Этапы реализации проекта
1этап – мотивационно - ориентировочный (подготовительный).
Мотивом для творческой, познавательно-исследовательской деятельности дошкольника для нас, педагогов является развивающая и воспитательная задача, а для ребенка это «проблемный вопрос», который он сам «придумал» и «озвучил». Здесь мы обращаем внимание на то, что проблема, лежащая в основе, должна быть «четкой», то есть ребенок должен иметь объективную возможность ее разрешить. И для нас это важно, так как, определяя свою проблему, ребенок перестает быть исполнителем отдельных заданий. Он может осмысленно двигаться вперед, ощущая свою значимость, имея возможность выбрать свой путь.
Этап – поисковый
В результате вопросно – ответной беседы, организованной педагогом, составляем план работы по каждой теме исследования.
В некоторых случаях этот план непосредственно связан с вопросами, на которые ребенку нужно ответить. Но зачастую детям бывает необходимо определить какими знаниями, умениями, материалами они обладают для решения своей проблемы. Для них задаем вопросы: что им необходимо выяснить, чему научиться, какую работу выполнить, что для этого потребуется? На этом этапе задание и разные виды работ стараемся распределить в соответствии с детскими интересами, их возможностями, приоритетами их развития. Здесь же детьми выдвигаются гипотезы и составляются планы - действий, которые мы стараемся сделать наглядными. Это нужно для того, чтобы сохранить в сознании детей задуманное, помнить проблему своей работы.
Этап – практический
Научить детей с помощью определенных заданий планировать свою предстоящую работу, организовывать совместную работу в паре, в группе, т.е. работать в команде. А так же не отступать от намеченного плана.
Мы предлагаем детям следующие комбинации вопросов: с чего стоит начать работу; что тебе кажется важным: быстрота выполнения, аккуратность, интересно, красота; как ты будешь действовать, расскажи по порядку; что тебе пригодиться для твоей работы?
Гипотеза:
Если мы создадим психолого – педагогические условия для организации мини- музея «Волшебный камень магнит», то у детей:
· Возникает устойчивый интерес к изучению данной темы в различных видах деятельности:
· Сформируются навыки исследовательской деятельности:
· Повысится социальная активность, умение работать в коллективе детей и в конечном итоге это приведет к повышению познавательной активности детей, формированию первоначальных навыков исследовательской деятельности.
Применение разнообразных эффективных методов по ознакомлению со свойствами магнита, повышает интерес детей к окружающей действительности, стремление к самостоятельному познанию.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Задачи для педагогов:
1. На основе изученных проблем детей поставлена цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждение плана с родителями).
3. Составление плана-схемы проекта.
4. Сбор, накопление материала.
5. Включение в план схему проекта совместной деятельности, экспериментов и других видов детской деятельности.
6. Обогащение предметно-развивающей среды
7. Создание мини-музея «Волшебный камень магнит»
8. Выпустить фотоальбом «Зачем нужен магнит»;
9. Пополнение картотеки опытов и экспериментов новыми материалами;
10. Презентация проекта.
Задачи, поставленные для детей:
1. Закрепить знание детей магните (Что такое магнит? Как появился магнит? Какие бывают магниты? Свойства магнита, эксперименты с магнитом).
2. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
3. Развивать связную разговорную речь детей, активизируя новыми словами (магнит, притягивает, отталкивает, магнитное поле)
4. Формировать исследовательские навыки.
5. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делится информацией, участвовать в совместной опытно – экспериментальной деятельности.
6. Пробуждать желание работать совместно с родителями.
Задачи, поставленные для родителей:
1. Помочь детям получить необходимую информацию по теме проекта.
2. Участие в организации мини-музея «Волшебный камень магнит»;
3. Оформление фотоальбома «Зачем нужен магнит»;
4. Активное участие в обогащении предметно-развивающей среды;
5. Сбор, накопление материала
Сила магнита |
Что такое магнит? |
Свойства магнита |
Полюса магнита |
Магнит притягивает железные предметы |
Форма магнита |
Магнитное поле |
Техника |
В промышлености |
История появления магнита |
Применение |

Медицина |
В быту |
Презентация проекта «Волшебный камень магнит»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирование представлений о магните, истории появления магнита, его свойстве, использование в медицине, технике, быту и в группе.
Задачи:
· систематизировать знания детей о магните,познакомить с историей появления «магнита»; формирование представлений о свойствах «магнита»;актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;
· развивать логическое мышление, коммуникативные навыки; формировать знания детей на основе наблюдений, экспериментирования, делать выводы, обобщения, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук;
· воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами, воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества;
Ожидаемый результат:
· дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
· Научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
· смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.
Оборудование: «волшебный» клубочек, ноутбук, проектор, посылка со звуковым письмом и «волшебным камнем», шапочки, магниты, карточки с изображением предметов, рукавички, металлические предметы, емкость с водой.
ХОД ООД
- Уважаемые гости сегодня мы пригласили вас на презентацию проекта «Волшебный камень магнит». Мы с ребятами длительное время знакомились с магнитом, изучали свойства магнита, исследовали магнит, и сегодня мы покажем наш результат.
Организационный
Ребята, заходят в зал под музыку.
(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и построится в круг)
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.
2. Посылка от почтальона.
- Ребята, на пороге в ваш детский сад я повстречала почтальона, он передал посылку для детей старшей группы «Почемучки»
(Дети садятся на ковер и рассматривают содержимое посылки.)
Воспитатель удивляется необычному камню и предлагает прослушать звуковое письмо.
3. Письмо от Лунтика.
«Здравствуйте, ребята! Однажды на тропинке я нашел этот камень. Мои друзья сказали, что он не простой, а волшебный. Я знаю, что вы много занимаетесь и многое уже умеете. Помогите мне узнать, как называется этот камень, почему его называют «волшебным» и зачем он нужен. Жду вашего ответа. Ваш Лунтик».
- Ребята, как мы сможем помочь Лунтику?
- Я предлагаю вам исследовать камень Лунтика, все о нем узнать и отправить ему такое же звуковое письмо.
-Давайте внимательно рассмотрим камень, присланный Лунтиком. Как он называется? (Ответы детей)
(Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)
- А (имя ребенка) расскажет нам, что такое магнит…
Магнит – это камень, который умеет притягивать металлические предметы. У магнита есть северный и южный полюс. Даже если разломить магнит, у него все равно будет северный и южный полюсы. Магнит притягивает только предметы, сделанные из железа и стали. Область вокруг магнита называется магнитным полем. Это зона, в которой действует сила его притяжения. Сила, которая притягивает предметы, называется силой магнита.
Чтение стихотворения «Магнит»:
С мамочкой мы мастерицы:
Занимаемся шитьем.
То иголочками, то спицей
Целый день одежду шьем.
А вчера совсем случайно
Потеряли мы иглу.
Целый день ее искали
И придумали игру.
Если мы возьмем магнит-
Он и тянет, и манит.
Отыскали все под лавкой
И колечки, и булавку.
Даже в щелях и в пыли
Гайки папины нашли.
Получился целый праздник.
Вот такой магнит-проказник!
- Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Одну старинную легенду о появлении магнита нам расскажет
Легенда о появлении магнита
- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Воспитатель: На один вопрос Лунтика мы уже ответили – этот камень называется магнит.
Воспитатель:
Ребята, мы с вами в группе изучали долгое время магнит. Скажите, какими свойствами обладает магнит?
- Уважаемые гости предлагаю посмотреть фотографии как дети изучали свойства магнита в группе.
Просмотр фотографий «Экспериментирование с магнитом»
Воспитатель: А чтобы ответить на второй вопрос Лунтика «Почему камень называют волшебным» предлагаю послушать наших юных исследователей в лаборатории.
4. Лаборатория.
«Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит».
- Что мы знаем о свойствах магнита?
- Как эти свойства можно проверить?
Вот мы и сейчас проверим. «Важное дело – Эксперимент!
В нём интересен нам каждый момент».
Опыт № 1 «Магнит притягивает металлические предметы»
«У меня случилась неприятность. Моя собачка стащила у меня все металлические детали перепутала их с пластмассовыми, резиновыми и деревянными, и спрятала их под кровать.
Я очень расстроилась, так как сама не могла справится, но мама предложила взять магнит и разобрать их. Я сначала удивилась, как это камень может мне помочь? Мама сказала: чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит.
Вот я сейчас и проверю. «Важное дело – Эксперимент!
(Лиза берет магнит и самостоятельно извлекает с его помощью из коробки железные предметы.)
В коробочке осталось предметы из дерева, резины, пластмассы, бумаги, потому, что они не притягиваются к магниту, они не сделаны из магнитных металлов
Опыт № 2 «Форма магнита и его сила»
Я хочу рассказать о форме магнита и его силе.
Магниты бывают разных размеров и форм: в форме подковы, прямоугольника и круга.
Я взял одну коробку и положил в неё монеты. В две другие коробки положил гвозди и скрепки. Если взять магнит в форме подковы и поднести его к каждой из коробок, можно увидеть, сколько предметов притянулось к нему. Также можно использовать прямоугольный и круглый магниты и увидеть сколько предметов притянулось к каждому из магнитов.
Магнит в форме подковы притягивает больше предметов, чем прямоугольный. А прямоугольный больше, чем круглый магнит.
Опыт № 3 «Полюса магнита»
“Я очень люблю играть с магнитом. Я даже придумал машину на магните.” (ребенок показывает игрушечную машинку с прикреплённым магнитом.) “Когда я подносил магнит к машине. Машина двигалась вперёд. (Показ ребенком)
Но однажды, машина стала двигаться в другую сторону. (Показ ребенком) “Магнит сломался,” – решил я и очень расстроился. Мама мне рассказала, что у магнита есть разные полюса. Когда сближаем одинаковые полюсы – машинка отъезжает. Когда сближаем разные – то машинка подъезжает. Вот я сейчас поднесу магнит к машинке, а вы догадайтесь – это были разные или одинаковые полюса.
6. Динамическая пауза «Волшебный камень»
- А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.
(Воспитатель предлагает образовать круг и сообщает детям, что он будет в роли магнита. Показывая карточку с изображением металлического предмета, дети подбегают к воспитателю, а если воспитатель показывает карточку с изображением другого предмета – дети отбегают от него).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у магнита есть поле? Наверное, на этом поле растут злаки?
Магнитное поле
На магнитном поле злаки не растут. Магнитным полем называется пространство около магнита. У Земли Тоже есть магнитное поле – как – будто внутри её огромный магнит
Фокусы.
Воспитатель: А сейчас я хочу вас позабавить.
(Воспитатель демонстрирует ёмкость с водой, в которую опускает скрепку).
1.«Достань скрепку»
Я загадаю вам одну очень интересную загадку: «Как, не намочив руки, достать скрепку из воды?»
Для того чтобы достать скрепку из воды, нужно прислонить магнит к стеклу на уровне скрепки. После того как она приблизится к стенке стакана, медленно двигать магнит вверх. Скрепка следует за магнитом. Её можно легко достать, не замочив руки.
Значит у магнита есть сила, он действует сквозь стекло и воду.Так происходит из – за подводного магнетизма. Магнитная сила действует также под водой.
2.Волшебная рукавичка
- Ребята, а теперь я вам покажу фокус. Он называется «Волшебная рукавичка»
(Воспитатель одевает две рукавички, в одной из которой лежит магнит и проводит над металлическими предметами сначала одной рукавичкой, где нет магнита, а затем второй, где есть магнит. К рукавичке с магнитом притянулись все предметы).
- Как вы думаете, ребята, почему предметы прилипли к рукавичке?
- Молодцы, ребята! Вы уже многое знаете о магните.