Шрилы Нароттама даса Тхакура Шри Рупе




Шри Рупа Манджари считается главой всех манджари в лагере Радхарани. Манджари моложе сакхи, поэтому они наделены привилегией входить в комнату Радхи-Говинды в то время, когда старшие сакхи войти в нее не могут. Этим юным девушкам известно многое о тех возвышенных играх, и они наслаждаются подобным доверием. Когда Радха и Говинда находятся в уединенном месте, этим девушкам позволено служить Им, но взрослые подруги Радхарани не решаются присоединяться к Ней в такое время. Когда происходят свидания Радхарани и Кришны, Их встреча порождает высочайшее качество расы, и манджари — не сакхи — соприкасаются с этим явлением. Таким образом, Рупануга-сампрадая подразумевает возможность испытать вкус расы, порождаемой сокровенным единением Радхи и Говинды. Махапрабху указывал на это явление как на высочайшее достижение, возможное для души. Рупануга-сампрадая: душа способна достичь мадхура-расы, затем лагеря Радхарани, а затем лагеря Шри Рупы.

Шрила Бхактивинод Тхакур в общих чертах описал сокровенное духовное служение в мадхура-расе под предводительством Рупы Госвами в своем произведении «Рупануга-бхаджана-дарпана». Шрила Нароттам Тхакур также понимает природу рупануга-бхаджана настолько, что озвучивает свое чаяние: «Когда же мой Гурудев, Локанатх Госвами, возьмет меня за руку и свяжет меня с Рупой, говоря: «О Рупа, я вручаю тебе эту новую юную служанку. Возьми ее». Когда мой Гурудев доверит меня Шри Рупе таким образом?»

То взаимодействие, что происходит в лагере Рупы, носит высший характер. Служение манджари подразумевает высочайшее измерение бытия и высочайшие реалии в нем, различные типы взаимоотношений и служения — уникальные для лагеря Радхарани и наиболее сокровенные; к ним не стремятся даже другие (отличные от манджари) сакхи и их спутницы.

шри-рупа-манджари-пада, сеи мора сампада,
сеи мора бхаджана-пуджана
сеи мора прана-дхана, сеи мора абхарана,
сеи мора дживанера дживана[1]

В этой песне, «Шри-Рупа-Манджари-пада», с крайней степенью искренности выражается стремление быть принятым и войти в лагерь Шри Рупы, передается настроение подобной исключительной, сосредоточенной на одной-единственной цели попытке. Уникальное искреннее чаяние быть допущенным в лагерь Шри Рупы — вот о чем идет речь. Именно таким должно быть подобное устремление.

Шри-рупа-манджари-пада, сеи мора сампада: я считаю святые стопы Шри Рупы Манджари моим единственным богатством. Любые иные явления я не рассматриваю в качестве сокровища. Сеи мора бхаджана-пуджана: стопы Шри Рупы Манджари являются объектом моего бхаджана и пуджана. Бхаджан — это искреннее внутреннее вручение себя высшему началу, а пуджан подразумевает почтительное формальное подношение даров. Сеи мора прана-дхана: ее стопы являются источником моей жизни, моей жизненной силы. Сеи мора абхарана: ее стопы суть мои украшения, мои внешние качества. Как мое внутреннее «я», так и мое внешнее существо сосредоточено там, в ее стопах. Сеи мора дживанера дживана: я считаю ее стопы самой жизнью моей жизни, сущностью моего бытия.

сеи мора раса-нидхи, сеи мора ванчха-сидхи,
сеи мора ведера дхарама…[2]

Сеи мора раса-нидхи: ее стопы — источник всех моих упоительных чаяний, океан экстатической радости. Сеи мора ванчха-сидхи: осуществление моего внутреннего стремления пребывает у ее стоп. Сеи мора ведера дхарама: Веды пользуются в обществе большим уважением, Веды контролируют общество, но я считаю, что Веды вдохновляют меня единственно и исключительно принимать ее стопы в качестве истинного смысла Вед.

…сеи врата, сеи тапа, сеи мора мантра-джапа,
сеи мора дхарама-карама[3]

Сеи врата: существует традиция, особо популярная среди женщин, приносить обеты. Обет подразумевает временную приверженность некоему благому деянию. Савитри известна своим обетом целомудрия. Своей целомудренностью она избавила от смерти мужа. Савитри, Сита и многие другие женщины, жившие в древности, олицетворяли собой возвышенные идеалы, и в наши дни женщины часто приносят обеты от их имени. Я не приношу иных обетов, помимо обета служить стопам Шри Рупы.

Сеи тапа: мужчины совершают те или иные аскезы, стремясь достичь определенных целей, но моя единственная аскеза — стремление к ее стопам. Совершая эту аскезу, я считаю, что исчерпал все аскезы. Сеи мора мантра джапа: другие совершают джапам, повторяют определенные духовные звуки, стремясь достичь некой благоприятной цели, но мое единственное занятие — служение стопам Шри Рупы. Сеи мора дхарама карама: служение Шри Рупе включает все мыслимые и немыслимые стадии и формы выполнения мной моего долга, любые виды деятельности, направленной на открытие неких священных реалий или служение им. Все мои деяния преследуют одну цель: достичь служения ее стопам. Благодаря этому служению я обрету все.

йасмин джнате сарвам идам виджнатам бхавати
йасмин прапте сарвам идам праптам бхавати[4]

О каких бы фазах моей жизни и моего долга ни шла речь, я желаю единственно служения Шри Рупе.

анукула хабе виддхи, се-паде хоибе сиддхи,
ниракхиба э дуи найане
се рупа-мадхури-раши, прана-кувалайа-шаши,
прапхулита хабе ниши-дине[5]

Анукула хабе виддхи, се-паде хоибе сиддхи: я хочу лишь того, чтобы видхата, Личность, распоряжающаяся силами мироздания, была мной довольна и позволила мне совершать подобные усилия, направленные на достижение такой цели. Если эта Личность будет ко мне благосклонна, то я достигну желанной цели.

Ниракхиба э дуи найане се рупа-мадхури-раши: как будет выглядеть достижение цели? Мне позволят обрести видение прекрасной фигуры Шри Рупы, ее деяний и присущего ей настроения служения. Я буду связан с нею — я буду видеть стопы Шри Рупы и стану служить под ее руководством. Прана-кувалайа-шаши: мне позволят видеть прекрасную фигуру Шри Рупы, подобную луне. Луна — источник жизненной силы и красоты кумуда (лотоса). Кумуд — это красный лотос, распускающийся по ночам. Существует разновидность лотоса, распускающегося в солнечных лучах, а есть красные цветы, наподобие кувшинок, которые распускаются в лучах луны — кумуды. Лотос и лилия получают энергию от солнечного света.

Прапхулита хабе ниши-дине: меня не устраивает «либо днем», «либо ночью». Я хочу и днем, и ночью! Можно сказать, что в мадхура-расе на первом месте стоит ночь, поэтому ночная луна рассматривается как питающее начало. Здесь фигурирует не кумуд, но кувалая — специфическая разновидность лотоса. Прапхулита хабе ниши-дине: этот лотос — мое сердце — будут днем и ночью питать лучи, порождаемые прекрасной фигурой, цветом и деяниями Шри Рупы. Днем и ночью они будут вдохновлять меня служить в лагере Кришны.

туйа адаршана-ахи, гарале джарала дехи
чира-дина тапита дживана…[6]

Далее нам открывается иная стадия. Когда я словно бы достиг подобной (вышеописанной) стадии, и это положение по праву принадлежит мне, я содрогаюсь при одной мысли о возможности утратить его вновь и чувствую, что не выживу, если подобное случится. Если я буду лишен ее общества на протяжении некоторого времени, то не сумею терпеть эту разлуку долго. После того, как я обрел ее общество, когда оно уже стало моим, моим домом, разве могут меня вынудить вновь лишиться его? Я содрогаюсь. Я не в силах вынести разлуку с этим явлением. Туйа адаршана-ахи, гарале джарала дехи: когда разлука с тобой, подобно змее, кусает меня, все мое существо чувствует боль, порождаемую змеиным ядом. Кажется, что весь мир испытывает боль, вызванную ядом. Чира-дина тапита дживана: с давних пор я мучим болью разлуки с тобой, моя госпожа.

…ха ха рупа кара дайа, деха море пада чхайа,
нароттама ла-ила шарана[7]

Сейчас я вновь обращаюсь к твоим стопам. Пожалуйста, одари меня постоянным служением в твоем лагере. Я принимаю тебя своим прибежищем. У меня нет альтернативы. Я вручаю себя тебе без остатка. Ты должна дать мне постоянное служение в своем лагере. Без него мне не жить.

Харе Кришна.

 

Ответы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

на вопросы учеников

Часть 2

Отрывок

 

Вопрос: Быть спутником Махапрабху - это то же самое, что быть Его последователем?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Нет. Его спутников называ­ют санги. Санги - это тот, кто сопровождает Его повсюду. Тех, кто не всегда сопровождает Его, нельзя назвать спутниками, или санги. В то же время Шри Нароттама Даса Тхакур был спутником Махапрабху, хотя и не явился на земле вместе с Ним. Нароттама Даса Тхакур низошел в этот мир только ради исполнения желания Махапрабху. Он вечно занят слу­жением Махапрабху, и желания Махапрабху проявляются в его сердце. Нароттама Даса Тхакур находится в настроении близкого служения. По­этому он - вечно свободный спутник Махапрабху.

 

Вайшнавские ачарьи, рожденные в брахманических династиях, опровергают взгляды атеистов, которые причисляют вайшнавов к определенной касте

Если бы шастры считали, что вайшнавы, рожденные в семьях ниже брахманских, хуже брахманов, и если бы слово «випрасамйа» означало, что вайшнавы хуже брахманов, то почему тогда поведение вайшнавских ачарий противоречит этому? Разве Ачарья Шрила Нароттама Тхакур совершил оскорбление, приняв в ученики Шрипаду Ганганараяну Чакраварти и Шрипаду Рамакришну Бхаттачарью, потомственных брахманов? Этот пример ачарьи доказывает, что слово «випрасамъя» указывает на то, что вайшнав не только не хуже брахмана, но может даже принимать брахманов в ученики. Иначе почему бы Шрила Нарахари Чакраварти Тхакур, автор «Бхакти-ратнакары» и великий вайшнав, родившийся в брахманской семье, говорил:

шри-тхакура нароттама патита-павана

танра шишъя чакраварти ганганараяна

ганганараяна видъяванта атишая

кхандия пашанда-мата бхакти пракашая

«Шрила Нароттама дас Тхакур был освободителем падших душ. Его учеником был Ганганараяна Чакраварти. Ганганараяна был выдающимся ученым. Он громил философию безбожия и проповедовал преданное служение». Разве использование слова «пашанда-мата» («атестическая философия») не намекает на то, что завистливые смарты считают Шрилу Нароттаму Тхакура принадлежащих к определенной касте, и не поэтому ли Шри Нарахари Чакраварти Тхакур называет эту философию безбожной? В пятнадцатой волне «Бхакти-ратнакары» он пишет:

джая джая шри-ганганараяна чакраварти ати дхира гамбхира

«Слава Шри Ганганараяне Чакраварти, рассудительному и сдержанному».

шрила нароттама-чарана-сароруха-бхаджана параяна бхувана-уджора

«Поклоняясь стопам-лотосам Шрилы Нароттамы даса Тхакура, я пересеку океан материалного существования».

 

Утешаясь чувственным восприятием, завистливые смарты и их прислужники сахаджии славят тьму ада

Возражая оскорбительным мирским идеям нынешних узколобых, завистливых смарт и их приспешников сахаджии, можно сослаться на Шрилу Вишванатху Чакраварти Тхакура, который, будучи верным последователем Шри Рулы Госвами, не причислял Шрилу Нароттаму Тхакура к какой-либо касте, а напротив, проявил уважение, подобающее искреннему ученику, составив молитву «Шри Шри Нароттама Прабхор-аштакам». Это не было ни лицемерным проявлением внешнего уважения, которое столь свойственно сахаджиям, ни скрывающейся под ли-чиной смирения оскорбительной идеей, будто бы вайшнав может принадлежать к какой-либо касте. Свидетельства Писаний и их мнение о поведении ачарий мы приведем в следующей статье. Но нет сомнения в том, что завистники, которые, словно совы, не в силах стерпеть солнечного сияния предяпного-бхагаваты и книги «Бхагавата», будут славить адскую тьму вечно (Еженедельник «Гаудия», т. 4, ч. 16).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: