Отдел организации медико-профилактической работы
И психологической помощи
Психологическая служба
Отчет по социальному опросу среди студентов КФУ, приуроченному к Международному дню отказа от курения (15 ноября)
В период со 2 по 13 ноября 2018 года Психологической службой КФУ был организован и проведен социологический опрос среди студентов КФУ, посвященный Международному дню отказа от курения, который отмечается ежегодно 15 ноября. Целью данного опроса являлся мониторинг позиции студентов КФУ к проблеме табачной зависимости, способам ее профилактики и снижения распространения данной зависимости, а также определение степени информированности студентов по данной проблеме.
1. В социологическом опросе приняло участие 953 респондента. Все 100% опрошенных являются студентами Казанского федерального университета. 67,7 % опрошенных – представители женского пола, 32,3% опрошенных – представители мужского пола (диаграмма 1).
Диаграмма 1.
2. Соотношение данных обучающихся по курсам показали что, 46,3 % являются студентами 1 курса бакалавриата; 12,4% - студенты 2 курса
бакалавриата; 16,3% - студенты 3 курса бакалавриата; 5% - студенты 4 курса бакалавриата; 0,8% - студенты 5 курса бакалавриата; 2,6% - студенты 1 курса магистратуры; 3% - студенты 2 курса магистратуры; 9,3 % - студенты 1 курса специалитета; 2,7% - студенты 2 курса специалитета; 0,1% - студенты 3 курса специалитета, 0,4% - студенты 4 курса специалитета, 0,1% - студенты 5 курса специалитета, 0,4% - студенты 6 курса специалитета, 0,4% - аспиранты (диаграмма 2).
Диаграмма 2.
3. Статистики по институтам распределились следующим образом: 2,8% - ИМиМ им.Н.И. Лобачевского; 9,1% - ИПиО; 13 % - ИМОИиВ; 12,7% - ИФМиБ; 12,8% –ИВМиИТ; 4,1% – ВШИТиИС; 7,9% - ХИ им.А.М.Бутлерова; 10,4% - ИФиМК им.Льва Толстого;13,9% – ИУЭиФ; 1% – ИСФНиМК; 1,6% –ИИ; 3,6% –ЮФ; 0,1% –ИЭиП; 4% –ИГиНГТ; 3% - ИФ (диаграмма 3).
|
Диаграмма 3.
4. На вопрос, «Курите ли Вы?» 80,7% респондентов ответили – Нет.
19,3% ответили – Да (диаграмма 4).
Диаграмма 4.
5. На вопрос, «По каким причинам Вы курите?» 51,6% из тех, кто курит, ответили, что делают это из-за стресса; 21,6%– под влиянием дурного примера; 16% курят из-за любопытства; так же из других вариантов ответов были такие как: «курю за компанию с другими», «из-за скуки», (диаграмма 5).
Диаграмма 5.
6. На вопрос «Как окружающие относятся к тому, что Вы курите?» 13% курящих ответили, что положительно; 34,2% – отрицательно и 52,7% ответили, что окружающие относятся к этому нейтрально (диаграмма 6).
Диаграмма 6.
7. На вопрос «Как Вы относитесь к проблеме табакокурения в России?» 46,7% респондентов ответили, что отрицательно; 44,7%– нейтрально; 3%– положительно, из других предложенных ответов были такие как «Это личное дело каждого», «Это естественное явление» (диаграмма 7).
Диаграмма 7.
8. На вопрос «На сколько Вы удовлетворены системой профилактики табачной зависимости в России?» 54,6% респондентов ответили, что не удовлетворены; 36,4% – частично удовлетворены; 9%–полностью удовлетворены (диаграмма 8).
Диаграмма 8.
9. На вопрос, «Какие бы вы предложили способы профилактики табачной зависимости в России?» были получены следующие варианты ответов: Полностью запретить курение и продажу табачных изделий– 26%; увеличить стоимость сигарет–20%; Увеличить информацию о вреде курения (антиреклама) – 11%; введение мероприятий, направленных на профилактику табакокурения среди населения–12%; увеличить пропаганду ЗОЖ– 11%; повысить штрафы за курение–14%; воздержались от ответа–6% (диаграмма 9).
|
Диаграмма 9.
По результатам проведенного социологического опроса можно сформулировать следующие рекомендации, направленные на большее и эффективное информирование учащихся студентов и проблеме табакокурения:
1. Необходимо проводить больше научно-популярных лекториев, дискурсов с молодежью, которые отражали бы следующие темы:
a) Негативное влияние курения на здоровье и жизнь человека;
b) Разрушение мифов о положительных сторонах сигарет;
c) Что такое ЗОЖ? В чем его плюсы и есть ли они вообще?
d) Что такое «табачная зависимость»?
e) Причины табачной зависимости.
f) Статистика табачной зависимости в РФ, мире.
g) Методы профилактики табачной зависимости.
2. Необходимо проводить целенаправленную пропаганду здорового образа жизни среди обучащейся молодежи, начиная с младших классов. Немалую роль здесь играют семья, общество и среда, которые окружают ребенка в период его становления и развития.
3.Среди мер, способных препятствовать курению, особое место занимают спортивно-массовые мероприятия, которые развивают чувство коллективизма, ответственности, силу воли, что в свою очередь, способствует преодолению трудностей и достижению победы.
4. Организовывать чаще и по возможности повсеместно психологические тренинги, направленные на раскрытие потенциала личности, а так же кураторские часы, круглые столы, киноклубы, мастер-классы, для студентов КФУ, направленные на профилактику зависимостей и пропаганду здорового образа жизни.
|
Все выше перечисленные виды мероприятий можно проводить как в комплексе, так и по-отдельности.