Теоретическое обоснование. Ключевые слова




Потенциал игр в трансактном анализе для экспериментального исследования режимов работы эмоционального интеллекта

 

Алферова М.А.

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация

E-mail: riversinger4@gmail.com

Аннотация

Введение. Трансактный анализ как современная психоаналитическая школа ориентирован на изучение глубинных структур личности, однако его объект более детализирован, чем при классическом подходе – исследованию подвергаются единицы социального взаимодействия (трансакции), потребности личности в социальных ситуациях и системы социальных ситуаций (игры, сценарии).

Эмоциональный интеллект, остающийся на вершине популярности, судя по итогам предыдущих исследований, может обладать двойственной природой относительно целей его использования. Моделирование игры в рамках трансактного анализа способно подтвердить или опровергнуть экспериментальную гипотезу о существовании манипулятивного и конструктивного режимов работы эмоционального интеллекта.

Теоретическое обоснование. Обоснование существования манипулятивного и конструктивного режимов работы эмоционального интеллекта проводится через специфику взаимодействия глубинных структур личности, работу психологических защит Взрослого и отражения протекания этих психодинамических процессов на уровне выбора тех или иных паттернов поведения.

Результаты. Спроектированыузловые элементы квазиэкспериментального плана – подготовка и реализация схемы истинного эксперимента с одним измерением – а также очерчены составляющие эксперимента, требующие индивидуальной калибровки непосредственным исполнителем проекта. Даны указания для формулировки выводов определенного уровня обобщения взаимного влияния выбора игрового или неигрового паттернов поведения на актуальность манипулятивного или конструктивного режима работы эмоционального интеллекта.

Обсуждение результатов. Приведен пример реализации экспериментального воздействия x1 по тезису игры «Скандал» и реализации х0 воздействия в контрольной группе. Дана итоговая оценка потенциала игр в трансактном анализе для экспериментального исследования режимов работы эмоционального интеллекта.

 

Ключевые слова

игра, трансактный анализ, эмоциональный интеллект, манипулятивный режим, конструктивный режим, эксперимент, выбор, социальная ситуация, авторитарность, дружелюбность

Основные положения

- трансактный анализ как наследник классического психоанализа сосредоточен на изучении психодинамических процессов;

- каузальный тип исследования методологически подходит для оценки психодинамических процессов;

- реализация эмоционального интеллекта (в частности, режимов его работы) как психодинамического процесса доступна для фиксации в психологическом эксперименте, построенном с помощью данных трансактного анализа (потенциала тезисов игр).

 

Введение

Трансактный анализ представляет собой школу психологии, сформированную на базе классического психоанализа. В этом подходе «Ид» предстает в новой форме «Ребенок», «Эго» – в форме «Взрослый», «Суперэго» – в форме «Родитель».

Непосредственным объектом изучения при выборе такого подхода оказываются социальные ситуации, протекающие в коммуникации внутри малой социальной группы. В подобных ситуациях личность удовлетворяет потребности в узнавании (в «поглаживаниях» – единица измерения социального общения) и в упорядочивании времени. Участие в любой трансакции, обмене «поглаживаниями», основном компоненте социального общения, всегда предпочтительнее его отсутствия [маленькая книжка Берна, с. 12]. Упорядочивается время в социальных ситуациях тремя способами; нас будет интересовать один из них – индивидуальная программа, поскольку вторая – материальная программа – только готовит почву для более сложных видов общественных взаимодействий [маленькая книжка Берна, с. 15], а третья – социальная программа – аккумулирует ритуальное общение, лишенное личностно значимых элементов. Индивидуальная программа есть родовая характеристика игр, столь подробно исследуемых современной психологией.

Другим широко обсуждаемым феноменом психики остается эмоциональный интеллект. Под этим термином мы будем подразумевать совокупность когнитивных способностей к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями. Сущность этого понятия, с одной стороны, еще недостаточно раскрывает структуру явления эмоционального интеллекта, с другой стороны –дает опору для отображения динамики его работы, осознания и регуляции эмоциональных явлений. В силу перечисленных обстоятельств эмоциональный интеллект сложно операционализировать в описательных и корреляционных исследованиях, а его каузальные исследования, методологически предрасположенные решать задачи описания психики в динамике, к сожалению, малочисленны. Подобное положение дел побуждает нас создавать проекты валидных психологических экспериментов, воссоздающих важнейшие черты эмоционального интеллекта.

Проведенные нами эмпирические измерения показывают, что уровень эмоционального интеллекта положительно связан с показателями авторитарности в образе Я и отрицательно с показателями дружелюбности в образе Я [ссылка на диплом, вставить таблицу картинкой]. Это означает, что личность с высоким эмоциональным интеллектом с большой вероятностью видит себя в активной лидерской позиции в социальных ситуациях и готова оказывать давление, необходимое для индивидуально значимых целей; личность с низким эмоциональным интеллектом, напротив, обладая доминантой ценности внутригрупповых отношений, будет демонстрировать гибкое проблемно-ориентированное поведение [ссылка на Собчик]. Выводы такого порядка ставят перед нами вопрос: всегда ли использование эмоционального интеллекта имеет скрытые авторитарные мотивы, рациональна ли его реализация личностью как комплекса способностей? Нейтрален ли режим работы этого феномена, манипулятивен или конструктивен?

Потенциалом разрешения этого вопроса как раз владеет моделирование в рамках трансактного анализа процесса игры и его антипода – подлинных операций. Выбор в пользу участия в игре указывает в целом на превалирование манипулятивной установки поведения личности, выбор в пользу подлинных операций маркирует главенство конструктивной установки, что, безусловно, будет порождать особенности режима работы эмоционального интеллекта.

В настоящем проекте представляется убедительное теоретическое описание потенциала практического разрешения поставленного вопроса, в качестве его логического продолжения и результата – квазиэкспериментальный план каузального психологического исследования. В обсуждении результатов предложен один из вариантов воплощения предложенного плана эксперимента, ожидающий эмпирической проверки.

Теоретическое обоснование



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: