Актуальность экспериментального изучения эмоционального интеллекта в контексте дихотомии выбора между игровым поведением и подлинными операциями




Течение внутреннего конфликта между Ребенком (Ид), Взрослым (Эго) и Родителем (Суперэго) и его разрешение З. Фрейд характеризовал как основную детерминанту поведения личности и назвал этот феномен «психодинамическим процессом» [Psychology today, an introduction, p. 505]. Любопытно, что именно этот термин способен примирить «идеографический» психоанализ с «номотетической» когнитивной психологией. Эмоциональный интеллект как действующее явление как нельзя лучше описывается в качестве психодинамического процесса, если структурно рассмотреть его как способность когнитивной обработки и управления бессознательными эмоциональными феноменами (что сопоставимо с регуляцией сознательными Взрослым и Родителем воплощений желаний бессознательного Ребенка). Методологически для изучения «текучих» проявлений психики подходит такой тип исследования, как эксперимент, позволяющий фиксировать данные по мере их возникновения, т. е. в динамике.

Это приводит нас к мысли, что экспериментальное моделирование эмоциогенной социальной ситуации с предоставлением выбора между игровым и операционным паттернами поведения сможет в том числе обнаруживать преобладающую установку личности на манипулятивное или конструктивное поведение. А поскольку эмоциональный интеллект принадлежит личности, даже являясь когнитивной способностью, а не чертой, то мы вправе предположить существование манипулятивного и конструктивного режимов работы эмоционального интеллекта.

Зарубежные исследователи раскрыли возможность манипулятивной реализации эмоционального интеллекта личностью около десятилетия назад и продолжают научный поиск в этой стезе.

Результаты

В качестве логического продолжения теоретического описания потенциала игр для разрешения вопроса о степени нейтральности режима работы эмоционального интеллекта нами был разработан дизайн квазиэкспериментального плана. Независимая переменная, операционализированная в экспериментальном воздействии – смоделированная эмоциогенная социальная ситуация, требующая от испытуемого совершения выбора между манипулятивным и конструктивным паттерном поведения; зависимая переменная, операционализированная в измерении – фактический выбор между манипулятивным и конструктивным паттернами поведения.

В общем виде двухфазная гипотеза звучит так: «Люди с низким эмоциональным интеллектом под воздействием эмоциогенной социальной ситуации совершают выбор в пользу конструктивного паттерна поведения; люди с высоким эмоциональным интеллектом – в пользу манипулятивного паттерна поведения». Опишем специфику организации групп и последовательности проведения каузального исследования.

Во-первых, важно то, что во избежание эффекта Розенталя эксперимент будет проходить в формате двойного слепого исследования: ассистенты экспериментатора будут обеспечивать осуществление экспериментального воздействия и проведение измерения зависимой переменной на специализированных бланках на всем объеме выборки без знакомства с гипотезой. На данном этапе в проекте эксперимента подробно не разработаны описания возможных влияний контролируемых и вмешивающихся внешних переменных и структура дебрифинга, потому в текущем состоянии исследование квалифицируется как квазиэкспериментальный план на схеме истинного.

Во-вторых, до начала реализации экспериментального плана необходимо предпринять подготовительные шаги:

1) измерить уровень эмоционального интеллекта у всего объема предполагаемой выборки;

2) разделить испытуемых по уровню эмоционального интеллекта (низкий, средний, высокий);

3) исключить из списка испытуемых со средним уровнем.

В-третьих, потребуется провести рандомизацию и сформировать экспериментальную и контрольную группы – в них войдут как люди, обладающие низким эмоциональным интеллектом, так и люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом.

В-четвертых, осуществить экспериментальное воздействие, измерить уровень зависимой переменной путем конвертации качественных вербальных маркеров, отмеченных в речи испытуемых в количественные оценки манипулятивности/конструктивности с помощью специализированных бланков и организовать дебрифинг для участников исследования.

Как мы видим, эксперимент будет протекать по схеме, предназначенной для воплощения истинного эксперимента с одним измерением:

После надлежащей обработки экспериментальных данных последует вывод о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы и обобщение этого вывода до уровня взаимозависимости влияния режима работы эмоционального интеллекта на преимущественный выбор манипулятивного или конструктивного (игрового или подлинного операционного) паттернов поведения. Подобный уровень обобщения допустим, если наше внимание сконцентрировано на социальных ситуациях, включающих коммуникацию внутри малой группы, и взаимодействия внутри этой группы значимы для личности (эмоциогенны).

Появление, возможное влияние внешних контролируемых и вмешивающихся переменных на ход каузального исследования и содержание процесса дебрифинга может максимально точно прогнозироваться самим экспериментатором, владеющим информацией о конкретной выборке и определенных условиях проведения исследования.

Обсуждение результатов

Каждый эксперимент подвержен угрозам его внутренней и внешней валидности, однако это не должно останавливать процессы проектирования того или иного плана проверки причинно-следственной связи. Осознание вероятности рисков лишь подпитывает внутреннюю мотивацию психолога создать наиболее подходящую модель для постижения явлений психики.

В целях моделирования эмоциогенной социальной ситуации с форсированным выбором линии поведения можно использовать потенциал игры «Скандал» [маленькая книжка Берна, с. 231]. Ассистентом экспериментатора испытуемому экспериментальной группы предлагается закрыть глаза и представить ситуацию в форме кейса – «Представьте, что отец старшеклассницы разгневан тем, как одевается его дочь, куда и во сколько она собирается идти вечером, хотя девушка считает, что все делает правильно. Опишите, как дальше будут развиваться события». Исключение активности зрительного канала может поспособствовать большей вовлеченности в эксперимент и стимуляции воображения, что в сумме будет работать на заинтересованность Ребенка личности; Родитель и Взрослый личности, вероятнее всего, будут заняты выбором объекта внутри кейса для проецирования индивидуального выбора.

Испытуемому контрольной группы ассистент экспериментатора в то же время предлагается в слабой степени моделированная эмоциогенная социальная ситуация без форсированного выбор линии поведения – «Мы занимаемся изучением увлечений студентов. Опишите, чем вы любите заниматься в свободное от учебы время».

Для оценки зависимой переменной следует разработать специализированный для определенной игры и выборки бланк, в которой ассистент экспериментатора сможет галочкой отмечать присутствие в действиях внутри рассказа испытуемого тех или иных психологических защит и отдельно – признаков сублимации. Количество позиций для отметки обычных психологических защит и признаков сублимации должно быть равным и нечетным. Таким образом могут выводиться количественные оценки проявленности манипулятивного и конструктивного режима работы эмоционального интеллекта, после чего они будут готовы для сопоставления и обобщения.

Итак, потенциал игр в трансактном анализе для экспериментального исследования режимов работы эмоционального интеллекта состоит в том, что тезисы игр содержат богатую на эмоциогенные социальные ситуации базу зафиксированных психодинамических феноменов, и с помощью тех или иных способов моделирования независимой переменной появляется возможность создать новые инструменты оценки зависимой переменной – преобладающего манипулятивного или конструктивного режима работы эмоционального интеллекта личности.

Литература

Эрик Берн, мои работы, работы по ЭИ, другие иностранные работы по трансактному анализу и ЭИ.

References

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: