«Лопаточка».
«Обними языком верхнюю губу».
«Чашечка».
3. Знакомство со звуком [ш].
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Шар)
Шар воздушный, шаловливый
Залетел под колесо,
Лопнул, хлопнул — вот и все.
—Шар лопнул, послышалось: ш-ш-ш-ш.
4. Анализ артикуляции звука [ш].
— Произнесите звук [ш], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят вверх, образуя щель с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается.
— Расскажите, какой это звук? Звук [ш] всегда только твердый.
5. Упражнение в произношении звука [ш].
—«Мышка шуршит» — произношение прерывистого звука ш-ш-ш.
— «Лес шумит» — длительное произношение звука шшш.
—«Прогоним воробьев»: кыш, кыш.
—«Гусь шипит»: ша — ша— ша
шо — шо — шо
шу — ша — шо
ши — шу — ша
6. Закрепление звука [ш] (с. 32)
а) — Посмотрите, как лопнул шар. Что послышалось, когда он лопнул? Какую фишку держит Юпик? Почему он держит одну фишку?
б) Игра «Сигнальщики».
— Поднимите фонарик, если услышите в слове звук [ш]:
шар воздушный
хвостик шипит
лопнувший выпускает
синий шаловливый
в) Выделение звука [ш] из состава слова.
—Посмотрите на картинку: собака держит шары. По первым звукам названий картинок отгадайте, как зовут собаку? (Шарик.)
—Шарик держит шары. Что нарисовано на розовом (желтом, голубом) шарике? Где стоит звук [ш] в этих словах?
—Обозначьте место звука [ш] в схеме слова.
—Назовите одним словом, что нарисовано на шарах.
г) Упражнение в произношении скороговорки.
— Юпик тренируется в произношении скороговорки. Потренируемся и мы.
|
Даша под душем
Моет шею и уши.
Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика «Шарик».
Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел — Стал он тонкий и худой. | Все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение. |
б) Имитация движений.
Логопед читает стихотворение. Дети имитируют движения.
Шарик, шарик мой воздушный, Непоседа непослушный! | Подкидывают шарик то левой, то правой рукой. |
Шарик круглый, шарик гладкий, Шарик тонкий, шарик мягкий. | Описывают руками круг. Трогают шарик, гладят. |
Я на шарик нажимаю, | Нажимают. |
И из рук он вылетает Вверх. Но я его поймал, Нитку к пальцу привязал. | Поднимают руки кверху, «ловят» шарик. «Наматывают» нитку. |
Вправо — шарик, влево — шарик, Мой светящийся фонарик! | Руки параллельно вправо и влево. |
Дай, тебя я обниму | Обнимают шарик. |
И к щеке своей прижму. Ты меня не покидай, Будь со мной, не улетай! | Прижимают к щеке. |
Составление предложения по схеме.
— Рассмотрите схему предложения внизу страницы. Сколько слов в предложении? О чем (о ком) рассказывается в этом предложении?
— Составьте предложение по схеме о шубе (о мышке, о камыше).
Звуковой анализ.
— Составьте схему слова шуба (мышка, камыш). (Приложение 1) Где стоит звук [ш] в этих словах?
Развитие фонематического слуха. Игра «Подбери рифму».
У детей по одной картинке для подбора рифмы:
шишка кошка подушка рубашка
|
мышка картошка лягушка ромашка
вышка гармошка пушка неваляшка
Логопед называет слова: малышка, мошка, катушка, кашка, а дети по картинкам называют рифмующееся слово.
Итог занятия.
Детям предлагается найти по сюжетной картинке слова со звуком [ш].
—Какой мы звук изучали?
—Что особенного узнали о нем?
ЗАНЯТИЕ № 77
Теща: звук [ш] (закрепление).
Цель: закрепить звук [ш]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании относительных прилагательных, в изменении существительных и прилагательных по падежам, в подборе родственных слов, в передаче повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации; развивать мышление.
Оборудование: игрушки: кукла, мышка, кошка, собака, мишка; индивидуальные схемы, предметные картинки, альбом 2.
Ход занятия
1. Организационный момент. «Гимнастика для ума».
— Отвечайте на вопрос словом, начинающимся со звука [ш].
—Головные уборы. (Шапка, шляпа.)
—Число больше пяти. (Шесть.)
—Часть колеса. (Шина.)
—Как подает голос змея? (Шипит.)
—Плод хвойного дерева. (Шишка.)
—Настольные игры на клетчатой доске. (Шашки, шахматы.)
—Там учатся дети. (Школа.)
—Часть тела между головой и туловищем. (Шея.)
—«Узкий», а наоборот? (Широкий.)
—Колючки у розы. (Шипы.)
2. Повторение характеристики звука [ш].
— Расскажите о звуке [ш].
3. Упражнение в произношении звука [ш].
—Сегодня мы побываем в гостях у куклы Маши.
—Отгадайте, кто еще был у нее в гостях.
Под полом таится,
Кошки боится. (Мышь).
Логопед демонстрирует игрушку-мышь.
— Мышь выразительно пела.
Дети воспроизводят слоговый ряд с разной интонацией.
|
—Утверждала: уш-ош-аш.
—Радовалась: шва-шво-шву!
—Спрашивала: ша-шо-шу?
— Послушайте стишок. Скажите, кто еще пришел в гости к Маше?
У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Выложила кашу в плошку
И накормила кошку.
Логопед демонстрирует игрушку-кошку.
—Назовите слова из стихотворения со звуком [ш].
Дети заучивают стихотворение.
—Вспомните, как звали собаку с шарами. (Шарик.)
—Он тоже пришел в гости к Маше.
Логопед демонстрирует игрушку-собаку.
Звуковой анализ.
а) Выделение звука из состава слова.
—Определите место звука [ш] в словах: мышь, кошка, Шарик.
—Мышь, кошка и Шарик принесли Маше подарки.
На доске картинки.
— Назовите их.
шоколад машинка
шары - карандаш
ландыш неваляшка
— Определите место звука [ш] в этих словах. По месту звука [ш] в названии гостей и подарков определите, кто из, них что принес.
б) Составление схемы слова.
— Доскажите словечко, узнаете, кто еще гостил у Маши.
Пыхтит, как пышка,
Косолапый... (мишка)
Логопед демонстрирует игрушку-мишку.
— Составьте схему слова мишка (Приложение 1).