Программа коррекционной работы
Коррекция нарушений устной речи,
Коррекция нарушений чтения и письма
Обучающегося 3 «Б» класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 196»
Даниила М.
Составитель: учитель-логопед Башкирева Татьяна Николаевна
Общая характеристика программы
Цель программы коррекционной работы:
· обеспечение выявления особых образовательных потребностей ребенка с логопедическим заключением «нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)»;
· осуществление индивидуально – ориентированной медико – психолого – педагогической помощи с учетом выявленных особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии.
Задачи программы коррекционной работы:
1. Своевременная диагностика состояния всех компонентов речевой системы;
2. Определение особых образовательных потребностей обучающегося;
3. Характеристика индивидуальных возможностей ребенка через потенциальные результаты коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи;
4. Определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося, структурой нарушения речи;
5. Создание специальных условий обучения, способствующих освоению обучающимся особой образовательной программы начального общего образования с целью достижения предметных и метапредметных результатов, а также результатов освоения программы коррекционной работы по коррекции нарушений устной речи, коррекции нарушений чтения и письма;
6. Реализация системы индивидуально – ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей, преодоления нарушений устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, а также формирование социальной компетенции;
7. Оказание консультативной и методической помощи педагогическим и медицинским работникам по вопросам комплексного сопровождения ребенка.
Место реализации задач коррекционной работы
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего образовательного процесса при изучении предметов учебных планов и на логопедических занятиях.
Предметом промежуточной оценки освоения программы является достижение ее результатов и формирование социальной компетенции.
1. Требования к результатам программы коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи и профилактике нарушений чтения и письма.
· Постановка и введение в речь звуков [л] и [р], автоматизация звука [ш].
· Отсутствие замен и искажений звуков.
· Умение правильно произносить слова сложной слоговой структуры.
· Умение осуществлять процессы анализа и синтеза.
· Богатый словарный запас.
· Сформированное фонематическое восприятие.
· Умение правильно употреблять грамматические формы.
· Развитая связная речь.
1.2. Требования к результатам формирования социальной компетенции.
1.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о овладении достаточным запасом фраз для изложения элементарных проблем, возникших в быту (в магазине, транспорте, дома и др.).
2. Овладение социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
· умение адекватно использовать словарь, отражающий бытовой опыт;
· умение осуществлять речевое сопровождение действий учебной деятельности;
· владение речевыми средствами общения, необходимыми для участия в воспитательных мероприятиях.
3.Овладение навыками коммуникации:
· умение задавать вопрос адекватный коммуникативной ситуации;
· возможность выразить просьбу, благодарность;
· готовность слушать собеседника.
2. Перечень, содержание и план реализации индивидуально – ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося в преодолении нарушений устной речи, профилактике нарушений чтения и письма.
Направления деятельности | Содержание | Перечень мероприятий | План реализации |
Диагностическая работа | · выявление индивидуальных особенностей строения и функционирования органов артикуляции, общих характеристик звучания речи, специфики звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, особенности коммуникативной сферы, сформированности навыков письма и чтения; · анализ возможных проблем в процессе обучения и потенциальных трудностей адаптации, в том числе рисков нарушений письма и чтения; · определение особых образовательных потребностей ребенка и специальных условий обучения; · планирование коррекционной работы. | Обследование обучающегося с целью выявления особых образовательных потребностей ребенка и специальных условий обучения. Анализ КТП и содержания образования по основным предметным областям ООП. | 1 – 15 сентября |
· комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля. | Участие в заседаниях ПМПк. общеобразовательной организации, беседа со специалистами. | По плану работы образовательной организации. В течение полугода. | |
· мониторинг динамики развития обучающихся; · анализ успешности логопедической работы. | Анализ продуктов деятельности ребенка. Обследование обучающегося с целью оценки эффективности логопедической работы. | 23– 25 октября, 25 – 27 декабря. | |
Коррекционно-развивающая работа | · выбор оптимальных для развития ребёнка методов, приёмов, технологий обучения и коррекционной работы в соответствии с его особыми образовательными потребностями; · организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речевого развития и трудностей обучения; · направленное на формирование универсальных учебных действий; · коррекцию и минимизация нарушений речевой системы; · развитие высших психических функций. | Организация группового и индивидуального логопедического сопровождения ребенка в соответствии с уровнем речевого недоразвития. Составление расписания занятий Корректировка программ и мероприятий. Проведение систематических логопедических занятий в соответствии с расписанием. | Сентябрь Сентябрь, начало I и II четвертей. В течение полугода. 19 сентября – 21 декабря. |
Консультативная работа | · • консультирование по вопросам речевой патологии с педагогическим коллективом; · • консультирование потенциальных родителей; · • консультации с медицинским работником по вопросам динамики состояния здоровья в целом; · • консультации с педагогом-психологом по вопросам динамики психического развития ребенка; · • работа с административным управлением/ заместителем директора по вопросам проектирования программы коррекционной работы. · | Участие в заседаниях ПМПк общеобразовательной организации. Разработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса. Консультации специалистов и потенциальных родителей по результатам диагностики | Сентябрь – ноябрь. В течение полугода. По индивидуальным запросам педагогов. |
Информационно-просветительская работа | · различные формы информационно-просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с организацией сопровождения ребенка; · тематические выступления перед педагогическими работниками и потенциальными родителями по проблемам учета индивидуально-типологических особенностей ребенка в процессе обучения и воспитания. | Выступления на заседаниях методического объединения, совещаниях, педагогических советах. Проведение индивидуальных и групповых лекций и консультаций по вопросам коррекции и сопровождения ребенка. Оформление логопедического стенда и печатных материалов, которые включают график работы логопеда, коррекционно-развивающую информацию по вопросам этиологии, патогенеза и коррекции нарушений речи. | В соответствии с планом методического объединения учителей начальных классов. В течение полугода. |
Календарно тематическое планирование на 1 полугодие
Направление работы | Содержание занятий |
5 сентября | |
Обследование устной речи | |
7 сентября | |
Обследование устной речи | |
11 сентября | |
Обследование письменной речи | |
13 сентября | |
Обследование письменной речи | |
19 сентября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над постановкой звука [Л] – артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. «Су-джок» - игры с шарами. 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Упражнение «Хлопни, когда услышишь» ([б]) 2. Упражнение «Повтори за мной» ([б’]) |
Обогащение словарного запаса | 1. Составление словосочетаний со словами, похожими по смыслу. |
21 сентября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над звуком [Л]. 2. Автоматизация звука [Л] в словах. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Игры с прищепками. 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Упражнение «Повтори за мной» ([п]) 2. Игра «Поймай звук» ([п’]) |
Обогащение словарного запаса | 1. Составление словосочетаний со словами, противоположными по смыслу. |
25 сентября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над звуком [Л]. 2. Автоматизация звука [Л] во фразе. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Игра «Собери ромашку». 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Игра «Поймай звук» ([б]) 2. Игра «Найди звук» ([п]) |
Понимание грамматических отношений | Согласование имени существительного с именем прилагательным в ж.р. (цвет) 1. Игра «Разноцветные игрушки» |
27 сентября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над звуком [Л]. 2. Автоматизация звука [Л] в предложении. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. «Су-джок» - игры с шарами. 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Игра «Найди звук» ([б’]) 2. Игра «Ласточка» (сажаем сова на разные крылья) ([п’]) |
Понимание грамматических отношений | Согласование имени существительного с именем прилагательным в ж.р. (форма) 1. Игра «Скажи что и какая по форме» |
3 октября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над звуком [Л]. 2. Автоматизация звука [Л] в рассказах. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Игра «Собери пазлы» 2. Графомоторные упражнения |
Развитие фонематического восприятия | 1. Упражнение «Хлопни, когда услышишь» ([д]) 2. Упражнение «Повтори за мной» ([д’]) |
Развитие навыка слогового анализа и синтеза | 1. Игра «Посчитай слоги» 2. Игра «Собери слово» |
Понимание грамматических отношений | Согласование имени существительного с именем прилагательным в ж.р. (размер) 1. Игра «Разная дорога» |
5 октября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над звуком [Л]. 2. Автоматизация звука [Л] в пересказах. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Шнуровка 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Упражнение «Повтори за мной» ([т]) 2. Игра «Поймай звук» ([т’]) |
Развитие навыка звукового анализа и синтеза | 1. Игра «Найди звук в слове» 2. Игра «В каком домике живет звук?» 3. Игра «Собери слова из звуков» |
Понимание грамматических отношений | Согласование имени существительного с именем прилагательным в м.р. (цвет) 1. Игра «Что какого цвета» |
9 октября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над звуком [Л]. 2. Автоматизация звука [Л] в самостоятельной речи. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. «Су-джок» - игры с шарами. 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Упражнение «Повтори за мной» ([д]) 2. Игра «Поймай звук» ([т]) |
Развитие навыка слогового анализа и синтеза | 1. Игра «Посчитай слоги» 2. Игра «Собери слово» |
Понимание грамматических отношений | Согласование имени существительного с именем прилагательным в м.р. (форма) 1. Игра «Что это скажи, форму назови» |
11 октября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над звуком [ш]. 2. Автоматизация звука [ш] в слогах. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Игры с прищепками. 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Игра «Найди звук» ([д’]) 2. Игра «Ласточка» (сажаем сова на разные крылья) ([т’]) |
Развитие навыка звукового анализа и синтеза | 1. Игра «Найди звук в слове» 2. Игра «В каком домике живет звук?» 3. Игра «Собери слова из звуков» |
Понимание грамматических отношений | Согласование имени существительного с именем прилагательным в м.р. (размер) 1. Игра «Предмет скажу, размер спрошу» |
17 октября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над звуком [ш]. 2. Автоматизация звука [ш] в словах. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Игра «Собери ромашку». 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Упражнение «Хлопни, когда услышишь» ([в]) 2. Упражнение «Повтори за мной» ([в’]) |
Развитие навыка слогового анализа и синтеза | 1. Игра «Посчитай слоги» 2. Игра «Собери слово» |
Понимание грамматических отношений | Согласование имени существительного с именем прилагательным в с.р. (цвет) 1. Игра «Заколдованное кольцо» |
19 октября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над звуком [ш]. 2. Автоматизация звука [ш] во фразе. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Игра «Собери пазлы» 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Игра «Найди звук» ([ф]) 2. Игра «Ласточка» (сажаем сова на разные крылья) ([ф’]) |
Развитие навыка звукового анализа и синтеза | 1. Игра «Найди звук в слове» 2. Игра «В каком домике живет звук?» 3. Игра «Собери слова из звуков» |
Понимание грамматических отношений | Согласование имени существительного с именем прилагательным в с.р. (форма) 1. Игра «Найди пару» |
23 октября | |
Мониторинг динамики развития обучающегося | |
25 октября | |
Мониторинг динамики развития обучающегося | |
7 ноября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над звуком [ш]. 2. Автоматизация звука [ш] в предложении. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Шнуровка 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Игра «Поймай звук» ([в]) 2. Игра «Ласточка» (сажаем сова на разные крылья) ([ф]) |
Развитие навыка слогового анализа и синтеза | 1. Игра «Посчитай слоги» 2. Игра «Собери слово» |
Понимание грамматических отношений | Согласование имени существительного с именем прилагательным в с.р. (размер) 1. Игра «Что и какого размера?» |
9 ноября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над звуком [ш]. 2. Автоматизация звука [ш] в рассказах. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. «Су-джок» - игры с шарами. 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Упражнение «Хлопни, когда услышишь» ([в’]) 2. Игра «Ласточка» (сажаем сова на разные крылья) ([ф’]) |
Развитие навыка звукового анализа и синтеза | 1. Игра «Найди звук в слове» 2. Игра «В каком домике живет звук?» 3. Игра «Собери слова из звуков» |
Обогащение словарного запаса | 1. Игра «Доскажи словечко» 2. Отгадывание загадок |
13 ноября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над звуком [ш]. 2. Автоматизация звука [ш] в пересказах. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Игра «Собери пазлы» 2. Графомоторные упражнения |
Развитие фонематического восприятия | 1. Упражнение «Повтори за мной» ([м]) 2. Игра «Ласточка» (сажаем сова на разные крылья) ([м’]) |
Развитие навыка слогового анализа и синтеза | 1. Игра «Посчитай слоги» 2. Игра «Собери слово» |
Обогащение словарного запаса | 1. Игра «Слово ты договори и все вместе повтори» |
15 ноября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над звуком [ш]. 2. Автоматизация звука [ш] в самостоятельной речи. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Игры с прищепками. 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Упражнение «Хлопни, когда услышишь» ([з]) 2. Игра «Найди звук» ([з’]) |
Развитие навыка звукового анализа и синтеза | 1. Игра «Найди звук в слове» 2. Игра «В каком домике живет звук?» 3. Игра «Собери слова из звуков» |
Обогащение словарного запаса | 1. Игра «Скажи правильно» 2. Игра «Найди ошибку» |
21 ноября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Дифференциация звуков [ш] и [ф]. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Игра «Собери пазлы» 2. Графомоторные упражнения |
Развитие фонематического восприятия | 1. Игра «Найди звук» ([c]) 2. Игра «Ласточка» (сажаем сова на разные крылья) ([c’]) |
Развитие навыка слогового анализа и синтеза | 1. Игра «Посчитай слоги» 2. Игра «Собери слово» |
Формирование навыков словообразования (приставочные глаголы) | 1. Игра «Навигатор» 2. Игра «Пройдем вместе» |
23 ноября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Дифференциация звуков [ш] и [ф]. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Шнуровка 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Игра «Найди звук» ([з]) 2. Игра «Ласточка» (сажаем сова на разные крылья) ([с]) |
Развитие навыка звукового анализа и синтеза | 1. Игра «Найди звук в слове» 2. Игра «В каком домике живет звук?» 3. Игра «Собери слова из звуков» |
Формирование навыков словообразования (наречий от прилагательных) | 1. Игра «Скажи, как» |
27 ноября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над постановкой звука [р] – артикуляционная гимнастика. 2. Постановка звука [р]. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. «Су-джок» - игры с шарами. 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Упражнение «Хлопни, когда услышишь» ([з’]) 2. Игра «Найди звук» ([с’]) |
Развитие навыка слогового анализа и синтеза | 1. Игра «Посчитай слоги» 2. Игра «Собери слово» |
Формирование навыков словообразования (относительных прилагательных от существительного) | 1. Игра «Приготовим сок из фруктов» 2. Игра «Посуда»: - посуда из стекла какая? - посуда из фарфора какая? - посуда из глины какая? И т.д. |
29 ноября | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над постановкой звука [р] – артикуляционная гимнастика. 2. Постановка звука [р]. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Игра «Собери пазлы» 2. Графомоторные упражнения |
Развитие фонематического восприятия | 1. Упражнение «Хлопни, когда услышишь» ([c]) 2. Упражнение «Повтори за мной» ([ш]) |
Развитие навыка звукового анализа и синтеза | 1. Игра «Найди звук в слове» 2. Игра «В каком домике живет звук?» 3. Игра «Собери слова из звуков» |
Обогащение словарного запаса | 1. Игра «Расколдуй слово» |
5 декабря | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над постановкой звука [р] – артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука [р] изолированно. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Игры с прищепками. 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Упражнение «Хлопни, когда услышишь» ([з]) 2. Игра «Ласточка» (сажаем сова на разные крылья) ([ж]) |
Развитие навыка слогового анализа и синтеза | 1. Игра «Посчитай слоги» 2. Игра «Собери слово» |
Развитие связной речи | 1. Составление рассказа по сюжетной картинке. |
7 декабря | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над постановкой звука [р] – артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука [р] в слогах. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Игра «Собери пазлы» 2. Графомоторные упражнения |
Развитие фонематического восприятия | 1. Игра «Поймай звук» ([ц]) 2. Игра «Найди звук» ([ч]) |
Развитие навыка звукового анализа и синтеза | 1. Игра «Найди звук в слове» 2. Игра «В каком домике живет звук?» 3. Игра «Собери слова из звуков» |
Развитие связной речи | 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок из 2 частей. |
11 декабря | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над постановкой звука [р] – артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука [р] в слогах. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Шнуровка 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Упражнение «Повтори за мной» ([г]) 2. Игра «Ласточка» (сажаем сова на разные крылья) ([г’]) |
Развитие навыка слогового анализа и синтеза | 1. Игра «Посчитай слоги» 2. Игра «Собери слово» |
Развитие связной речи | 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок из 3 частей. |
14 декабря | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над постановкой звука [р] – артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука [р] в словах. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. «Су-джок» - игры с шарами. 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | 1. Упражнение «Хлопни, когда услышишь» ([к]) 2. Игра «Ласточка» (сажаем сова на разные крылья) ([к’]) |
Развитие навыка звукового анализа и синтеза | 1. Игра «Найди звук в слове» 2. Игра «В каком домике живет звук?» 3. Игра «Собери слова из звуков» |
Развитие связной речи | 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок из 4 частей. |
19 декабря | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над постановкой звука [р] – артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука [р] в словах. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Игра «Собери пазлы» 2. Графомоторные упражнения |
Развитие фонематического восприятия | 1. Игра «Поймай звук» ([г]) 2. Игра «Найди звук» ([к]) |
Развитие навыка слогового анализа и синтеза | 1. Игра «Посчитай слоги» 2. Игра «Собери слово» |
Развитие связной речи | 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок из 5 частей. |
21 декабря | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | 1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над постановкой звука [р] – артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука [р] в словосочетаниях. |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | 1. Игры с прищепками 2. Графомоторные упражнения |
Развитие фонематического восприятия | 1. Упражнение «Хлопни, когда услышишь» ([г’]) 2. Упражнение «Повтори за мной» ([к’]) |
Развитие навыка звукового анализа и синтеза | 1. Игра «Найди звук в слове» 2. Игра «В каком домике живет звук?» 3. Игра «Собери слова из звуков» |
Развитие связной речи | 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок из 6 частей. |
25 декабря | |
Мониторинг динамики развития обучающегося | |
27 декабря | |
Мониторинг динамики развития обучающегося |
3. Система комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
3.1 Описание системы.
Система комплексного психолого – медико – педагогического сопровождения обучающегося включает междисциплинарное взаимодействие специалистов:
· в формате психолого – медико – педагогического консилиума при комплексном сборе сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
· в условиях реализации информационно – консультативной деятельности;
· при разработке рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся едиными для всех участников образовательных отношений.
Учитывая, что в анамнезе ребенка имеются нарушения устной и письменной речи, в систему комплексного сопровождения включаются следующие специалисты:
· учитель – логопед;
· педагог – психолог;
· учитель начальных классов;
· воспитатель группы продленного дня.
Их взаимодействие осуществляется в пределах профессиональной компетенции поэтапно.
Этап | Учитель-логопед | Учитель начальных классов | Педагог-психолог |
диагностики | Логопедическое обследование | Педагогическое обследование | Психологическое обследование |
запускающий | Разработка программы коррекционной работы | Разработка программы учебных предметов | Разработка программы коррекционной работы |
реализации АОП | Индивидуальные и групповые коррекционные занятия | Система специальных дидактических приемов индивидуальной работы | Индивидуальные и групповые коррекционные занятия |
мониторинга | Оценка динамики речевого развития | Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов | Оценка динамики психического развития |
Общую координацию междисциплинарного взаимодействия осуществляет заместитель директора по учебной работе.
3.2. Логопедическое обследование обучающегося
Логопедическое обследование обучающегося проводилось с целью выявления (уточнения) его особых образовательных потребностей.
Ф.И.О., дата рождения, Даниил М., 2008 г. рождения, дата обследования 1-15.09.2017 | 01.09.2017 -15.09.2017 | 23.10.2017 -27.10.2017 | 25.12.2017 –29.12.2017 | |||
Раннее речевое развитие | первые слова | 1-1,5 года | ||||
фразовая речь (в N – к 1,5-2 годам) | 3 года | |||||
Занимался ранее с логопедом | 3 года в логопедической группе | |||||
Отношение ребенка к дефекту | Качество собственной речевой продукции не вызывает у ребенка дискомфорта | |||||
произносительная сторона речи | Общее звучание речи | речевое дыхание | N | |||
голос (сила, высота, тембр) | N | |||||
темпо-ритмическая сторона речи | N | |||||
характеристика интонационной стороны речи | употребление основных видов интонации | N | ||||
выразительность речи | Выразительная | |||||
изменение характеристик просодики | при волнении | Не изменяется | ||||
при усложнении линг. мат-ла | Не изменяется | |||||
Анатомическое строение артикуляционного аппарата | N | |||||
Состояние речевой моторики | состояние мимической мускулатуры | N | ||||
состояние артикуляционной моторики | N | |||||
Состояние звукопроизношения | свистящие | условия произношения | в слове | N | ||
во фразе | N | |||||
в самостоятельной речи | N | |||||
в тексте (при чтении) | N | |||||
шипящие | условия произношения | в слове | Замена звука [Ш] на звук [Ф] в начале слова, в словах со стечением согласных. | |||
во фразе | Замена звука [Ш] на звук [Ф] | |||||
в самостоятельной речи | Замена звука [Ш] на звук [Ф] | |||||
в тексте (при чтении) | Замена звука [Ш] на звук [Ф] | |||||
соноры | условия произношения | в слове | Искажение звука [Л] (двугубное произношение) в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных. Искажение звука [Р] (горловое произношение) в начале, конце, середине слова, в словах со стечением согласных | |||
во фразе | Искажение звука [Л] (двугубное произношение), искажение звука [Р] (горловое произношение). | |||||
в самостоятельной речи | Искажение звука [Л] (двугубное произношение), искажение звука [Р] (горловое произношение). | |||||
в тексте (при чтении) | Искажение звука [Л] (двугубное произношение), искажение звука [Р] (горловое произношение). | |||||
Звуко-слоговая структура слова | воспроизведение 3-4-5-сложных общеупотребительных слов (карандаш, дорога, велосипед, телевизор, насекомое, поведение) | воспроизводит без ошибок | ||||
воспроизведение малознакомых слов, терминологической лексики (морфологический, частное, подлежащее, эквивалент, кардиология) | не воспроизводит: археологи – [каприологи] | |||||
проговаривание предложений с многосложными словами (экскурсовод проводит экскурсию, мотоциклист едет на мотоцикле, библиотекарь раздает книги в библиотеке, учительница обучает учеников) | воспроизводит с ошибками: [бибиблиотекарь раздает книги] | |||||
имеют место: пропуски слогов, перестановки, повторы, упрощения стечения согласных и т.д. | имеют место повторы слогов: [бибиблиотекарь] | |||||
Фонематическое восприятие | дифференциация оппозиционных звуков | не дифференцирует: (ва-фа-ва; бо-по-бо; та-да-та) | не дифференцирует: [ва-ва-фа]; [бо- бо-бо]; [да –да –та] | |||
твердые-мягкие: (ми-мы-ми; дэ-де-дэ; ви-вы-ви) | дифференцирует с ошибками: [дэ-дэ-дэ]; [вы-ви-ви] | |||||
свистящие- шипящие (са – ша – са; са – за – ца; за – жа – за; жа - ша - ша) | дифференцирует все звуки, кроме [ш], который заменяется на звук [ф]: [са – фа – ca] | |||||
Соноры (ра–ла –ра; ла-ла - ра) | дифференцирует | |||||
языковой анализ и синтез | Фонематический анализ и синтез | выделение звука из слова (домик, шар, аист, улитка) | не выделяет звук из слова, например, 1 звук в слове домик – [до], | |||
определение места звука в слове (мос т, к уст, камы ш, д ом, то п ор, ша р ф, а ист, п е нал, ручк а, л и нейка, о сень,) | определяет место звука в слове | |||||
определение места звука по отношению к другим звукам (бабо ч ка, кру ж ка, к н ижка, камы ш, м елки, фо к ус) | определяет | |||||
определение количества и последовательности звуков в слове (сом, двор, хлеб, доска, артист) | не определяет количество звуков в слове, например, в слове «доска» 9 звуков, «хлеб» - 3 звука | |||||
синтез слова из заданных звуков ([о] [ |
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд