В) Игра «Запомни и повтори».




— Пока экскаватор роет котлован, мы поиграем в игру «Запомни и повтори». Послушайте и запомните слова:

Дети запоминают и повторяют слова: стройка, строители, строительство.

— Какие это слова между собой? (Родственные.) Что они называют: предметы или действия? Послушайте и запомни­те и другие слова: строить, сваривать, сваливать. Что на­зывают эти слова? Послушайте и запомните еще слова: сильный, стальной, стеклянный. Что называют эти слова?

Образование сложных слов (с. 9).

— Экскаватор ковшом набирает землю и высыпает в са­мосвал. Посмотрите на самосвал в левом верхнем углу стра­ницы. Это сильная машина, она сама сваливает груз. Сло­жили два слова: сам, сваливать и получилось название ма­шины самосвал.

Самосвалом я зовусь,

Сам я сваливаю груз.

—Сложите слова: сам, варит. Какое слово получится?

Самолет. Это слово тоже сложено из двух слов. Первое слово сам. Назовите второе слово.

Самокат. Какие два слова сложили?

Звуковой анализ.

— Котлован готов. Надо забить сваи для фундамента. Со­ставим схему слова сваи (Приложение 1).

Логопед на доске, а дети индивидуально составляют схему.

Физминутка.

а) Выполнение движений с речевым сопровождением.

Руки кверхуподнимаем,

Апотом их опускаем.

А сейчас их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

б) Пальчиковая гимнастика «Лесенка».

Ноготь большого пальца левой руки ложится на подуше­чку большого пальца правой руки — готовы первые две сту­пеньки. На большой палец левой руки ложится кончик ука­зательного пальца правой руки, на него указательный па­лец левой руки - еще две ступеньки готовы.

Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы — последние. Вот лесенка и построена.

Работа над деформированным предложением.

—Сваи забиты. Фундамент готов. А вот машина везет па­нели для стен дома. Как называется эта машина? Какие сло­ва сложили, чтобы получить слово панелевоз?

—Чтобы построить дом, строители ставят строительные панели по порядку. А вы поставьте по порядку слова и по­стройте предложение:

В, стекольщик, раму, стекло, вставлять;

Сварщик, трубы, аппарат, сварочный, сваривать;

Кисть, маляр, стены, краска, красить;

Дом, строители, высотный, построить.

После составления каждого предложения логопед демонстриру­ет сюжетную картинку по содержанию предложения.

7. Дифференциация звуков [с] — [сь].

—Строители потрудились на славу. Дом построен.

—Есть пословица: «Где Дом — там и хозяин». Приехали в дом хозяева-новоселы. Почему их так называют?

Логопед демонстрирует по шесть картинок с изображением мальчиков и девочек.

— В доме два подъезда. В первый подъезд поселились но­воселы, в имени которых звук [с], а во второй подъезд — новоселы, в имени которых звук [сь]. Определите, кто в ка­ком подъезде живет?

Дети по одному выходят к доске, берут картинку с изображени­ем ребенка. Логопед называет имя. Дети по наличию звуков [с], [сь] в слове определяют, кто в каком подъезде живет.

Арсений Александр Ксения

Стае Василий Софья

Сергей Оксана Максим

Лариса Семен Руслан

Итог занятия.

— Новоселы довольны работой строителей. И мы хорошо сегодня потрудились: построили дом.

Тот, кто что-то людям строит,

Тот чего-нибудь да стоит.

 

ЗАНЯТИЕ №53

Тема: буквы С, с.

Цель: закрепить звуки [с], [сь]; познакомить с их графиче­ским обозначением; обучать звуко-буквенному анализу и синтезу односложных слов; формировать навык чтения слогов со стечением согласных; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: картинка «Лес», картинки с изображением животных, кассы букв, альбом 2.

Ход занятия

1. Организационный момент.

«Гимнастика для ума ».

— Отгадайте слово. Оно начинается со звука [с] или [сь].

Высокое, стройное хвойное дерево.

Самая болтливая птица.

Ночная птица.

Число, следующее за числом шесть.

Очень полезная птица с желтой грудкой.

Цвет моря.

Регулирует движение на перекрестке.

Усатая рыба.

Какая птица не летает, а быстро бегает?

Что видим, когда спим?

Предмет обуви.

— Насекомое, напоминающее вертолет.

2. Повторение характеристик звуков [с], [сь].

Сегодня мы отправимся в путешествие на санях. Отга­дайте, куда мы поедем.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели.

(Лес)

— Какой последний звук в слове лес? Расскажите об этом звуке? Расскажите о звуке [сь].

Знакомство с буквами С, с.

— Кто повезет нас в зимний лес? Буква С.
Логопед демонстрирует буквы.

— Сколько элементов у буквы С? Прочитайте буквы. По­ставьте буквы С, с в кассы букв.

Сели в сани, покатили.

Ну-ка, ветер, догони!

Звуко-буквенный анализ.

Звучит спокойная музыка.

—Мы приехали в зимний лес. Прислушайтесь... Присмот­ритесь повнимательней... Как красиво вокруг! Здравствуй, лес! Идем по лесу. Впереди бежит буква С. Смотрите, кто это? Бук­ва С встретилась с гласной А. Какой слог образовали буквы?

—Составьте в кассе слог СА. Прочитайте.

—Ой! Мелькнула между соснами рыжая пушистая лиса.

На доске изображен лес. Логопед дополняет картину леса кар­тинкой с изображением лисы (соболя, суслика, синицы).

— Идем дальше. Встретила буква С гласную О.

Дети составляют слог СО.

— По веткам соболь пробежал.

— Вышли на поляну. Встретили гласную У.

Дети составляют слог СУ.

— Прислушайтесь, как посапывает в норке пятнистый суслик.

— Пошли дальше. На пеньке мы увидели букву Я.

Дети составляют слог СИ.

Тут же желтогрудая синичка пролетела, звонко засви­стела. На сугробе мы увидели букву Ы.

Дети составляют слог СЫ.

— Тут снег посыпал. Сыплет, сыплет снег пушистый. Се­ли мы в сани и поехали обратно. Едем, видим на суку сосны висит табличка.

На табличке нарисован сук. Составьте в кассе слово сук. Надо превратить слово сук в слово сом. Превращать надо по­степенно, меняя в слове только одну букву.

Суксоксом

Физминутка.

а) «Дует ветер».

Дует ветер нам в лицо, Произвольные взмахи руками.
Закачалось деревцо. Наклоны туловища влево — вправо.
Ветер тише, тише, тише, Руки медленно опустить вниз.
Деревцо все выше, выше. Руки вверх, потянуться.

б) «Лесорубы» (см. конспект № 45).

Закрепление (с. 8).

—Снег сыпать перестал. И последние его снежинки лег­ли буквой. Какой? Посмотрите в левый верхний уголок страницы.

—Изобразите букву С с помощью пальцев рук.

—Прочитайте буквы в голубой рамочке.

—Посмотрите на картинку. На что похожа буква С?

—Солнышко светит ослепительной красой. Направила буква С солнечные лучи на гласные буквы. Подружите бук­ву С с гласными буквами.

Чтение.

В лесу зимнем побывали,

А слова не прочитали.

а) Чтение слов друг за другом, по цепочке.

Задание после чтения первого столбика слов: прочитайте слово, называющее насекомое.

Задание после чтения второго столбика слов: прочитайте название посуды.

— Прочитайте название дерева.

б) Чтение слогов со стечением согласных.

— Сначала прочитайте слоги без буквы С. Теперь прочи­тайте их с буквой С. Придумайте с этими слогами слова, на­зывающие действия.

в) Чтение текста.

Дети читают текст по предложениям, объясняя смысл каждого предложения. Вопросы после чтения: Когда сова спит? А что она делает ночью?

Итог занятия.

Стоит, спит... Какие еще слова, называющие дейст­вия, начинаются с буквы С?

 

ЗАНЯТИЕ № 54

Тема: буквы С, с (закрепление).

Цель: закрепить звуки [с], [съ], буквы С, с; совершенство­вать звуко-буквенный анализ; формировать навык пись­ма букв С, с, слогов, двусложных слов; уточнить употреб­ление предлогов с, со; обучать составлению предложения по схеме и схемы предложения с предлогами с, со; разви­вать мышление.

Оборудование: детали для аппликации снеговика, цепочка, тетради, ручки, карандаши, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

Чтение по цепочке слогов со стечением согласных и дополнение их до слова, называющего действие: СВА, СНО, СПУ, СМА, СТА, СВИ, СПА, СПИ, СМУ, СТО, СКУ, СКА.

Загадка.

Раз — комок, два — комок.

Нос морковкой и горшок.

Во дворе мы были

И кого слепили?

(Снеговика)

— Мы сегодня на занятии «слепим» снеговика.

У каждого ребенка по одной детали для аппликации снеговика. По мере выполнения задания дети составляют снеговика.

Повторение.

— Какой первый звук в слове снеговик? Расскажите о нем. Какой буквой он обозначается? Выложите ее на столе цепочкой.

Ставится первый ком снеговика.

Письмо.

а) Письмо букв С, с.

Ставится второй ком для снеговика.

б) «Узнай слово и допиши недостающий слог».

В тетрадях детей напечатаны слоги.

КО...(СА), НО... К, У...,...МКА,...ТО.

Ставится третий ком для снеговика.

в) Решение кроссворда (с. 8).

Ставится четвертая деталь снеговика.

Отгадывание ребусов.

а) «Носок».

б) — Поставьте буквы в свои фигуры и прочитайте слово. (Аист).

Ставится пятая деталь снеговика.

Физминутка.

«Снежинки кружатся» (см. конспект № 51)

Имитация движений зимних забав детей: ходьба на лы­жах, катание на коньках, игра в снежки. Ставится шестая деталь снеговика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: