GR – government relation или отношения с властными структурами – это выстраивание и налаживание взаимоотношений с гос. Органами власти, в том числе: с правительством, с региональными и местными органами власти.
GR-менедженр должен быть в достаточной степени осведомлен об определенных законодательных актах, должен уметь эффективно взаимодействовать с чиновниками, отраслевыми организациями, своевременно реагировать на административные, политические угрозы для компании извне и, главное, он должен уметь продемонстрировать гос/органам значимость деятельности компании на которую он работает.
Задачи GR:
- Формирование положителньного имиджа компании в правительственных кругах
- Разрешение всех возникающих вопросов с государственными/правительственными учреждениями
- Налаживание взаимотношений с основными гос/органами
- Разрешение всех судебных вопросов
- Решение вопросов, сязанных с выходом компании на новые рынки
Чаще всего работу GR-менеджера выполняют: директор (установление связей), pr-менеджер (поддержка имиджа), юрист (решение судебных вопросов, подготовка документов).
Инструменты GR:
· через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов);
· использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование изб.кампаний);
· использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти);
|
· использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч);
Лоббирование – это механизм воздействия на процесс принятия решений законодательными органами власти. Иными словами, лоббирование представляет собой процесс влияния заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. (например, через продвижение своего кандидата в депутаты)
Сегодня лоббизм делится на формальный (законодательно регулируется и разведён с коррупцией) и неформальный.
Целью лоббирования является изменение поведения органов власти или их представителей таким образом, чтобы они приняли более выгодное для лоббирующей группы решение.
Объект лоббирования – это те политические институты, на которых осуществляется воздействие лоббистов или те институты, от которых зависит принятие решений в пользу лоббиста. На основе данного критерия выделяют лоббизм в исполнительной, законодательной и судебной ветвях власти.
Предмет лоббизма – это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания и пр.
Виды лоббизма:
· Политический лоббизм – лоббизм, субъектами которого являются политические акторы: министерства, ведомства, комитеты Государственной думы, отдельные политики или государственные служащие.
· Гражданский лоббизм – лоббизм, субъектами которого являются граждане РФ, а предметом лоббизмом являются гражданские права.
· Профессиональный лоббизм – лоббизм, субъектами которого являются профессиональные посредники.
|
В процесс взаимодействия PR-служб с органами власти включен не один инструмент PR. Особое место в нем занимают социальная ответственность бизнеса в целом и спонсорство в частности. Помимо этого, как и в работе с любой другой группой общественности, PR призван формировать эффективную систему коммуникаций между руководством организации и органами власти. Этому служит с одной стороны обеспечение участия руководства в дебатах/конференциях/круглых столах по интересующим вопросам, вступление в комиссии, организованные властью, вступление в профессиональные и отраслевые ассоциации, с другой – приглашение политиков и должностных лиц на особо важные мероприятия. Для любого политика спокойствие и доверие электората значат очень многое, и помощь организации в этом вопросе будет оценена по достоинству.
Однако есть один весьма любопытный аспект, который отмечает, например, А.Н. Чумиков: что делать, когда гос учреждения запрашивают спонсорские деньги в добровольно-принудительном порядке. Начиная помогать государству, компании может наладить хорошие контакты с местной администрацией, но одновременно попасть в ситуацию, когда от нее будут ждать «вливаний» ко всем знаменательным датам, на все массовые мероприятия. Понятно, что крупные фирмы любого региона не могут избежать фанд-райзеров в лице администрации региона. Чумиков дает несколько советов, которые могут помочь управлять этим процессом:
· по возможности изначально выделяйте деньги только на проекты, которые соответствуют основной деятельности компании и корпоративной концепции;
· цель пожертвования гос учреждению должна документально оговариваться, и деньги должны идти на счет самого учреждения (гос учреждения – организации в конечном итоге подневольные, и если были сделаны пожертвования на закупку лекарственных средств в больницы, местный орган власти вправе пустить их на выплату зарплат сотрудникам, что не соответствует цели организации-спонсора);
· уделяйте особое внимание вопросу согласования спонсорских приоритетов (так, администрацию детских домов может волновать внешний вид воспитанников, а спонсора, исходя из его деятельности, больше волнует их образование и устремления в жизни).