СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
И НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Третий период обучения
(Апрель, май)
Задачи третьего периода обучения
1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:
― развитие артикуляционной моторики;
― уточнение правильного произношения звуков: Ф,Фь, Ц, Й, Ч, Щ;
― различение этих звуков на слух;
― дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости: ф-фь; по звонкости-глухости: в-ф; по месту и способу образования с-ц, ль-й, ч-ть, ч-сь, щ-ч, щ-сь;
― формирование умения характеризовать звук;
― выделение звуков из состава слова;
― анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных) и слов различного звуко-слогового состава;
― преобразование слогов и слов;
― совершенствование навыка звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании ребусов.
2. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова и к способам словообразования. Формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:
― образование существительных родительного падежа множественного числа (птиц, лосей);
― образование существительных с помощью суффиксов -иц-, -щик-, ищ- (медведица, носильщик, ручищи);
― образование приставочных глаголов (въехал, отъехал);
― употребление разноспрягаемого глагола хотеть;
― согласование прилагательных с существительными (футбольный мяч);
― образование сложных слов (фоторужьё);
― образование притяжательных прилагательных (медвежьи следы);
― формирование умения изменять глаголы по лицам и числам.
|
3. Работа над предложением. Закрепление навыка составления и распространения предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам:
― составление деформированных предложений;
― составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что;
― составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ;
― заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц;
― развитие интонационной выразительности речи.
4. Развитие просодической стороны речи.
5. Обучение грамоте:
― знакомство с буквами Ф, Ю, Ц, Й, Ч, Ц, Ь, Ъ;
― дифференциация У-Ю, С-Ц, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-С, Щ-С;
― звуко-буквенный анализ и синтез слов различного звуко-слогового состава и предложений из 2, 3, 4 слов с использованием разрезной азбуки и печатания;
― преобразование слогов и слов;
― формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать прочитанное;
― развитие графических навыков;
― закрепление правила письма предложения;
― ознакомление с правописанием чу, ча, щу, ща; парных звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных;
― обозначение мягкости согласных буквой Ь.
6. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(III период)
Тема занятия | Кол-во занятий | Дикция. Интонационная выразительность речи | Формирование фонематического восприятия |
АПРЕЛЬ | |||
1 неделя | |||
Звуки Ф, Фь | Интонационная выразительность речи (стихотворение В.Берестова) | Выделение звуков Ф, Фь из состава слова. Дифференциация звуков ф-фь. Звуко-слоговой анализ слов: фрукты, фартук, сарафан, филин | |
Буквы Ф, ф | |||
Звуки в, вь-ф,фь. Буквы В-Ф | Дифференциация звуков в,вь-ф,фь «Превращения» слов. | ||
2 неделя | |||
Буквы Ю, ю в начале слога | |||
Буква Ю после согласных | Дифференциация согласных по твердости-мягкости. | ||
Звук ц | Работа над дикцией: Курица волнуется, не пугайте курицу | Выделение звука ц из состава слова. Звук ц — твердый. Звуко-слоговой анализ слов овца, курица | |
Буквы Ц, ц |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(II период)
Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) | Лексико-грамматический строй речи |
АПРЕЛЬ | |
1 неделя | |
Образование сложных слов | |
Составление из букв разрезной азбуки слов: фея, фиалка, фазаны, филин, фрукты. Ребусы жираф, филин. Кроссворд. Письмо предложения: Федя идет на футбол. Чтение | Деформированные предложения. Согласование прилагательных с существительными |
Дифференциация букв В-Ф. Слова с пропущенной буквой. Проверка написания парных звонких и глухих согласных на конце слова. Чтение | |
2 неделя | |
Буква Ю — гласная. Составление из букв разрезной азбуки слов юла, Юля, Юра, Юпик и предложения Мы — юные таланты. Ребус юмор. Кроссворд. Чтение | |
Обозначение мягкости согласных буквой Ю. Дифференциация у-ю. Ребус люк, верблюд. Чтение | |
Родительный падеж имен существительных в форме множественного числа. Образование существительных с помощью суффикса -иц- | |
Составление из букв разрезной азбуки слов цыпленок, курица и предложения с этими словами. «Рассыпанные» слова. Чтение |
|
Тема занятия | Кол-во занятий | Дикция. Интонационная выразительность речи | Формирование фонематического восприятия |
3 неделя | |||
Буквы Ц, ц | |||
Звуки с-ц Буквы С-Ц | Работа над голосом: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток... Лишь коснешьсяты земли, Быть по-моему вели. | Дифференциация звуков с-ц | |
Звук й | Работа над дикцией Март с водой, апрель с травой, май с грозой. | Звук й — мягкий. Выделение звука йиз состава слова. Звуко-слоговой анализ слова зайка | |
Буква й | Вопросительная интонация при чтении загадки | ||
4 неделя | |||
Звуки ль-й | Дифференциация звуков ль-й | ||
Звук ч | Выделение звука ч из состава слова. Звук ч — всегда мягкий. Звуко-слоговой анализ слов чай, очки, чашка, чайник | ||
Буквы Ч,ч | |||
МАЙ | |||
1 неделя | |||
Звуки ч — ть Буквы Ч-Т | Работа над дикцией: Печка печет, Речка течет. | Дифференциация звуков ч-ть | |
Звуки ч — сь Буквы Ч-С | Работа над дикцией: Синичка, синичка — Воробью сестричка. Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Я на волю хочу | Дифференциация звуков ч-сь |
Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) | Лексико-грамматический строй речи | |
3 неделя | ||
Письмо предложения Цапля- умная птица. Кроссворд | Образование существительных с помощью суффикса -иц- | |
Дифференциация букв С-Ц. Слова с пропущенными буквами. Ребусы месяц, спица. Чтение | ||
Родительный падеж имен существительных в форме множественного числа | ||
Составление из букв разрезной азбуки слов мойся, муравей, лишний, Незнайка. Кроссворд. Чтение | ||
4 неделя | ||
Составление из букв разрезной азбуки предложения Это мой любимый Юпик. Чтение | Деформированные предложения. | |
Сложноподчиненное предложение с союзом потому что | ||
Составление из букв разрезной азбуки слов вечер, чистый, кричит и предложения Черти в печи пекли калачи. Правописание ча, чу. Письмо ряда слогов, слов: харчо, чебуреки, чай; предложения Мы пили горя чий чай. Кроссворд. Чтение | Разноспрягаемый глагол хотеть | |
МАЙ | ||
1 неделя | ||
Дифференциация букв Ч-Т. «Потерялись» слоги ЧА и ТЯ. Чтение | Составление предложения по опорным словам | |
Дифференциация букв Ч-С Буква «потерялась». Чтение |
Тема занятия | Кол-во занятий | Дикция. Интонационная выразительность речи | Формирование фонематического восприятия |
Звук щ | Работа над дикцией: Два щенка щека к щеке, Щиплют щетку в уголке | Звук щ — мягкий. Выделение звука щ из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов пильщик, сварщик | |
Буквы Щ, щ | |||
2 неделя | |||
Буквы Щ, щ | |||
Звуки щ-ч Буквы Щ-Ч | Работа над дикцией: Лечу, скачу, ищу, верчу. Щелк, щелк — Разобью мышиный полк | Дифференциация звуков щ-ч | |
Звуки щ-сь Буквы Щ-С | Работа над дикцией: Щуриться от сильного освещения. | Дифференциация звуков щ-сь | |
Буква Ь на конце слова | Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова | ||
3 неделя | |||
Буква Ь в середине слова | Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в середине слова | ||
Разделительный Ь | Произнесение слоговых пар типа тя-тья | ||
Разделительный Ъ | Произнесение слоговых пар типа се-сье. | ||
Заключительное занятие «Прощай, альбом «Я учусь говорить и читать» | |||
4 неделя | |||
Обследование речи детей |
Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) | Лексико-грамматический строй речи |
Образование существительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ- | |
Составление из букв разрезной азбуки слов: пещера, защита, ищу, пища. Правописание щу, ща. «Рассыпанные» слова. Ребусы. Чтение | |
2 неделя | |
Письмо слогов ща, щу; слов: щука, угощу и предложения Лещи у щуки ели щи. Чтение | |
Дифференциация букв Щ-Ч. Слоги «потерялись». Чтение | |
Дифференциация букв Щ-С. Математическая грамота. Чтение | Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам |
Составление из букв разрезной азбуки слов дверь, шерсть, Игорь. Письмо слов дверь, шерсть, Игорь. Ребус кровать. Кроссворд. Чтение | |
3 неделя | |
Преобразование слов типа пень — пеньки. Составление из букв разрезной азбуки слов пеньки, деньки, огоньки. Слова с пропущенными буквами. Чтение | |
Кроссворд. Математическая грамота. Чтение | Притяжательные прилагательные |
Чтение | Приставочные глаголы. Составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ |
Заключительное занятие «Прощай, альбом «Я учусь говорить и читать» | |
4неделя | |
Обследование речи детей |
КОНСПЕКТЫФРОНТАЛЬНЫХ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ № 103
Тема: звуки [ф], [фь].
Цель: уточнить произношение звуков [ф], [фь]; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании сложных слов; развивать интонационную выразительность речи, мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, оборудование для фокуса (стакан, бусы, цепочка, лента, платок), «черный ящик», схемы, альбом 3*.
Ход занятия
Организационный момент.
― Назовите гласные буквы. Какие гласные стоят после твердых согласных? Какие гласные указывают, что согласный перед ними читается мягко? Какая гласная буква никогда не стоит в начале слова?
― Назовите буквы, обозначающие парные согласные звуки. Какие из согласных самые звучные? Какая буква обозначает глухой непарный согласный звук? Какие согласные буквы обозначают только твердые звуки? Назовите буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки. Назовите буквы, обозначающие глухие парные согласные звуки.
Детям в помощь для ответов предлагается использовать «Домики букв».