Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ЗПР.




Итоговое задание по специальной и коррекционной психологии и педагогике.

Педагогические ситуации.

 

 

Выполнила:

студентка группы ИОа-18-2

Морулёва Анастасия Алексеевна


Проверила:

к.п.д., доцент кафедры педагогики

и методики начального образования

Згурская Татьяна Васильевна

 

 

Новокузнецк 2020

Задание 1.

Сережа Ч., 9 лет. Диагноз: легкая степень умственной отсталости. Сережа воспитывается в полной семье, у него есть брат. Родители стараются обеспечить своих детей всем необходимым, много времени проводят на работе. Желая оградить сына от неприятностей в жизни, родители строго за ним следят. При этом они отмечают, что Сережа может вывести их из себя, часто ловят себя на враждебном отношении к нему, и с нежностью вспоминают его маленьким. Родители стыдятся проявлений низких интеллектуальных способностей ребенка, жалеют его. Чтобы мальчик вырос приспособленным к жизни, по их мнению, следует держать его в жестких рамках. Согласны ли вы с поведением родителей? Обоснуйте свой ответ.

 

Ответ: Я не соглашаюсь с поведением родителей, они не оказывают ему внимания и пытаются оградить его от общества, что приведет к тому, что он станет замкнутым. Главной задачей родителей является правильная расстановка приоритетов в воспитании своего ребенка. В этом случае следует обратиться за помощью к специалистам и главное нужно изменить отношение родителей к ребенку. Нужно набраться терпения и главное принять, что у Сережи легкая степень и все можно поправить. Родителям можно дать следующие рекомендации:

· создать в семье комфортную, благоприятную, спокойную обстановки;

· стремиться к любви и пониманию;

· посвящать большого количества времени общению с ребенком;

· формировать социально-адаптированную личность, которая будет готова к самостоятельной жизни вне дома.

 

Задание 2.

Решите проблемную задачу: «Саше 4 года, у него диагноз ДЦП. Родители всячески опекают ребенка, стремятся многое за него сделать, предупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. Ребенок не может овладеть речевой деятельностью». Какие рекомендации родителям вы можете дать?

 

Ответ:

· Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.

· Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

· Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.

· Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

· Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

· Предоставляйте ребенку максимально возможную самостоятельность в действиях и принятии решений.

· Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.

· Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.

· Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни игрушки, ни компьютер не заменят ему Вас.

· Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

· Чаще прибегайте к советам специалистов.

· Больше читайте, и не только педагогическую, но и художественную литературу.

· Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

· Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Задание 3.

Ребенок приходит в школу, он плохо включается в учебную деятельность, воспринимает и не выполняет школьных заданий, ведет себя так же, как в детском саду, и оказывается «не созревшим» для обучения. У него нет школьных интересов, обязательности по отношению к выполнению предложенного задания, он с трудом овладевает начальными навыками письма и чтения. Это объясняется недоразвитием ребенка способности к осознанному анализу звуковой стороны речи, отсутствие интереса к таким формам абстрактной деятельности, как умение анализировать звуковой состав слов, что и затрудняет процесс овладения навыками чтения и особенно письма. Часто во время занятий у ребенка появляется повышенная утомляемость, иногда и головные боли. Вместе с тем у ребенка нет первичной интеллектуальной недостаточности. Определите возможное отклонение в психическом развитии.

 

Ответ: У ребенка временная задержка психического развития.

В массовой школе встречаются неуспевающие дети, у которых трудности в обучении обусловлены временной задержкой психического развития. Дети с психофизическим или только с психическим инфантилизмом и дети, у которых инфантилизм сочетается с задержкой в развитии познавательной деятельности произвольного внимания, логического запоминания, пространственных представлений, восприятия, мышления и др., могут понять смысл прочитанной им сказки, рассказа, разложить в должной последовательности серию предложенных картинок, понять смысл сюжетной картинки. При правильном педагогическом подходе трудности в обучении детей с психофизическим инфантилизмом могут быть преодолены.

 

 

Задание 4.

«Мать описала особенности развития девочки следующим образом. Когда Кате было три месяца, мать обратила внимание, что девочка ни на что не реагирует: ни на звуки, ни на игрушки, ни на людей. У нее был блуждающий взгляд, она улыбалась сама себе, иногда была сверх спокойной, а иногда могла кричать целый день. Катя пугалась кроватки, сначала любила быть на руках, а потом полюбила быть одна. На мокрые пеленки не реагировала. Плохо ела, плохо набирала вес. Навыки опрятности появились поздно. Мать отмечала, что девочка не фиксировала взгляд на предметах. До года не выделяла мать. На момент обследования девочка очень избирательна в контактах, с трудом переносит смену обстановки. Не терпит прикосновений, издает внезапные резкие крики. Отвергает любые попытки взрослых чему-то ее научить. Не любит, чтобы рисовали ее рукой. При этом любит листать книжки, смотреть по телевизору музыкальные передачи, по подражанию делает зарядку».

Определите, какому расстройству эмоционально волевой сферы и поведения соответствует характеристика.

Ответ: Соответствует ранний детский аутизм. Симптомы девочки очень похожи: Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.

Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.

Задание 6.

Алёша М., 10 лет, ученик 1 класса массовой школы. При медико-педагогическом исследовании подтвердилось наличие у мальчика резко сниженной работоспособности. Он не умеет сосредоточиться на задании, не удерживает в уме отдельные его элементы; в поведении расторможен, отвлекаем, импульсивен, недисциплинирован.

Кроме указанных трудностей в поведении, у мальчика выявилось значительное недоразвитие познавательной деятельности. Из предложенных ему заданий на исключение четвертой лишней картинки он не выполнил ни одного. Легкую серию последовательных картинок сложить не мог. Смысл прочитанных рассказов «О споре животных», «Саша заболел» был ему совершенно недоступен, он заявлял, что все забыл, не помнит и т.д. Смысл простейших задач для учащихся 1 класса не понимал. У Алеши выявились грубые нарушения пространственных представлений. Он не может сложить по образцу элементарные геометрические фигуры (треугольник, квадрат), картинку из разных частей, путает стороны тела, не знает, где у него правая и левая рука, правый глаз, ухо и т.д. У мальчика есть некоторое снижение остроты зрения, но с помощью очков оно скоррегированно - на правом глазу равняется 0,6, а на левом - 0,7.

Определите возможные отклонения в психическом развитии мальчика.

 

Ответ: В данной ситуации у Алеши осложненная форма олигофрении. Клиническая картина умственной отсталости ребенка взаимосвязана с его психическими расстройствами. В качестве симптомов детской олигофрении в медицине зафиксированы нарушения:

  • сознательной деятельности;
  • познания и обобщения;
  • речи;
  • эмоций.

Проявления олигофрении у детей с ДЦП становятся заметными в 2-3 года и выражаются в торможении интеллектуального развития, слаборазвитых побуждающих рефлексах, расстройствах моторики.

Задание 7.

Разработайте психологические рекомендации учителям, работающим с детьми, имеющими диагноз ЗПР…

Ответ:

Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ЗПР.

1. Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.

2. Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.

3. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.

4. Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.

5. Поддержка ребенка со стороны психолога, педагогов.

6. Обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном и бытовом материале.

7. Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.

8. Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.

9. Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.

10. Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.

11. Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

12. Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.

13. Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.

14. Стремиться к индивидуальному подходу к каждому ученику.

15. Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

16. Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

17. В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

18. На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

19. Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).

20. Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

21. Психологическую коррекцию внимания проводить в процессе деятельности, доступной детям с интеллектуальной недостаточностью (игровой, учебной, общения).

Задание 8.

Укажите комплекс мероприятий психокоррекционной работы, направленной на устранение неблагоприятного воздействия социальных факторов (в роли классного руководителя).

Ответ:

Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных выше социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания. Эффективность психолого-педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком.

При организации коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия.

Приведем пример сложности и разноуровневости проблем ребенка с ринолалией. Характерной особенностью речи такого ребенка является носовой оттенок, так как струя воздуха во время речевого акта проходит через нос, а не через рот (открытая ринолалия). Вследствие отсутствия или недостаточности перегородки между носовой и ротовой полостью (из-за расщелин твердого и мягкого неба, недостаточной подвижности мягкого неба) струя воздуха уходит в нос, и речь ребенка с таким нарушением обычно малопонятна для окружающих. Он практически не умеет направленно выдыхать через рот - задувать свечку, дышать на ладошки, петь гласные.
До операции ребенок с расщелиной твердого неба, как правило, носит обтураторы (пластины, создающие искусственное небо), которые меняются по мере взросления ребенка. При недостаточно внимательном отношении в промежутки между пластинами может забиваться пища, становясь источником инфекции и ослабляя организм ребенка.
Ребенок с открытой ринолалией нуждается в помощи логопеда как в дооперационный, так и в послеоперационный период. Воспитатель работает в сотрудничестве с логопедом и проводит большую работу по развитию речевого (ротового) дыхания.
У ребенка с закрытой ринолалией из-за разращений в носу полипов закрыт проход воздуха в нос. В речи такой ребенок заменяет носовые звуки [м] и [н] на звуки [б] и [д]. Первостепенное значение в этих случаях отводится медицинской коррекции — удалению аденоидов, физиотерапии и пр. В дальнейшем к работе подключаются логопед и воспитатель. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок закрывал рот и дышал носом. Необходимо несколько раз (3-4) в день с этим ребенком выполнять дыхательные упражнения: дышать поочередно правой, а затем левой ноздрей, при этом рот и другая ноздря должны быть закрыты; делать вдох ртом, а выдох носом и наоборот, вдыхать носом, а выдыхать ртом; пропевать на мотив песни звук [м].
В дальнейшем первостепенную роль будут иметь занятия с логопедом и психологом по формированию позитивного самовосприятия, эффективных навыков коммуникации, а также работе с их ближайшим социальным окружением по созданию психотерапевтической поддерживающей атмосферы.

Задание 9.

Лариса родилась в срок; беременность у матери протекала нормально, но задержка в развитии отмечалась с самого раннего детства. Головку Лариса начала держать в 7 мес. В месячном возрасте девочка перенесла воспаление легких, в год болела корью в тяжелой форме, теряла сознание. Со слов бабушки, педагога массовой школы, девочка отставала в психическом развитии. Отдельные слова у нее появились к году, а отдельные фразы к полутора годам. Она не проявляла интереса к игрушкам, картинкам, сказкам. В старшем дошкольном возрасте, несмотря на то что бабушка систематически занималась с девочкой, у нее не удалось выработать даже элементарных представлений о числе. Лариса пошла в школу в 7,5 лет. В школе обнаружились значительные затруднения в обучении. У девочки наблюдалась зеркальность в письме, она с трудом переходила к абстрактному счету, не понимала смысла сказок и рассказов. Читала Лариса очень медленно и не понимала смысла прочитанного. Казалось бы, что уже на первых порах пребывания Ларисы в школе можно было видеть, что в условиях массовой школы ей учиться будет трудно. Но поскольку бабушка ежедневно с ней занималась дополнительно, а девочка была дисциплинированной, старательной, исполнительной, могла часами механически заучивать отдельные разделы программы, ее переводили ежегодно из класса в класс без достаточных знаний и навыков.

Предположите, какое отклонение развития проявляется у ребенка. Свой ответ аргументируйте, наметьте дальнейшую работу с ребенком.

Ответ: Дебильность.

Дебильность — самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики. Типичным для дебильности является наглядно-образное мышление, невозможность построения сложных умозаключений, затруднение в улавливании внутренних связей между предметами и событиями, недоразвитие нравственных и волевых качеств, безынициативность, легкая внушаемость. Наряду с проведением специфической, корригирующей и симптоматической терапии пациентам с дебильностью необходима социальная адаптация, правильное психологическое воспитание, специальное школьное и трудовое обучение.

Над проблемой социальной адаптации пациентов с дебильностью совместно работают специалисты в области педиатрии, социальной психологии, педагогики, детской неврологии и психиатрии. Задача состоит не только в том, чтобы приспособить пациентов с дебильностью к самостоятельной жизни в обществе, но и уберечь их от вовлечения в преступные группировки, где их используют как послушных и легко управляемых исполнителей.

Чрезвычайно важным в социальной адаптации является правильная организация обучения, трудовой деятельности и быта пациентов с дебильностью. Дети должны проходить обучение в специализированных школах, где учебный процесс будет соответствовать их умственным возможностям. В дальнейшем они способны освоить несложную специальность и выполнять простую работу, не требующую быстрого переключения внимания, инициативности или самостоятельности. По некоторым данным при адекватном воспитании и обучении до 70% пациентов с дебильностью благополучно адаптируются в обществе, ведут трудовую деятельность и даже создают семьи.

Задание 10.

Сформулируйте основные постулаты этики для специалистов, работающих с родителями детей инвалидов.

Ответ:

· Нужно быть всегда спокойным и не отвечать на агрессию родителей агрессией.

· Излагать все по фактам.

· Уметь доносить до родителей информацию правильно.

· Быть готовым оказать поддержку родителям и ребенку.

· Проинформировать родителей о перечне врачей, больниц, школ для детей инвалидов.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: