Лекция 20. ФК в различные периоды жизни людей.




Вопросы:

1. Краткая характеристика содержания курса и организации учебного процесса и контроля его результатов.

2. Принципы занятий фк.

3. Периоды жизнедеятельности.

4. Характеристика видов ФК в различные периоды жизни людей.

5. Система физического воспитания.

1. Курс предусматривает создание у студентов представлений и формирование умений применять закономерность дифференцированного подхода к методике занятий физическими упражнениями в зависимости от закономерностей онтогенеза (индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения, претерпеваемые им от момента зарождения до окончания жизни), его индивидуально-типологических особенностей, условий жизни и деятельности человека.

Задачи курса:

1. Сформировать знания об основах теории и методики физической культуры в различные периоды жизнедеятельности.

2. Научить использовать знания, полученные при изучении различных наук о человеке, при организации физкультурной деятельности в различных сферах деятельности людей.

3. Подготовить студентов к прохождению педагогической практики.

4. Сформировать начальные представления и умения осуществлять научно-исследовательскую работу в сфере знаний в области ФК.

Курс включает 14 лекций и 17 практических занятий. Аттестация в форме экзамена и курсовой работы. Для допуска к экзамену необходимо иметь оценки за курсовую работу и УИРСы.

2. Принципы занятий фк.

Принципы формирования физической культуры человека - это исходные идеи, теоретические положения регламентирующие все основные стороны педагогического процесса в сфере физической культуры. К наиболее общим (социальным) принципам относят:

· принцип гармонического развития личности;

· принцип связи с жизнедеятельностью;

· принцип оздоровительной направленности.

Принцип гармонического развития личности. Суть данного принципа заключается в том, что физическая культура в жизни человека должна занимать место соразмерное, с одной стороны, - с потребностями общества, а с другой, - с интересами самой личности,

Требования принципа гармонического развития личности:

I. Формирование физической культуры личности должно идти сопоставимо с другими сторонами воспитания. Реализацией этого требования является комплексное развитие интеллектуальных, физических, нравственных и эстетических основ личности. Недопустимо одностороннее развитие физических начал человека в ущерб его духовным качествам.

II. Педагогический процесс должен обеспечить всесторонность физического воспитания. Из этого следует, что в процессе физического воспитания следует использовать такие педагогические воздействия, которые гарантировали бы целенаправленное развитие всех основных физических способностей и формировали бы важнейшие двигательные умения и навыки. Преимущественно это проявляется в органическом единстве общей и специальной физической подготовки.

III. В течение всей жизни человека должны постоянно использоваться разнонаправленные формы педагогических воздействий. Данное требование основывается на учете объективных закономерностей онтогенеза (индивидуальное развитие организма) человека и проявляется в определенной последовательности решения воспитательных и образовательных задач физического воспитания, определяемой полом, возрастом, особенностями жизнедеятельности и другими факторами.

принцип связи с жизнедеятельностью высвечивает прикладную функцию физической культуры в обществе, - подготавливать членов общества к деятельности в сфере производства, а при необходимости, - к участию в военно-боевых действиях.

Требования принципа связи с жизнедеятельностью:

I. Формирование физической культуры личности должно направляться на создание психофизиологических предпосылок к жизнедеятельности. Из этого следует, что при разработке и реализации программ физического воспитания необходимо определяющее внимание уделять становлению и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, а также развитию основных физических способностей.

II. Педагогический процесс должен способствовать освоению новых форм двигательной деятельности. Данное требование установлено в силу того, что все возможные условия жизнедеятельности предусмотреть невозможно. Поэтому рациональнее на основе разностороннего физического образования, воспитания координационных и других двигательных способностей, расширения функциональных возможностей организма создавать предпосылки для освоения новых видов деятельности.

III. Педагогические воздействия, направленные на формирование физической культуры личности, должны производить прикладной эффект. В этой связи необходимо использовать средства соотносящиеся (медико-биологически, биомеханически, психологически и д.р.) с основной (настоящей или будущей) деятельностью человека.

принцип оздоровительной направленности - физическая культура должна содействовать укреплению здоровья.

Требования принципа оздоровительной направленности:

I. Формирование физической культуры личности должно соотноситься с ее психофизиологическими возможностями. Реализацией этого требования является построение процесса физического воспитания с учетом поло-возрастных особенностей организма и уровня физического развития и подготовленности человека.

II. Педагогический процесс должен планироваться и регулироваться в соответствии с научно-обоснованными подходами к укреплению здоровья. При этом первостепенное значение имеют методические принципы физического воспитания, а также объективные данные различных видов контроля (педагогического, медико-биологического, биомеханического, психологического и др.),

III. Возможность использования в занятиях любого педагогического воздействия должна определяться его оздоровительной ценностью. Данное требование предполагает, что любое средство или метод перед применением должны быть оценены на предмет их влияния на состояние здоровья человека.

Все перечисленные принципы формирования физической культуры личности органически взаимосвязаны и содержательно перекликаются друг с другом. Их реализация происходит параллельно вне зависимости от контингента занимающихся.

3. Возраст – это период развития, который характеризуется специфическими задачами освоения различных форм культуры с помощью качественно новых типов деятельности. Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень развития индивида и его развитие как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с развитием индивидуальных особенностей. Это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Новый тип строения личности и деятельности, происходящий в зависимости психофизических и социальных изменений, которые впервые возникают в данный период и определяют сознание, отношение к окружающей действительности, внутреннюю и внешнюю жизнь и весь ход развития человека (Выготский Л.С.)

Структура возраста включает в себя характеристику социальной ситуации развития ребенка, ведущий тип деятельности, основных психических новообразований возраста. Динамика обеспечивается противоречием новыми требованиями социальной ситуации и несоответствия психического развития. Разрешение противоречия происходит за счет возникновения новообразований.

Периодизация необходима для совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью гармоничного развития личности, создания педагогических методик и технологий, позволяющих наиболее эффективно и быстро решать все многообразие педагогических задач.

0-10 дней – новорожденный

1 месяц-1 год – грудной (младенчество)

1 – 3 года - раннее детство (преддошкольное детство)

4 – 7 лет (3-6)– первое детство (дошкольный возраст)

8 – 11 лет (6-10) – второе детство (младший школьный возраст)

12-15 лет (10-15) – подростковый (средний школьный возраст)

16 – 20 лет – юношеский: 15-17 - старший школьный возраст (1-ая юность)

17 - 21 – 2-ая юность

21 – 35 лет - зрелый (1 период)

36 – 55 (женщины), 60 (мужчины) лет - зрелый (2 период)

61-75 лет – пожилой

76 – 90 лет – старческий

Более 90 – долгожители

Ведущими типами деятельности, как основного стимула развития, в различные периоды являются:

Младенчество – установка эмоциональных (чувственных) контактов.

Раннее детство – освоение форм и способов общения с окружающей действительностью через предметно-манипулятивную деятельность.

Первое детство – ориентация в функциях и отношениях через игровую деятельность.

Младший школьный возраст – усвоение теоретических форм мышления, оперирование знаниями в процессе учебной деятельности.

Средний школьный возраст – определение степени участия во многих социально-значимых деятельностях, реализация самостоятельности.

Старший школьный возраст – выбор профессии и ценностных ориентиров через учебную деятельность.

Юношеский - выбор спутников жизни, поиск своей индивидуальности.

Зрелость – достижение максимального результата на избранном пути.

Пожилой – анализ прожитого и его оценка.

Старческий - поддержание жизненных сил и активности.

4. Физическое воспитание: 0-21год.

Спорт - 4 – 35 лет.

Рекреация – 6-60.

Реабилитация -60 и более.

5. Физическое воспитание (физкультурное образование) – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и нравственного подрастающего поколения. ФВ – вечная категория, существующая со времен возникновения человеческого общества, т. к. является необходимым условием общественного производства и жизни человека.

В современном мире ФВ существует в определенной системе, которая включает в себя научно-методические основы этого вида физкультурной деятельности, а также организации и учреждения, осуществляющие его.

Система ФВ направлена на подготовку подрастающего поколения к дальнейшей самостоятельной жизнедеятельности в конкретных социально-экономических условиях.

Задачами ФВ является:

1. Сформировать достаточный двигательный опыт.

2. Обеспечить всестороннее психофизическое развитие.

3. Укреплять здоровья и формировать здоровый образ жизни.

4. Воспитывать духовно богатых, социально активных и нравственно устойчивых людей.

5. Формировать специальную систему знаний, обеспечивающих устойчивый интерес и мотивацию к занятиям ФК.

Система ФВ состоит из:

Физическое воспитание в семье, в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), общеобразовательных учреждениях, в профессиональных начальных, средних и высших учебных заведениях, в вооруженных силах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: