого предложения. Вопросы после чтения: Когда сова спит? А что она делает ночью?
Итог занятия.
— Стоит, спит... Какие еще слова, называющие действия, начинаются с буквы С?
ЗАНЯТИЕ № 54
Тема: буквы С, с (закрепление).
Цель: закрепить звуки [с], [съ], буквы С, с; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв С, с, слогов, двусложных слов; уточнить употребление предлогов с, со; обучать составлению предложения по схеме и схемы предложения с предлогами с, со; развивать мышление.
Оборудование: детали для аппликации снеговика, цепочка, тетради, ручки, карандаши, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
Чтение по цепочке слогов со стечением согласных и дополнение их до слова, называющего действие: СВА, СНО, СПУ, СМА, СТА, СВИ, СПА, СПИ, СМУ, СТО, СКУ, СКА.
Загадка.
Раз — комок, два — комок.
Нос морковкой и горшок.
Во дворе мы были
И кого слепили?
(Снеговика)
— Мы сегодня на занятии «слепим» снеговика.
У каждого ребенка по одной детали для аппликации снеговика. По мере выполнения задания дети составляют снеговика.
Повторение.
— Какой первый звук в слове снеговик? Расскажите о нем. Какой буквой он обозначается? Выложите ее на столе цепочкой.
Ставится первый ком снеговика.
Письмо.
а) Письмо букв С, с.
Ставится второй ком для снеговика.
б) «Узнай слово и допиши недостающий слог».
В тетрадях детей напечатаны слоги.
КО...(СА), НО... К, У...,...МКА,...ТО.
Ставится третий ком для снеговика.
в) Решение кроссворда (с. 8).
Ставится четвертая деталь снеговика.
Отгадывание ребусов.
а) «Носок».
б) — Поставьте буквы в свои фигуры и прочитайте слово. (Аист).
Ставится пятая деталь снеговика.
Физминутка.
«Снежинки кружатся» (см. конспект № 51)
Имитация движений зимних забав детей: ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в снежки. Ставится шестая деталь снеговика.