Раздел II. Профессиональные предпочтения учащихся 10-го класса вспомогательной школы




Этапы проведения исследования профессиональных предпочтений учащихся 10-го класса

Исследование проводилось в период с 06.04.2009г. по 17.04.2009г. во вспомогательном классе общеобразовательной школы №45 города Луганска. Было охвачено 8 школьников, обучающихся в 10-В классе, из них: 7 мальчиков и одна девочка. Были обследованы школьники 17-ти- 19-ти летнего возраста с диагнозами легкая степень умственной отсталости.

В данной части работы ставились следующие задачи: изучение специфики профессиональных предпочтений у умственно отсталых подростков; сравнение уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся 10-го класса вспомогательной школы.

Для работы по означенному направлению была составлена специальная программа, состоящая помимо индивидуальных бесед, из двух диагностических методик - опросника профессиональных интересов и анкеты "Хочу. Могу"

Известно, что интерес к определенному объекту или действию является сильным побудителем личности к активной деятельности, способствует качественному усвоению знаний, компенсации и коррекции отклонений в развитии, стимулирует работоспособность, помогает приобретать самостоятельные знания и умения, необходимые для получения образования и овладения допустимыми профессиями.

Программа исследования предусматривала выявление интереса к отдельным видам трудовой деятельности, с этой целью был применен "Опросник профессиональных интересов".

Опросник профессиональных интересов представляет собой упрощенный опросник военно-профессиональной пригодности, разработанный 178 научно-практическим центром Военно-медицинской академии. Упрощение заключается в следующем: из опросника были исключены вопросы, характеризующие нервно-психическую устойчивость и направленность на военную службу в целом; вопросы, характеризующие направленность на должности класса "связи и наблюдения" были заменены вопросами, носящими прикладную направленность. После обработки опросник стал насчитывать 63 вопроса, характеризующих профессиональные интересы по пяти шкалам (водительские, руководящие, операторские, технологические прикладные, технологические технические).

На каждый вопрос можно было дать один из четырех вариантов ответов (категоричные "Да", "Нет"; более свободные "Скорее всего, да", "Скорее всего, нет"). Непосредственное выполнение методики начиналось только после небольшой тренировки по выполнению и получения подтверждения, что процедура выполнения понятна ученикам. Следующий этап исследования предусматривал изучение уровня притязаний и самооценки умственно отсталых учащихся. Для этого использовалась специально разработанная анкета, применяемая в исследованиях Н. И. Букуна, А. И. Иваницкого и др. [4; 76]. Выполнение методики проводилось в три этапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся было предложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотят стать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотят научиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно было дописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить название специальностей, по которым ученик мог бы работать. В этом столбике предлагались только доступные для учащихся специальности, но, как и во втором столбике, можно было дописать внизу свой вариант.

 


Результаты исследования

При анализе результатов, полученных с помощью индивидуальных бесед и примененных методик подтвердились данные, полученные различными исследователями.

У учащихся 10-го класса наибольшую выраженность имеют интересы, направленные, в основном, на прикладные виды труда, к которым относятся доступные умственно отсталым подросткам профессии.(схема 1)

Данные анкеты "Хочу. Могу." позволяют выявить несоответствие между приобретенными умениями и выбором будущей профессии. Так ученики, обучающиеся швейному делу в центре профессиональной реабилитации инвалидов, хотят стать поварами и каменщиками; в третьем пункте анкеты также указывают, что могут работать по специальности каменщика, и ни один не указал на специальность швеи.

Из учеников, которые осваивают профессию плотника только один выбрал ее для себя, остальные хотят стать водителями и один директором. Этот учащийся аргументировал свой выбор тем, что "директору ничего не надо делать, только командовать". В анкете он указал, что может работать по всем предложенным специальностям, при беседе аргументируя свой выбор ответом "Я все могу", хотя и указал, что хочет многому научиться. Остальные адекватно оценили свои умения и навыки и выбрали специальности, которыми их обучают в школе. У них, высокий уровень притязаний вступает в противоречие с уже ставшей адекватной оценкой собственных возможностей. Также надо отметить, что ни один ученик на вопрос "Кем я мог бы работать?"не дописал в пустой графе свой вариант.

У учащихся диапазон интересов охватывает известные им профессии или те, о которых они имеют более конкретное представление. В основном это профессии материального производства, сферы обслуживания. Но и в этой группе только 14% тех, кто выбирал будущую профессию, исходя из приобретенных знаний, умений и навыков.

Старшеклассники, начинают задумываться над своей будущей специальностью, соотносить свои мечты со своими возможностями - 21% старшеклассников дали неопределенные ответы о своей будущей профессии.

Одна из трудностей приспособления выпускников вспомогательной школы к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. В подобном случае можно говорить о неадекватности этих личностных качеств действительному положению вещей. Как правило, учащиеся с завышенной самооценкой имеют и завышенный, неадекватный своим возможностям уровень притязаний, что сказывается на выборе будущей профессии.

Слабоуспевающий подросток, как показали проведенные исследования, в ряде случаев считает себя намного сильнее, чем это есть на самом деле, и у него возникает негативное отношение к заниженным, с его точки зрения, заданиям. У части хорошо успевающих школьников наблюдается обратное явление, если они не уверены в своих силах, то иногда робеют перед любыми трудностями.

Если говорить об уровне притязаний, касающихся будущей профессии, то исследования показали, что у подавляющего большинства школьников среднего звена мечты о будущей профессии не основываются на реальных возможностях, дети уверены, что они могут многое, даже с уже имеющимся запасом знаний и умений. Одна из причин этого - отсутствие работы по профессиональной ориентации среди учащихся среднего звена вспомогательной школы. Их знания о различных специальностях ограничены и часто случайны.

Анализируя результаты, полученные с помощью индивидуальных бесед и примененных методик можно сказать, что у учащихся 10-го класса сохраняется достаточно высокий уровень притязаний, но самооценка более приближена к адекватной, что порождает противоречие между желаниями и возможностями, и как следствие, сомнения в своих силах.

Делается вывод о том, что профессиональные интересы школьников с умственной отсталостью односторонние, недостаточно развит круг профессий, избираемый испытуемыми, ограничивается теми профессиями, с которыми их знакомят на уроках, рассказывали родители, наиболее доступные им. Многие испытуемые не строят определенных планов на будущее, в отличие от нормально развивающихся сверстников, которые положительно оценивают свои возможности в выбираемой ими профессии. На этом этапе особую важность приобретает профессиональная консультация и индивидуальный подход со стороны учителя труда. Занятия по трудовому обучению способствуют выработке правильной самооценки и определяют, в известной мере, уровень притязаний умственно отсталых детей.

В результате бесед с педагогами и учащимися установлено, что на характер трудоустройства и обучения после школы в определенной мере оказывают влияние семейные традиции, профессии родителей.

Некоторые родители неправильно оценивают возможности и способности своих детей и, соответственно, ориентируют их на недоступную деятельность или на другие профессии, не вполне соответствующие специальным способностям ребенка.

Подводя итог данного раздела, можно сказать, что с возрастом профессиональные предпочтения умственно отсталых учащихся становятся более адекватными. В старших классах несколько чаще происходит совпадение профессионального интереса с выбором специальности, что связано с проведением целенаправленной работы по профессиональной ориентации. Но формирование профессионального самоопределения является достаточно долговременным процессом, поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. Только тогда умственно отсталый ребенок, опираясь на помощь взрослого, сможет выбрать для себя профессию, отвечающую его интересам и адекватную его возможностям.

Знание профессиональной направленности личности, ее способностей и подготовленности, а также методов изучения личности поможет преподавателям, мастерам трудового обучения и лицам, занимающимся консультацией, в решении главной задачи, состоящей перед ними – воспитанию психологической готовности школьника к труду и выбору профессии.

Схема 1

(Результаты диагностики профессиональных интересов учащихся 10-В класса, школы №45)

 

Багряков А. Мельник В.

Моргунов А. Крюков А.

Пристинский В. Сулименко А.


Чернов С. Краснова Н.

Распределение интересов по видам профессий у учащихся 10-го класса.

По оси Х – виды профессий (водительские, руководящие, операторские, технические, прикладные); по оси У – значения показателей в стенах


Заключение

По данным многих исследований, число детей, с нарушениями психофизического развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительное изучение всех особенностей развития таких детей.

Готовность к самостоятельной жизни предполагает, что молодой человек правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу, любит и умеет трудиться и т. д. Характерная черта ранней юности - выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. То есть это план жизненного самоопределения, план того, чего человек хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.

Одной из важнейших проблем в подготовке умственно отсталых детей к самостоятельной трудовой деятельности является формирование профессионального самоопределения, адекватного трудовым возможностям данной категории граждан.

Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, по которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.


Выводы

При проведении исследования цель была достигнута, т.е. были изучены особенности профессиональных предпочтений у подростков 10-го класса вспомогательной школы, что позволило сделать следующий вывод: неадекватность профессиональных предпочтений тем существеннее, чем больше нарушение познавательной и эмоционально-волевой сферы. Из этого следует, что введение направленных профориентационных занятий способствуют более адекватному самоопределению умственно отсталых подростков.

При анализе исследования было выявлено, что учащиеся вспомогательной школы сталкиваются со значительными трудностями в профессиональном самоопределении. Успешное преодоление этих трудностей требует комплексного подхода, предусматривающего совершенствование всей системы, профессиональной ориентации и профессионально-трудового обучения и воспитания во вспомогательных школах, а также использование эффективных форм и методов активной адаптации выпускников школ в условиях современного производства. В связи с этим необходимо решить следующие основные задачи:

Обеспечение специальных школ квалифицированными кадрами учителей трудового обучения (олигофренопедагогами);

Привлечение родителей к работе по профориентации;

Расширение числа видов труда в учебно-производственных мастерских;

Улучшение профессионально-трудовой подготовки учащихся, осуществляемой в школе;

Улучшение оборудования учебных мастерских;

Приближение трудового обучения к конкретным условиям производства;

Увеличение сроков производственной практики и проведение ее на будущих местах работы, что позволит ориентировать производственные коллективы на правильное отношение к выпускникам вспомогательных школ, поможет создать благоприятный для них производственный микроклимат;


Литература

1. Барановский А.Б., Потапенко Г.М., Щекин Г.В. Система методов профессиональной ориентации.–К., 1991.

2. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. – М., 1981.

3. Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология, 1990. – № 3.

4. Букун Н. И., Даний А. И., Иваницкий А. И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ. – Кишинев, 1990.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – К., 1989.

6. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии./Под ред. С.Н. Чистяковой. – М., 1989.

7. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/Под ред. В.В. Воронковой. – М.,1994.

8. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду//Дефектология, 1986. – №6.

9. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – К., 1988.

10. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – М., 1999.

11. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.– М., 1969.

12. Дьяченко Н. Н. Профессиональное воспитание молодежи. – М., 1978.

13. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1988.

14. Кравалис Я.Я. Правильный выбор профессии во вспомогательной школе - залог успешной подготовки детей к жизни.//Дефектология, 1976. – № 5.

15. Копылова Т. Г., Лашина О. Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида//Дефектология, 2006. – №5.

16. Липа В.А. Основы коррекционной педагогики. – Донецк, 2002.

17. Максименко С.Д., Бондарь В.И., Бех И.Д. Психология формирования трудовых умений школьников. – К., 1980.

18. Методика трудового обучения с практикумом/Под ред. Д.А. Тхоржевского. – М.,1987.

19. Мирский С.Л. Методика профессионально- трудового обучения во вспомогательной школе. – М., 1980.

20. Мирский С. Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы.//Дефектология, 1989. – № 3.

21. Павлютенкова Е.И. Профориентация учащихся. – К., 1983.

22. Пастухов В. Правові проблеми ринку праці в Україні //Право України. — 1996. — № 5.

23. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002.

24. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка./А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова. — М., 1985.

25. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996.

26. Рейда К.В. Виховання готовності учнів допоміжної школи до самостійної праці засобами виробничого навчання // Дефектологія, 2003 – № 1.

27. Рейда К.В. Готовність учнів допоміжної школи до самостійної праці // Дефектологія, 2003. – № 2.

28. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

29. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности. - Алма-Ата, 1990.

30. Слабнина Е. В. Профориентационные технологии (формы, виды и категории населения). – Саратов, 2002.

31. Степанский В.И., Юркевич В.С. Психолого-педагогические основы профессиональной ориентации школьников. – М., 1987.

32. Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе. – К.,1976.

33. Хохліна О.П. Психолого-педагогічні основи колекційної спрямованості трудового навчання учнів з вадами розумового розвитку.- К.,2000.

34. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация: организация и управление. – М., 1987.

35.Шаленко М.Е. Сучасні тенденції розвитку ринку праці України // Економіка України. — 1996. — № 9.

36.Шинкаренко В. А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. - Минск, 1990.

37. Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология, 1996. – № 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: