Задание 2
Опишите методику изучения приема письменного умножения на однозначное число. Составьте фрагмент урока ознакомления с алгоритмом письменного умножения на однозначное число, включающий следующие этапы: 1) подготовительный; 2) изучение нового материала; 3) первичное закрепление.
Умножение на однозначное число
Данный прием изучается в 4 этапа. Рассмотрим их поподробнее.
1. Повторение теоретической основы.
ТО:
- повторение распределительного закона умножения (правило умножения суммы на число);
- повторение таблицы умножения4
-приемы внетабличного умножения
-приемы сложения в пределах 10,20 и 100.
Можно использовать такие задания: сравните и найдите значения выражений. Чем похожи и чем отличаются данные выражения?
(2+3)*5
(2+3+4)*5
2. Ознакомление с приемом.
На специальном уроке детей знакомят с алгоритмом письменного умножения. Для этого сначала повторяют прием устного внетабличного умножения на однозначное число. После этого учитель говорит, что действия можно выполнять и короче – столбиком, и показывает новую форму записи. Учитель должен пояснить, что:
-каждую цифру надо писать в отдельной клеточке: единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.;
-знак «Х» ставят слева между строками;
-черта – это знак равно.
Также учитель должен сообщить детям алгоритм.
1. Пишу единицы под единицами,…
2.Начинаю умножение с единиц.
Умножаю десятки.
Умножаю сотни.
Читаю ответ.
3. Формирование умения.
Учитель должен предложить упражнения на умножение с подробным проговариванием, выполнение подробных записей.
(Моро 3 класс 2 часть стр.88)
4. Формирование навыка
Навык понимается как быстрое, свёрнутое, без подробных объяснений, но осознанное выполнение действий. Для этого предлагают подобные вычисления на протяжении следующих уроков.
Предлагаются упражнения:
1.На выполнение решения с подробным объяснением (не более 6 случаев подряд).
Закончи запись.
Найди ошибки в записи.
Заполни пропуски в записи и т.д.
Программа М.И. Моро
М3М, ч.2, стр.88
На данном уроке детей знакомят с приемами письменных вычислений. Учитель должен объяснить детям, что если устно выполнить умножение трудно, то его выполняют, используя письменные приемы. Автор дает задание, в котором нужно объяснить вычисления, затем вводится знак «х». Важно объяснить детям, что умножаются сначала единицы, потом десятки, а затем сотни.
Далее для формирования умения можно использовать задание из учебника.
М3М, ч.2, стр. 88
По программе М.И. Моро на данном этапе рассматривают и более сложные случаи. Рассмотрим их поподробнее.
1. Умножение столбиком с одним переходом через разряд (сначала в разряде единиц, затем десятков). Этот прием начинают изучать в 3 классе.
М3М, ч.2, стр.89
Затем этот прием продолжают изучать в 4 классе. Дети выполняют такие же действия, но уже с многозначными числами.
М4М, ч.1, стр.76
2. Умножение столбиком с двумя переходами через разряд.
3. Умножение с нулями в середине первого множителя.
4. Умножение круглого числа на однозначное число.
М2М.ч.1, стр.79
Сначала нужно предложить детям устный случай:
Затем учитель должен объяснить, что при умножении круглого числа мы не обращаем внимания на нуль, а затем приписываем его к концу произведения. Аналогично нужно рассуждать и при умножении столбиком.
Затем выводим правило:
При умножении круглого числа на однозначное умножаем, не обращая внимания на 0 на конце множителя, а затем к концу произведения приписываем столько 0, сколько их было на конце множителя.
Программа Н.Б. Истоминой
По программе Истоминой данный этап начинают изучать в 4 классе. Сразу же рассматриваются некоторые частные случаи, но не очень подробно.
М4И, ч.1, стр. 19-20
На странице 19 вводится тема «Умножение многозначного числа на однозначное». На странице 20 даны небольшие правила, где говорится о том, что при умножении многозначного числа на однозначное можно пользоваться умножением в столбик, соблюдая при этом определенную последовательность операций. Последовательность дана чуть ниже.
Далее на странице 21 можно увидеть случай умножения с переходом через разряд.
М4И, ч.1, стр. 21
(случай умножения с переходом через разряд)
М4И, ч.1, стр. 30
На этой странице дети изучают частный случай умножения круглого числа на однозначное. Дети знакомятся с данным случаем с помощью рассуждений Маши и Миши.