Молитва как Особое состояние сознания.




 

На недавней всемирной конференции, проходившей в Аризонском университете США под названием «Последние достижения науки о сознании», были опубликованы тезисы питерского ученого, доктора биологических и кандидата медицинских наук, президента Санкт-Петербургской ассоциации психопунктуры, заведующего лабораторией психофизиологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева профессора В.Б. Слезина и кандидата медицинских наук И.Я. Рыбиной.

Особые состояния сознания (ОСС)

"Особое состояние сознания" представляет собой специфическое психофизиологическое состояние мозга близкое к возникающему приаутогипнозе, при котором создаются оптимальные условия для реализации разнообразных Psi-явлений. Это состояние высокой "фоновой" (постоянно поддерживаемой) концентрации внимания (преимущественно в плане селективного внимания) с полным освобождением сознания от каких-либо отвлекающих факторов, несмотря на сохранение обычного сенсорного восприятия от окружающего мира, при котором резко улучшаются способности к формированию ярких мысленных представлений и мощных волевых импульсов, обеспечивающих возможность специфического сознательно управляемого галлюцинирования.

" Особые состояния сознания " могут возникать у человека при использовании специальных (психо)(сомато)методик, под воздействием некоторых психометиков и наркотиков, при половом созревании, а также часто спонтанно в некоторых других периодах жизни / жизненных ситуациях.

Субъективно " особое состояние сознания " характеризуется специфичной " пустотностью " сознания от каких-либо отвлекающих мыслей и сенсорного восприятия, уходящего на дальний план сознания. Никакого " выпадения " из окружающего мира при этом не происходит, поэтому внешне данное состояние почти не заметно. В некоторых случаях при реализации Psi-явлений может происходить значительное углубление концентрации внимания вплоть до полного отключения сенсорного восприятия от окружающего мира (состояния транса). Однако это представляет собой углублённую форму того же " особого состояния сознания ".

Церковь за весь период своего существования зафиксировала владение левитацией у 230 святых. Многие левитировали во время молитв. Но, как и в случаях телепортации, левитация также непосредственно не порождается святостью. Молитвенный экстаз или состояние отрешенности от земных проблем во время моления лишь способствуют левитации. Левитации способствуют все факторы, которые приводят сознание в особое состояние — разблокируют подсознание и тем самым создают предпосылку для выхода из тела экзосоматической структуры или ее фрагмента или для контакта экзосоматической системы с тонкими сущностями.

Текст старинной украинской молитвы Запорожских казаков:

 

Господь наш- Всемогущий!

В невидимые сети врага завлеки,

Образ Вещий-

В Души его ради,

Твоею удною Силою Святою

- их Повергни…

Я буду Тебя Господь Восхвалять,

А Ты Боже – спасать,

и Твоим Словом

и образа СПАСА Нерукотворного

да Силой Животворящего Креста

меня оберегать…

Аминь

 

Сознание есть одна из форм проявления психики, создающее интегративный образ, отражающий мир психики чело­века и образ своего «я» – психического и телесного.

Первая функция сознания – интегративная – интегрирование человека с самим собой и с окружающим его миром. Существуют еще и другие функции сознания.

Функция энергетическая направлена на обеспечение процесса, так называемого бодрствующего или активного сознания, когда оно способно к наиболее ясному и отчетливому восприятию окружаю­щего мира и своего «я». Другое, противоположное этому – состояние сна. И между этими состояниями есть переходные формы, которые называются измененными состояниями сознания.

Вторая-основная функция сознания связана с ориентацией психической деятельности. В одном случае – это ориентация на окружающий мир, так называемое «активное», или «экстравертированное» сознание, в другом случае – это интровертированное сознание, ориентированное внутрь человека.

На сегодняшний день не существует такого определения созна­ния, которое устраивало бы представителей разных психологичес­ких и разных психиатрических школ, поэтому каждое определение отражает особенность подхода каждого из учений и особенности описания каждой из его функций.

Важность интегративной и энергетической функций сознания обусловлены тем, что они энергетически обеспечивают взаимодей­ствие человека, его психики, его организма с окружающим миром и с самим собой. Очень трудно решить вопрос, что является первичным в этом процессе: взаимосвязь с окружающим миром, прочтение информации из этого мира или взаимодействие с самим собой? По-видимому, это – замкнутый круг, где первичны/вто­ричны оба варианта. Ориентация сознания на внешний или на внутренний мир во многом определяет чрезвычайную изменчи­вость состояний сознания, его мозаичность, его флуктуации, его варианты.

Ориентация сознания на окружающий мир, с его оцен­кой, прежде всего, окружающего мира, прочтение информации из окружающего мира характерно для активного (экстравертированного) сознания. Если говорить о том, что сознание есть функция, обеспечивающая взаимодействие человека с окружающим миром и самим собой для его максимальной адаптации, то и процесс чтения самого себя (своих чувств, эмоций, переживаний и ощуще­ний своего тела) – это адаптация к самому себе.

Следующее свойство сознания – это его ориентация на себя («интровертированность»). Классический пример такого интровертированного сознания: сознание состояний медитации и другие формы так называемых измененных состояний сознания. Еще одно свойство сознания, как мы уже упоминали, – его бодрство­вание (бодрствующее сознание) и сон.

Четвертое- состояние Сознания. Исследование измененных состояний сознания, то есть состо­яний, вызванных приемом тех или иных веществ, меняющих уровень сознания (так называемых психотропных препаратов, нар­котических веществ), или состояний сознания, вызванных путем специальных телесных упражнений (ритмических танцев, особого рода дыхания, слушания музыки), привели исследователей к со­зданию так называемой картографии сознания, в которой между сном и бодрствование существует целый ряд промежуточных форм.

Сознание может двигаться по континууму «бодрствующее созна­ние – сон», что характеризуется нарастанием самоуглубленности, интровертированности. Такое же состояние полной отрешенности от внешнего мира, глубокого сосредоточения на своем внутреннем мире, когда наступает максимальная интеграция человека с миром, когда сознание растворяется в космосе, соединяясь со всей Все­ленной, может достигаться при занятиях йогой. Состояние, вызы­вающее подобный уровень сознания, носит название «медитация». Может быть, еще одна форма состояния измененного сознания – состояние транса, когда, наоборот, достигается самоуглубленность с целью подъема психических и физических сил, усиления физи­ческой активности.

Сознание транса может возникать, как спон­танно (самопроизвольно) в минуты, когда требуется особый уровень сознания для выполнения какой-то более серьезной рабо­ты, или может быть вызвано искусственно.

Когда-то оба этих состояния – и бодрствование, и сон – рассматривались как однородные. Считалось, что сон – это от­ключение сознания, во время которого мозг и организм отдыхают. Это – традиционная точка зрения и она, в определенной мере, верна, поскольку лишение человека сна приводит к довольно тяжелым психическим нарушениям. Поэтому эту функцию (отды­ха, реабилитации) сна следует признать состоянием сознания. Но исследования последних 30–40 лет показали, что сон – далеко не однородное образование сознания, так же, как неоднородно бодр­ствующее сознание. Неоднородность его в том, что уровень актив­ности сознания в течение дня постоянно меняется: по причинам внутреннего порядка – соответственно биологическим ритмам организма (вспоминается традиционное деление людей на «сов» и «жаворонков», людей, у которых наивысшая активность сознания утренняя, и людей с максимальной вечерней активностью созна­ния) и по внешним причинам – ситуации окружающей жизни и потребность в адаптации тоже требуют изменения активности сознания.

Типичный пример такой повышенной активации созна­ния – состояние транса, то есть такого измененного сознания, в котором происходит резкая психофизиологическая активация организма. Известны случаи, когда в состоянии транса человек может совершать чудеса проявления физической силы, невозможные для него в обычном состоянии сознания: так мать, защищая своего ребенка, поднимает в состоянии транса железобетонную плиту весом несколько сот килограммов.

В этом же кроются причины невероятных спортивных достижений – знаменитый прыжок Си­мона Бомона во время олимпийских игр в Мексике в 1970 году. Ни до этого, ни после этого он никогда не прыгал на 8 м 90 см. Он совершил в жизни этот единственный спортивный подвиг, и этот рекорд продержался необычайно долго. Способность человека входить в состояние транса – это еще одно доказательство ориен­тации сознания, главной ориентации, на адаптацию, в том числе на адаптацию к экстремальной ситуации.

 

Состояние транса может иметь два варианта:

1) спонтанное впадение в транс в ситуациях, которые «организм оценил как экстремальные»;

2) спонтанное впадение в транс в ситуациях неопределенности, ибо неопределенность несет в себе угрозу. Спонтанное изменение сознания до уровня транса – это состояние, возникающее в ре­зультате угрозы психического, физического или социального су­ществования. Спонтанный транс – это регулировочный язык для отражения опасностей.

Состояние транса можно вызвать различными способами. Одним из таких эффективных способов является один из вариан­тов так называемого «эриксонианского гипноза». Он заключается в том, что психотерапевт произносит не совсем связные фразы (например, очень долго рассказывается история про рост помидоров), не вкладывая, на первый взгляд, в них определенного смысла. Это помогает пациенту войти в измененное состояние сознания, в его голове эти слова вызывают немыслимую путаницу и тогда ключевые слова, сказанные психотерапевтом, например, «уходит боль», оказывают свое воздействие.

Создатель этого метода Милтон Эриксон, один из великих психотерапевтов, практиковал последние пятнадцать лет своей жизни, будучи парализованным и практически лишенным способности говорить. Измененные формы сознания играют в жизни человека боль­шую роль: для кого-то становится истиной, что ему очень важны его близкие, для кого-то – природа, то есть человек обнаруживает в себе то, чего не мог обнаружить раньше в состоянии активного реального сознания.

В этих тезисах, вызвавших заметный интерес ученых многих стран и научных направлений, говорится об открытии необычного (уникального) феномена – особого состояния человека во время молитвы. Подробнее об этом научном открытии мы попросили рассказать нашему корреспонденту одного из авторов этого исследования В.Б. Слезина.

– Валерий Борисович, что натолкнуло вас на открытие этого феномена?

– Многие годы в практике лечения функциональных невротических расстройств, то есть неврозов, применяется метод самогипноза, или, как мы его еще называем, медитация. Этот метод, по мнению специалистов, дает неплохие результаты. Мы решили в своей лаборатории исследовать, какие процессы происходят при этом в коре головного мозга. Сняли электроэнцефалограмму и обнаружили, что во время медитации в коре головного мозга включаются механизмы возбуждения. И в один прекрасный момент мы задались вопросом: а что происходит с мозгом, когда человек молится?..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: