В двух стихах из «Уттара-кханды» «Падма Пураны» Господь Шива обращается к Парвати:
арадхананам сарвешам вишнор арадханам парам
тасмат паратарам деви тадийанам самарчанам
«Из всевозможных форм поклонения, поклонение Господу Вишну наилучшее. Но поклонение тому, что связано с Ним (тадийа), даже выше поклонения Самому Господу Вишну» (Шрила Рупа Госвами «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.214).
арчайитва ту говиндам тадийан нарчайет ту йах
на са бхагавато джнейах кевалам дамбхиках смритах
«Если кто-то поклоняется Говинде, не поклоняясь тем, кто связан с Ним, он не может считаться истинным преданным. Фактически, он ни кто иной, как лицемер» (Шрила Санатана Госвами, «Хари-бхакти-виласа», 10.362).
Господь не принимает служения от того, кто пытается выражать преданность лишь Ему одному, не имея привязанности к Туласи Деви и к тем, кого называют «тадийа ». Преданные настолько дороги Господу Говинде, что Он подчиняется им. Поэтому Он легко отдает Себя всякому, кто любит и почитает Его преданных. На самом деле, Он говорит, что каждый, кто выдает себя за преданного, не является воистину Его преданным. Называть себя преданным может только тот, кто действует как преданный Его
преданных:
йе ме бхакта-джанах партха на ме бхакташ ча те джанах
мад-бхактанам ча йе бхактас те ме бхактатама матах
«О, Арджуна, те, кто говорят, что они Мои преданные, не являются по-настоящему Моими преданными. Своими преданными Я считаю только слуг Моих преданных» («Ади-пурана»).
Когда Шри Чайтанья Махапрабху увидел, с какой любовью и уважением царь Пратапарудра относился к Его спутнику
Рамананде Раю, Он подал знак о Своем намерении быть милостивым к царю, сказав:
|
прабху кахе туми кришна-бхаката-прадхана
томаре дже прити каре сеи бхагйаван
томате дже эта прити хаила раджара
еи гуне кришна танре карибе ангикара
«Мой дорогой Рамананда Рай, ты — самый выдающийся из всех преданных Кришны; поэтому всякий, кто любит тебя, воистину, очень удачливая душа. Так как царь питает к тебе такую любовь, Господь Кришна непременно примет его» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 11.26-27).
Уддхава — один из величайших преданных Господа. Когда он обратился к Кришне, чтобы научиться науке йоги, Господь дал ему наставления, известные как «Уддхава-Гита» (Одиннадцатая песнь «Шримад-Бхагаватам»).
В этих наставлениях Господь указывает на качества чистого преданного:
адарах паричарйайам
сарвангаир абхиванданам
мад-бхакта-пуджабхйадхика
сарва-бхутешу ман-матих
мад-артхешв анга-чешта ча
вачаса мад-гунеранам
майй арпанам ча манасах
сарва-кама-виварджанам
«Мои преданные с великой заботой служат Мне, занимая в этом свое тело и способности. Для них нет ничего важнее поклонения другим преданным. Они видят Мое присутствие во всех живых существах. Они занимают свои тела трудом ради Меня. Они задействуют свою речь в прославлении Моих качеств. Деятельность своего ума они предлагают Мне, а все материальные желания отбрасывают» («Шримад-Бхагаватам», 11.19.21-22).
В своей «Чайтанья-бхагавате» Вриндаван дас Тхакур объясняет третью строку первого из этих стихов — «мад-бхакта-пуджабхйадхика » — следующим образом:
амара бхактера пуджа ама хаите бада
сеи прабху бхагавате каила дадха
Господь решительно провозгласил в «Ведах» и «Бхагаватам»: «Поклонение Моему преданному выше поклонения Мне» («Чайтанья-бхагавата», 1.1.8).
|
Следует полагать, что, если человек обрел общение с чистым преданным, он обязан этим своим благодеяниям, которые совершал в течение многих жизней. Когда Видура избавился от своих сомнений, слушая рассказы о Верховном Господе из уст Майтреи Муни, он произнес с благодарностью:
дурапа хй алпа-тапасах сева ваикунтха-вартмасу
йатропагийате нитйам дева-дево джанарданах
«Людям, не склонным к совершению аскез, едва ли представится возможность служить чистым преданным, которые идут по пути, ведущему в царство Бога, на планеты Вайкунтхи. Великие души беспрестанно прославляют Верховную Личность Бога — Господа полубогов и повелителя всех живых существ» («Шримад-Бхагаватам», 3.7.20).
Любовь к Господу пробуждается в результате слушания о Его славе от великих душ. По мере того, как любовь преданного к Господу усиливается, он избавляется от отождествления себя с телом и материальной деятельностью.
Поэтому Джагадананда Пандит пишет:
садху-санге кришна-нама еи матрас аи
самсара джините ара коно васту наи
«Мое единственное желание — повторять Святое Имя в обществе преданных. Чтобы одолеть круговорот самсары, я не нуждаюсь больше ни в чем» («Према-виварта», 6.13).
«Вайшнавы очищают свой род от предков до потомков »