Массовый праздник и его компоненты




 

Массовые праздники имеют свои исторические, социальные и культурные источники.

Массовый праздник — это венец творчества народа для народа.

Сегодня в режиссуре массовых праздников четко определяются такие формы театрально-концертных зрелищ: театрализованный концерт, театрализованные зрелища разных видов. Они являются основными компонентами массового праздника, при этом каждый из них имеет свою специфику. Массовый праздник отличается от концерта и зрелища.

Первое, что отличает их, - условия организации и проведения. Так, стадион отличается от концертного или театрального зала, а технические условия проведения массового праздника в городском парке отличаются от технических возможностей стационарной сценической площадки.

Второе - художественная организация пространства, ведь производственная площадка является важным компонентом в общей драматургической структуре массового зрелища. Одно дело — организация пространства театрализованного концерта в концертном зале, другое— организация пространства празднования на площадях, улицах, в парке, на стадионе.

На стадионе зрелище воспринимается со всех сторон, поэтому действие, а следовательно, и художественное оформление, его конструкция выстраиваются с учетом этой особенности.

И, наконец, третье, что отличает массовый праздник от концерта, — организация и распределение внимания зрителей. Если в театрализованном концерте или зрелище необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то массовый праздник, наоборот, требует создания нескольких зрелищных центров, каждый из которых самостоятельно организует внимание людей, которые пришли на праздник.

Множество зрелищных центров массовых праздников приобретает особый смысл в карнавалах, с их четким ритмом, танцами, аттракционами, свободным движением людей в карнавальных костюмах, прохождением декорированных машин — всего того, что, собственно, и составляет карнавальный ход.

Это необходимо, во-первых, для максимального эмоционального влияния на зрителя, для создания праздничного настроения, а кроме того, для избежания несчастных случаев при таком сосредоточении людей. Все это предполагается сценарием массового праздника, в котором четко определяются все коммуникации, которые связывают между собой разные компоненты праздника.

Четвертое отличие, касается организации и проведения репетиционного процесса. Если театрализованный концерт или зрелище, которое локализуются четкими границами и имеют сценическую площадку, еще можно отработать на репетициях, то в массовом празднике нет такой возможности. В отличие от других форм театрально-концертного зрелища оно происходит только один раз, а если и повторяется, то это уже совсем другой праздник — другой сценарий, режиссура и организация, другие зрители, другое настроение. И несмотря на то, что массовые праздники, театрализованные концерты и зрелища имеют свои особенности, их объединяет монтажная структура драматургии.

Традиционная театральная драматургия требует подробной разработки характеров действующих лиц, психологической мотивации развития характеров, их жизненной достоверности, непрерывного развития действия, последовательного изменения эпизодов, поступательного движения событий. Совсем иное дело — драматургия массового праздника. Создавая ее, сценарист и режиссер-постановщик учитывают:

— сверхзадачу праздника;

— место проведения (город, местность, село, парк, стадион, площадь, улица).

— масштабность и границы проведения праздника (общегородское, общенациональное);

— возможности (материальные и творческие) дворца культуры, стадиона, города.

Итак, тема праздника, место его проведения, масштаб, художественные средства определяют и требования к драматургии и ее режиссерского воплощения.

 

Действие массового зрелища (в отличие от театрального) лишено однолинейной последовательности и предусматривает отступления, паузы, задержки, повторы, переключения словесного материала на пластический, пластического — на музыкальный, музыкального — на слово и т.д.

Кстати, слово в массовых зрелищах возникает в разнообразнейших своих проявлениях. Стихи, художественная проза, тексты песен, фельетон, конферанс, драматические эпизоды, куплеты, частушки, дикторский текст — вот далеко не полный перечень разновидностей словесного действия в массовом зрелище.


Сценарно-монтажная структура массового действа предполагает объединение различных и разнородных компонентов. Поэтому сценарий выстраивается, скорее, по спирали, где каждый эпизод или номер - это самостоятельное звено, направленное к смысловой кульминации зрелища.

 

На начальном этапе работы определяется ход, стиль, ритм, а также общий характер будущего праздника. Сценарий должен быть пронизан основной темой, которая цементирует как сценарий, так и праздник в целом.

Раскрытие темы начинается с пролога. Этому способствует художественное оформление праздника, в том числе и музыкальное, которое объединяет отдельные его части, диктует ритм.

Слово, в частности поэтическое, является определяющим в массовом зрелище.

Подготовив сценарную основу праздника, режиссер и сценарист затем воплощают основную мысль, привлекая к этому сложному творческому процессу исполнительные, актерские возможности. В частности, одним из средств привлечения зрителя к массовому празднику является его непосредственное включение в действие. И если тема праздника, его основная мысль близка, а форма понятна и захватывающа, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на творческий замысел. Это, как правило, выражается аплодисментами, разными восклицаниями, смехом, переживаниями. Поэтому, создавая драматургию праздника, важно предусматривать реакцию зрителей массового действа, как активных его участников. Таким образом, в сюжете массового праздника важно определить кульминацию, которая подчёркивает тему праздника. Следует стремиться, чтобы в ходе праздника возникла новая, активная сила, способная стереть границу между исполнителями и зрителями, превратить зрителей в непосредственных участников.

Начало, развитие, кульминация, финал — это обязательные составляющие драматургии массового праздника.

Задача финала— закрепить у зрителей главную мысль и настроение праздника. Следовательно, которой бы ни была тема, масштабы массового праздника, его содержание непременно должно быть предусмотрено сценарием.

Сценарий — это не просто организационный план праздника, в нем сосредоточенное и выражено образное воплощения темы, идеи массового праздника.

Основными структурными компонентами праздника, которые эмоционально воздействуют на зрителя, являются массовые сцены, массовые эпизоды, массовые номера.

Стоит вопрос о роли актера в этой сложной партитуре праздничного действа. Какими профессиональными навыками должен владеть актер как участник массового зрелища?

В массовом спектакле актер — такой же важный компонент, как и в театре. Но в театре актерская индивидуальность является главной ценностью, и на первый план в спектакле выступает актерское мастерство, тогда как в массовом зрелище индивидуальность актера будто растворяется среди многих других его компонентов, а главное — в массовых сценах, которые несут основную смысловую нагрузку. Таким образом, актерская индивидуальность и массовые сцены являются сильнейшими средствами эмоционального воздействия на зрителя.

Актер является участником сложного творческого процесса как одна из главных его фигур.

Для актера важно профессионально владеть словом, которое в массовом зрелище активно взаимодействует со многими жанрами — составляющими целостного замысла: песнями, танцами, киноматериалами, оригинальным жанром, цирком, спортивными выступлениями и т.д.

Следует обращать особое внимание на слово актера, который доносит зрителю главную мысль драматурга, сценариста. В конце концов, это от него зависит восприятие зрителем содержания, идеи произведения. Только актер способен заставить людей, которые пришли на праздник, жить его мыслями и эмоциями

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: