ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
На 2015-2016 учебный год
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»
План по самообразованию
Вид проекта: долгосрочный (сентябрь – май), познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Источники самообразования:
· методическая литература,
· интернет ресурсы,
· обмен опытом на базе «Детский сад №10 «Созвездие» МДОУ.
ПРОГОНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Прежде всего, сформированы коммуникативные навыки общения детей, повышен уровень мотивации к занятиям, расширен круг знаний об окружающем мире. Словарный запас выведен на более высокий уровень. Совершенствованы лексико-грамматические средства языка. Дети умеют рассказывать по схемам описаниям и мнемотаблицам, переводить графические символы в «живые» слова. Тем самым развито их внимание, мышление, память и, конечно же, речь. Повышен интерес детей к художественной литературе. Повысилась заинтересованность родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Родители включены в коррекционно-педагогический процесс.
Актуальность. Существует множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем. Уровень развития речи детей в дошкольном возрасте различен. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. А уж что говорить об описательной речи это явление очень редкое. Нарушение экспрессивной речи наблюдается у большинства детей. Отсутствие образной речи, богатой синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, разучивании стихов, пословиц, поговорок.
|
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, уметь описать предмет связно и последовательно, уметь рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложный процесс. Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также для достижения наилучших результатов используются нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.
|
Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Чтобы помочь детям в этом, на занятиях по развитию речи используются схемы описание: для составления описательных рассказов о диких и домашних животных, птиц, растений, при составлении рассказов о временах года, о явлениях природы. Удобно использовать: схемы описание, мнемотаблицы.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, придерживаться его последовательности, удерживать лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание,сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
|
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по- своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах произведений художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
1.Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
2.Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
3.Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Цель обучения мнемотехнике - развитие психических процессов - памяти,
мышления, воображения, внимания. - ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1.Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
2.Формирования навыков перекодирования информации, то есть преобразования абстрактных символов в образы.
3.Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4.Развитие творческих способностей, фантазии.
5.Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".А также для составления описательных рассказов по лексическим темам.
Гипотеза исследования: целенаправленная и систематическая работа по использованию карточек-схем в воспитательно-образовательном процессе, как элемента мнемотехники, представляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности младших дошкольников.
Объектом являются дети второй младшей группы.
Предметом исследования является процесс развития связной описательно – повествовательной речи детей младшего дошкольного возраста с методами мнемотехники.
Цель: Развитие связной речи детей с помощью схем, описание и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей. Использование моделирования при обучении детей связной речи.
Задачи:
• Развитие связной монологической речи.
• Обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды)
Формы работы.
МЕСЯЦ | РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ | РАБОТА С ДЕТЬМИ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
Сентябрь | Подбор материала по данной теме: «Использование моделирования при обучении детей связной речи»; Постановка целей и задач по данной теме. | Заучивание стихотворения Н.Нищевой «Компот» Используя моделирование облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текста стихотворения. | Консультация для родителей Как учить ребенка описывать увиденное? Консультация на тему «Развиваем память ребёнка» |
Октябрь | Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Осень» Используя моделирование облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текста стихотворения, формировать приемы работы с памятью. | Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами» | |
Ноябрь | Подготовить консультацию для педагогов «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста» | Пересказ сказки «Курочка Ряба» Задачи:Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов. | Подготовка памяток для родителей. Информационный стенд «Что такое мнемотехника?» |
Декабрь | Подготовка доклада к педсовету. «Развитие связной речи младших дошкольников с применением наглядного моделирования и графических схем», выступление на педагогическом совете. | Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» Формирование умения детей запоминать стихотворение по схемам рисункам. | Папка передвижка Составляем и используем мнемотаблицы дома. |
Январь | Заучивание стихотворения В. Петрова «Дед мороз прислал нам елку» Формирование умения детей интонационно передавать настроение. | Консультация для родителей Развиваем и обогащаем словарный запас детей. | |
Февраль | Составление описательного рассказа «Зима» с опорой на картинно-графическую схему Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью воспитателя. | Папка - передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям (стихи, рассказы, сказки). | |
Март | Заучивание отрывка стихотворения З. Александровой «Мой мишка» Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью воспитателя, пополнять и активизировать словарный запас детей | Индивидуальные консультации родителей по интересующим их вопросам. | |
Апрель | Составление описательного рассказа «К нам идет весна» Используя моделирование облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текста стихотворения, формирование приемов работы с памятью. | Пересказ сказки «Репка» Формирование умения детей пересказывать сказку опираясь на таблицу (мнемосхемам, описывать животных) | Памятка для родителей «А я знаю наизусть». |
Май | Консультация для воспитателей «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста» | Пересказ сказки «Теремок» Беседуя по тексту и отслеживая последовательность, расставить в нужной последовательности заранее приготовленные схемы к данному произведению. Вызвать речевую активность, формирование умения следить за развитием событий, отвечать на вопросы. | Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка». |